Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»; Примерной программой среднего (полного) общего образования по русскому языку, авторской программой В.В. Бабайцевой, с учетом учебного плана МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева», национально-региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.
Рабочая программа составлена для учащихся 5 «б» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж. Жанаева»
В основу изучения курса положены принципы:дидактические (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью); воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность); развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества); педагогики здоровья: ненанесения вреда;субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения; принцип отсроченного результата.
Цели: обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики; развитие речи учащихся: обогащение активного и пассивного запаса слов;овладение нормами литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме; формирование орфографических и пунктуационных навыков; развития:развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; воспитания:воспитание гражданина и патриота; формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; валеологические:создание комфортных условий для обучения, воспитания и развития школьников; предоставление ребёнку возможности получить образование без потери здоровья; формирование у всех участников образовательного процесса культуры здорового образа жизни.
Возрастные и психологические особенности учащихся, характеристика класса
Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень со взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.
В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов); методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ); наглядный (таблицы, иллюстрации), практический (диктант, изложение, контрольное списывание, сочинение и др.), самостоятельной работы, работы под руководством преподавателя; дидактическая игра; методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении; методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет).
Формы контроля
Диктанты (объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный, взаимный), диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, сочинение на свободную тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), комплексный анализ текста.
В целях реализации национально-регионального компонента, на уроках по развитию речи используются тексты из произведений писателей Бурятии. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования.
Общая характеристика учебного предмета
Изучаются основы науки о языке, дающие определённый круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; сведения о роли русского языка в жизни общества, его развитии; о месте русского языка среди языков мира, формируются орфографические и пунктуационные навыки; на уроках развития речи учащиеся обогащаютсловарный запас, совершенствуют грамматический строй речи; овладевают нормами литературного языка; формируют умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 175 часов в год, 5 часов в неделю. Сроки реализации программы – 2016–2017 учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому (родному) языку являются:
• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому (родному) языку являются:
• владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
• применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы по русскому(родному) языку являются:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых основ лингвистики;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
• проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Количество контрольно-практических занятий |
Характеристика основных видов деятельности |
|
Контрольные работы |
развитие речи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I |
Введение. Язык – важнейшее средство общения |
2 |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. |
||
II |
Орфография |
12 |
2 |
2 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; знакомятся с понятием орфограммы, её при-знаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Графически выделяют морфемы в словах. |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
III |
Морфология |
28 |
2 |
5 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа с дидактическим материалом, фронтальная устная работа по учебнику, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование, коллективная работа, самостоятельная работа с учебником, составление лингвистического описания частей речи |
IV |
Синтаксис и пунктуация |
56 |
4 |
8 |
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
V |
Понятие о литературном языке |
1 |
Организация совместной учебной деятельности; создание текстов определенного жанра |
||
VI |
Фонетика. Графика. Орфография. |
16 |
1 |
3 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа, творческая работа (лингвистическое повествование), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
VII |
Морфемика. Орфография. |
34 |
2 |
7 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, работа в парах. |
VIII |
Словообразование |
4 |
1 |
1 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа со словообразовательным конструктором. |
IX |
Лексика. Культура речи |
17 |
1 |
2 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа с лексическими словарями, конструирование предложений с многозначными словами,синонимами,омонимами,антонимами |
X |
Повторение изученного в 5 классе. |
5 |
1 |
1 |
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: комплексное повторение. Работа в парах с дидактическим материалом. |
Всего на изучение материала |
175 |
||||
Из них на контрольные работы |
14 |
||||
развитие речи |
29 |
Учебно-методическое и программное обеспечение образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников |
В.В. Бабайцева (авторский коллектив: А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова), |
Учебник, учебное пособие |
Русский язык: Теория. 5–9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М: Дрофа, 2012. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. – М: Дрофа, 2012 Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. – М: Дрофа, 2012 |
Электронное приложение к УМК |
ЦОР к учебнику «Русский язык. 5–9 классы» (автор В.В. Бабайцева) Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности «Электронный репетитор – тренажёр «Курс русского языка (базовый) |
Дидактический материал |
Карточки для проверки орфографии и пунктуации. 5–11 классы. 0 М.: АРКТИ, 2002 К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором: Рус. Яз.: 5 кл.: Пособие для учащихся / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2002 |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) |
Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008 Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 5 класс. Русский язык. Основная школа. / В.И.Капинос, Л.Н.Пучкова, А.О.Татур – М.: «Интеллект – Центр», 2007 Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова – Волгоград: Учитель, 2004 Русский язык. 5 класс. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь / Т.В.Губернская. – М.: Эксмо, 2008 |
Методическое пособие с поурочными разработками |
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2005 Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2004 Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по УК под редакцией В.В.Бабайцевой / Авт.-сост. Крамаренко Н.О. – Волгоград: Учитель, 2005 |
Список используемой литературы |
Для учащихся: 1.Русский язык: Теория. 5–9 классы. /Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М: Дрофа, 2012 2.Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. – М: Дрофа, 2012 3.Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. – М: Дрофа, 2012 Для учителя: Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5–9 классы / Купалова А.Ю. и другие. – М: Дрофа, 2005 Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. – М.: Издательство АСТ, 2002 Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2005 Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. – М.: Дрофа, 2004 Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2005 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://vschool.km.ru/ – виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5–6) http://som.fio.ru/ – сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ – газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ – Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ – теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Ресурсы сайта ФЦИОР http://fcior.edu.ru/ Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/ Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Русский язык. Тест-экзамены, 9–11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ Русское письмо http://character.webzone.ru Редактор.ru http://www.redactor.ru/ Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm Словесник http://www.slovesnik.ru Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ Русское слово http://www.rusword.com.ua Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5 классе;
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
аудирование
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
фонетика и графика
• выделять в слове звуки речи;
• давать им фонетическую характеристику;
• различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• разбирать слова фонетически;
орфоэпия
• правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;
• опознавать звукопись как поэтическое средство;
• использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
• разбирать слова орфоэпически;
• работать с орфоэпическим словарем;
лексика
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
• толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
• опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;
• пользоваться толковым словарем;
словообразование
• выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
• подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
• по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;
• разбирать слова по составу;
• пользоваться словарем морфемного строения слов;
морфология
• квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;
• правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;
• образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
• разбирать слово морфологически;
синтаксис
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главное и зависимое слово;
• определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ;
• составлять простые и сложные предложения изученных видов;
• разбирать простое предложение синтаксически;
орфография
• находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
• правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе;
• пользоваться орфографическим словарем;
пунктуация
• находить в предложениях места для постановки знаков препинания;
• обосновывать выбор знаков препинания;
• расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;
связная речь
• определять тему и основную мысль текста, его стиль;
• составлять простой план текста;
• подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных);
• писать сочинения повествовательного характера;
• совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
Учащиеся должны владеть компетенциями:
учебно-познавательной (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; работать с инструкциями; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (презентации); иметь опыт восприятия картины мира.
коммуникативной (уметь представить себя устно и письменно; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности, приемами действий в ситуациях общения;);
информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, энциклопедиями, словарями; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию)
культуроведческой (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения).
Контрольно-измерительные материалы
Источник: Русский язык. 5 класс: Поурочное планирование по учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой. Автор-составитель Т.И. Ермоленко. – Волгоград: Учитель, 2012.
Диктант с грамматическим заданием №1
Белка.
В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опенки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи.
Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах – это шустрая белка*. (По И. Соколову-Микитову.)
Дополнительное задание. Объясните ваш выбор написания слов, выписав их и графически обозначив в них орфограммы глагола.
Вариант I Вариант II
Развес..ла, устро..ла
Подниму(т, ть)ся, спасае(т, тъ)ся
Хлопоч..т, перемен..т
Контрольный диктант с грамматическим заданием №2
Сентябрь.
Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне3 жмутся друг к дружке опенки.
По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся6 дикие гуси, покидают родные болота журавли.
Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел2. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое7, а он в белой шубке.
(По И. Соколову-Микитову.)
Дополнительные задания.
1. Выпишите 2–3 слова с безударными гласными в корне слова.
2. Произведите все виды разбора, обозначенные в тексте цифровыми индексами.
Диктант с грамматическим заданием №3
В зимнем лесу.
Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег одел пушистым нарядом лес, и наступила зима.
Гуляет вьюга. В лесу всё тонет под белым покровом. Зайдёшь в лесную глушь и не узнаёшь2 знакомых мест. Густо покрывают ветви елей пушистые хлопья снега4. Перешептываются на ветру длинные косы берёз.
Прячутся в норку ежи, укрываются от мороза белки в зимние гнезда.
Плохо зимой птицам. Они часто погибают6 от холода и голода. Как им помочь?
Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья7. Помогайте им!
Дополнительные задания.
1. Начертите схему предложения, достаточную для объяснения постановки тире в нем.
2. Произведите все виды разбора, обозначенные в тексте цифровыми индексами.
Диктант с грамматическим заданием №4
Устное народное творчество
Мы с удовольствием читаем и слушаем произведения устного народного творчества: песни, сказки, былины, и пословицы, и поговорки, и загадки7. Эти произведения сочиняли талантливые люди из народа. Но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались. Они передавались устно от одного поколения к другому, и каждый рассказчик что-то изменял, добавлял, пропускал. Вот поэтому мы и говорим, что автор былин, сказок, пословиц, загадок – народ.7
И в наши дни сочиняются новые пословицы, поговорки, загадки, песни и частушки.
Дополнительное задание: объясните пунктограммы в указанных цифровыми индексами предложениях, составив схемы.
Контрольный диктант с грамматическим заданием №5
На далеком маяке заболел человек. Срочно требуется хирург.
В ясную погоду врач мог добраться до маяка на вертолете. Но уже четвертый день бушевала вьюга, в такую погоду, конечно, не вылетишь3.
Врач решил отправиться на маяк1 морем. Но разъяренные волны с силой швыряли судно, не давали подойти к маяку. Когда же ты успокоишься, море?
Капитан знал, что на маленьком пятачке6 земли погибал человек. Он вызвал двух матросов, и они согласились доставить врача на берег4. Трое отважных бросились в море и на хребте волны добрались до берега.
Больному была оказана помощь, и он выжил.
Дополнительные задания.
1. Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.
2. Найдите в тексте предложения с вводным словом и обращением, составьте их схемы, обозначая пунктограммы.
Контрольный диктант с грамматическим заданием №6
Новогодняя елка.
Вы, конечно, помните новогодний праздник?
Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах4.
На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ребята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радостные и счастливые.
Лесную красавицу устанавливают в школьном зале, и ее верхушка качается6 под самым потолком.
На верхушке елки укрепляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках висят разные игрушки: шары, и хлопушки, и флажки, и звездочки, и сосульки7. Яркими огоньками светятся разноцветные лампочки.
Новогодняя елка – чудесный праздник!
Дополнительное задание: произвести указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.
Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1. Сделайте фонетическую запись слов.
Слова читает учитель.
Рад, лен, быть, весна, солнце, съезд.
2. Запишите предложение под диктовку, подчеркивая известные вам орфограммы-буквы в словах и расставляя в них ударения.
В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые осинки. (М. Пришвин.)
3. Восстановите орфографический «облик» слов.
[л’й’у], [в’исна], [зуп], [аб’й’аB], [жыв’ом], [жыв’й’ом].
4. Выпишите слова, в которых произношение не совпадает с написанием.
Вариант I |
Вариант II |
Жизнь, грач, весна, дуб, солнце, дом, ножки, столб, разъяснять. |
Цирк, нож, стена, луг, сердце, дым, дорожка, ров, объём. |
5. Запишите слова, расставьте в них ударение.
Звонит, инструмент, документ, квартал, баловать, диспансер, километр, диалог, библиотека.
6. Творческий диктант.
Запишите отгадки, обозначая буквы-орфограммы в словах.
Вариант I |
Вариант II |
1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.) 2. На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.) 3. Высоких деревьев длиннее, травиночки маленькой ниже. С ней дали становятся ближе, и мир открывается с ней. (Антенна.) |
1. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.) 2. На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочки.) 3. Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют.) |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №7
Старый тополь.
Огромный сад был заброшен. Я нанял работников, и на заре пришли загорелые люди с топорами и лопатами.
Больше всего разрослись и глушили другие деревья – тополь и черемуха. Полянка за прудом вся покрылась ростками тополей, и я велел их рубить. Когда топор касался молодых росточков, мне становилось жалко их. Один тополек особенно привлек мое внимание. Он всеми силами упирался и как бы говорил: «Хочу расти под солнцем!»
Я полагал, что ростки вытягивают сок из старого тополя, а вышло другое. Старый тополь давно умирал, знал это и передавал свою жизнь в отростки. Потому они так скоро разрастались.
Это были дети старого тополя.
Дополнительные задания.
1. Произведите морфемный разбор слов работников, разрастались,передавал.
2. Обозначьте орфограмму корня в словах росточков,внимание.
3. Подберите родственные слова к словам полянка, загорелые.
4. Подчеркните грамматические основы в сложносочиненных предложениях (по выбору учащихся).
Контрольный диктант с грамматическим заданием №8
Признаки приближения весны.
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прибывающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи разной перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания.
Дополнительные задания.
1. Произведите морфемный разбор слов пробуждалась, зимнего, выступила.
2. Обозначьте орфограммы приставок в словах располагались, прекрасные, беспрестанно.
3. Подберите родственные слова к словам расхаживать, проталина.
Контрольный диктант с грамматическим заданием №9
В качестве диктанта можно использовать текст упражнения 733 (в сокращении).
Дополнительные задания.
Bариант I |
Bариант II |
1. Выпишите слова с |
|
орфограммами-гласными Объясните их (3–4 слова) |
орфограммами-согласными |
2. Найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне, выпишите их.
3. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием №10
Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка.
Дом стоял поблизости от железнодорожной станции3. По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов4.
Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка7.
Я стал наблюдать их повадки, мимику, угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пес пребывал в превосходном расположении2 духа.
Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим».
(По А. Баркову.)
Дополнительное задание.
Произведите указанные в тексте цифровыми индексами виды разбора.
Критерии и нормы оценки оценивания ЗУНов обучающихся
Тест:
80 % от максимальной суммы баллов – «5»
60–80 % – «4»
40–60 % – «3»
0–40 % – «2»
Сочинение: примерный объем классных сочинений 1,5 – 2 страниц. При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание излагается последовательно; работа отличается богатством словаря; достигнуто стилевое единство текста; в целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет. |
Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или грамматическая. |
«4» |
Содержание работы в основном соответствует теме; имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушенияпоследовательности в изложении мыслей; лексический и грамматический строй речив целом достаточно разнообразен; стиль работы отличается единством; в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов. |
Допущено ошибок: 2 орфографические и 2 пунктуационные; или1 орфографическая и3 пунктуационные;или 4 пунктуационные, или 2 грамматические |
«3» |
В работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения; беден словарь; стиль работы не отличается единством; в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных, или 4 грамматических. |
«2» |
Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок. |
Диктант:
«5» – Допущено ошибок: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая.
«4» – Допущено ошибок: 2 орфографические и2 пунктуационные; или1 орфографическая и3 пунктуационные; или4 пунктуационные, или 2 грамматические.
«3» – 4 орфографические и 4 пунктуационные; или3 орфографические и5 пунктуационных; или7 пунктуационных, или4 грамматических.
«2» – 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, или 7 грамматических ошибок.
Словарный диктант:
В словарных диктантах: (25–30 слов)
«5» – правильность 100–90 %
«4» – правильность 90–80 %
«3» – правильность 80–50 %
«2» – правильность менее 50 %
«1» – ошибочное написание 100 % работы
Реферат:
Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата; в оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники; введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы; основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски; заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели; защита проходит в течение 5–15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.
Самостоятельная работа:
Оценивается степень самостоятельности: без помощи учителя (3 балла); незначительная помощь учителя (2 балла); существенная помощь учителя (1 балл); не справился (0 баллов) Правильность выполнения:работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла), работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла), ошибки составляют 50–70 % работы (1 балл), ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов). Оценка выставляется по количеству набранных баллов:
6–5 баллов – «5»
4–3 балла – «4»
2–1 балл – «3»
0 баллов – «2»
Устный ответ:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8–11 классы); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1–2 неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения или теоретического лингвистического материала; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения или теоретического лингвистического материала; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения или теоретического лингвистического материала и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.