Перед учителем сегодня стоит сложная задача вооружить обучающихся, в соответствии с ФГОС, предметными, метапредметными и личностными компетенциями. И особенно трудной эта задача становится, если в составе учащихся в классе есть школьники с нарушением слуха, обучающиеся в условиях инклюзии, или весь класс – специальный и состоит из неслышащих и слабослышащих учащихся.
Рассмотрим самые главные организационные и содержательные компоненты урока, которые необходимо планировать на уроке по любому предмету, если в классе учится хотя бы один неслышащий или слабослышащий учащийся.
Цель и задачи урока при наличии слабослышащего или неслышащего ученика в классе должны учитывать особенности развития учащегося, а, соответственно, включать коррекционный компонент (например, отработку какого-либо речевого навыка: обращения или фразы, организующей рассуждения учащегося). В коррекционные задачи должна быть также включена работа по развитию слухо-зрительного восприятия и отработке произносительных навыков обучающегося. Например, при изучении темы «Предложение» во время урока русского языка планируется тщательная отработка произношения звука Ж, а также восприятие на слухо-зрительной основе (т.е. с помощью звукоусиливающей аппаратуры и с помощью зрительного восприятия артикуляции произносимого слова или фразы) нескольких слов и фраз: предложение, простое предложение, предложение передаёт законченную мысль, из предложений состоит текст и т.д. С целью достижения поставленных коррекционных задач учителем во время урока тщательно контролируется постановка учениками ударения в словах, проговаривание окончаний слов, применение синонимов, построение фраз и предложений учащимися – то есть все те виды речевой деятельности, которые вызывают наибольшие затруднения у учащихся в силу полного отсутствия или нарушения речевого слуха.
При планировании традиционного комбинированного урока учёт особенностей обучающегося с нарушенным слухом отражается в особенностях проведения каждого этапа урока:
– организационный момент (начало урока) должен включать в обязательном порядке речевую установку (Говорим четко, разборчиво…): это необходимо для организации речевой среды неслышащих и слабослышащих обучающихся, речь которых, как известно, формируется в полностью или частично искусственных условиях, на систематических урочных и внеурочных занятиях при получении дошкольного и школьного образования;
– проверка домашнего задания либо проверка знаний и умений по ранее изученным темам проводится в обязательном порядке, с целью наиболее эффективной актуализации знаний и перехода к изучению новой темы; проверка знаний может проводиться с опорой на тематический и терминологический словарь, который облегчает учащимся формулирование ответов на вопросы, задаваемые учителем; данный этап предполагает максимальную работу по развитию связной речи обучающихся, с помощью уже усвоенной лексики предыдущих уроков (например, перед изучением темы «Сложное предложение» необходимо повторить такие понятия как Предложение, грамматическая основа, подлежащее, сказуемое и др.);
– изучение новой темы может проводиться в различных формах: беседа, решение проблемного вопроса, изложение готового материала учителем, самостоятельное изучение учащимися новой темы и т.д. Решающее значение при этом имеет тщательный отбор материала и его адаптирование. Главным способом адаптирования текстового материала является сжатие текста: сокращение несущественных элементов, выделение ключевых фраз и упрощение синтаксической структуры предложений. Материал подаётся порционно, небольшими частями, с постоянным контролем понимания изложенного. Наряду с лекционной формой подачи материала самим учителем (устно, слухо-зрительно, с элементами дактилирования и жестовой речи), необходимо при изучении нового материала использовать также учебник, презентации, готовые демонстрации опытов, энциклопедии, различные интернет-ресурсы. Развитие метапредметных навыков при этом является важнейшим элементом коррекционной составляющей урока: полезно на этапе изучения нового материала вместе с обучающимися заполнять таблицы и строить схемы, которые помогают в последующем сделать выводы по материалам урока;
– этап закрепления, систематизации и обобщения знаний требует от учащихся анализа изученных явлений и формулировки выводов; данный этап также может проводиться с опорой на базовый терминологический словарь; учащимся с нарушением слуха, испытывающим в силу особенностей познавательной сферы, легче формулировать выводы с опорой на наглядный материал, который может быть подготовлен учителем или самими обучающимися на предыдущих этапах урока. Формулировка выводов – самый сложный этап для учащихся с нарушением слуха, который связан не только с особенностями развития словесно-логического мышления (трудности систематизации, классификации, сравнения, обобщения и т.д.), но и с ограничением жизненного опыта обучающихся по причине специфики развития коммуникативных умений. В связи с этим на протяжении всего урока учитель, работающий с неслышащими и слабослышащими школьниками, обсуждает жизненно важные ситуации, опирается на жизненный опыт учащихся и расширяет его с помощью урока;
Особая роль при обучении неслышащих и слабослышащих школьников принадлежит словарной работе, которая может планироваться как самостоятельный этап урока. Мастерство педагога здесь заключается в том, чтобы для разъяснения значения слова подобрать максимально понятное, простое определение, которое в то же время будет сохранять научность и точность понятия. Необходимо отметить, что обучающимся с нарушенным слухом необходим словарь не только терминологический (по предмету), но также и словарь, организующий метапредметные умения (сравните, объясните, выпишите, впишите, заполните, проанализируйте, найдите в тексте определение и т.д.), а также житейский, бытовой словарь, который в силу отсутствия слуха у учащихся с нарушением слуха зачастую обеднён. Важно во время урока вводить и в дальнейшем регулярно использовать на уроках речевых моделей, которые организуют деятельность учащихся и формируют навыки самоконтроля (Я думаю, что…, Считаю, что…, Проанализируем следующие явления…., При сравнении изученных фактов… и т.д.).
Говоря об обучающихся с нарушением слуха не стоит забывать, что это дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому необходимым этапом урока для них является динамическая пауза (или минутка релаксации, или физ.минутка). Во время этой паузы необходима тренировка дыхания, мелкой и крупной моторики, от чего во многом зависит успешность отработки произносительных навыков. Небольшая двигательная активность также поможет активизировать питание коры головного мозга, что стимулирует познавательную активность учащихся. Целесообразно использовать элементы фонетической ритмики.
Важнейшим элементом урока с неслышащими и слабослышащими учащимися является реализация коммуникативно-деятельностного подхода, который был разработан и успешно реализован в отечественной сурдопедагогике 20 века. Опытный учитель создаёт на уроке ситуации, требующие обращения и речевой коммуникации между учащимися. Важными при этом, таким образом, становятся групповые и парные формы деятельности: проектные и исследовательские виды работ, выполнение задания по инструкции, поиск необходимой информации, любые производные виды деятельности, связанные с самостоятельным получением информации или результата деятельности (не только сложные, но простые, на первый взгляд, виды деятельности: составление текста по опорным словам, составление рассказа по деформированному тексту и даже составление опорного конспекта, что является трудным для данной категории учащихся). Необходимым компонентом при выполнении производных видов работы является рефлексия, которая даёт возможность учителю понять, насколько хорошо усвоен материал и какие коммуникативные навыки приобрёл учащийся.
Наиболее специфичными при обучении школьников с нарушенным слухом являются средства обучения. Одним из средств обучения является дактилология (пальцевая азбука) и жестовая речь. В настоящее время место и роль этих средств обучения в сурдопедагогической науке окончательно не определены, поэтому дактилологию и жестовую речь необходимо использовать дифференцированно или индивидуально, исходя из стартовых возможностей, потребностей, состояния слуха и уровня развития речи обучающего с нарушением слуха.
Даже если на уроке не используется дактилология и жестовая речь, все его организационные и содержательные компоненты пронизаны коррекционной направленностью, реализация которой позволяет компенсировать нарушенные функции и обучить школьника с нарушенным слухом навыкам, необходимым ему для получения профессионального образования и успешной интеграции в общество.