Воспитательная цель:
- Способствовать воспитанию у учащихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости;
- Формировать у учащихся представление о человеческой красоте – человечности, непримиримости бестактности, неуважительного отношения к другим;
Развивающая цель:
- Развивать у учащихся умение видеть положительное в сложных ситуациях, находить разумный выход из сложных, конфликтных ситуаций.
Задачи:
- Развить навыки тактичного поведения, путем обсуждения различных ситуаций;
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Формы работы: диалоговые, групповые.
План воспитательного события:
I. Организационный момент
Погружение в тему
II. Постановка проблемы
Формулировка темы классного часа и постановка задач учащимися
III. Проектно – исследовательская индивидуальная и групповая работа.
Рефлексивная пауза.
Защита проектов в ходе дискуссии.
IV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.
Оформление:
- Мультимедийное оборудование
- Песня «Сердце человека» в исполнении Валерия Леонтьева
- Презентация «Прикосновение».
- Переносная маленькая доска
- Картина Александра Шилова «Одна…»
- Книги: 1) Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»,
2) Сухомлинский В.А. «Книга о совести».
Ход классного часа:
I. Организационный момент:
1. Слайд 1 Заставка
2. Слайд 2 Песня «Услышать сердце человека»
3. Вход обучающихся под Песню «Услышать сердце человека» в класс
Приглушить музыку на приветствие детей с гостями
(Дети входят, садятся за парты и дослушивают песню)
– Прислушайтесь, ребята, о чём поётся в песне?
(Услышать сердце человека
Возможно только в тишине...
Сердце человека
Услышишь только в тишине).
Слайд 3
– «Услышать сердце человека...»
– Как понять эти слова?
– Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? (На доске вывешивается картинка «Сердце»)
– Или услышать что-то другое? (Дети отвечают.)
Слайд 4 Слова «Услышать сердце человека»
– Да, услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, переживания, радость или боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.
II. Постановка проблемы:
1. – А что значит прикоснуться? (Дети отвечают)
– Посмотрите видеофрагмент, он подскажет вам смысл этого слова?
Слайд 5 Ролик «Прикосновение»
– О каких прикосновениях вы услышали?
2. Формулировка темы классного часа и постановка задач
Слайд 6 Заставка
– Прикосновение…
– Сегодня мы введем это понятие в свой активный словарь и будем часто к нему возвращаться, чтобы оно прошло через наши мысли и было принято сердцем, чтобы новые понятия превратились в убеждения, а убеждения – в добрые поступки.
– Во время работы можно использовать материалы из ваших шкатулок
(На партах у каждого ученика пакет с заготовками)
III. Проектно – исследовательская работа:
1. Слайд 7 Значение слова «Прикоснуться»
– Точное значение этого слова можно узнать в толковом словаре.
– Прикосновение – это такое действие, когда человек прикоснулся к чему-либо, слегка притронулся.
2. – Сегодня, 3 марта, в День писателя, хочу прикоснуться к миру литературы и прочитать вам рассказ писателя , педагога Василия Александровича Сухомлинского, жившего в 20 веке, написавшего много статей для учителей, рассказов для детей.
– Послушайте, какая случилась история в рассказе «Пришли навестить больную».
– Понравиться ли вам поступок детей?
Слайд 8 Книга с картинкой
(Чтение учителем из книги)
Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда к ней приходят подруги.
Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о школе, а потом замолкли и сидят возле кровати.
Из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.
– Наконец-то солнышко пригреет, – защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдём, на речку.
– Может быть, и искупаемся, – радуется Валя.
– И цветов нарвём, и на лодке покатаемся, – продолжат свой весёлый щебет Оксана.
Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз её на подушку капали слёзы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:
– Почему же ты плачешь, Марийка? Может, тебе ещё одну книгу принести? Вот мы пойдём в магазин и купим конфет…
– Не нужно мне ни книжек, ни конфет, – прошептала Марийка.
(Дети высказываются)
– Как вы считаете, почему Марийка заплакала?
– Дети прикоснулись к сердцу, к душе больной девочки, но резко, не подумав.
– Они ранили её сердце. (На доске картинка «Сердце расколото»).
– Подруги показали свою невоспитанность, они не контролировали свое поведение, не управляли своими эмоциями.
– Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу».
3. Слайд 9 (Портрет Матери Терезы)
– Ещё приведу слова Монахини Матери Терезы, занимавшейся служением бедным и больным, лауреата Нобелевской премии мира. С этим именем вы, ребята в школьной жизни ещё не раз встретитесь. Она говорила так:
«Есть только один язык – язык сердца».
– Как надо говорить друг с другом? (Сказать добрые хорошие слова, чтобы они тронули человека; Хорошая добрая интонация; Тактичность;)
4. – Возникло у вас сейчас желание непременно исправить ситуацию с подругами Марийки?
– Что можете сейчас, сидя здесь, в классе для неё сделать?
– Как прикоснуться к эмоциям, чувствам, сердцу больной девочки, не обидев её?
(Написать письмо, послать открытку, поддержать стихотворением, запустить шарик в окно…)
(Учащиеся используют материалы из конверта, пишут письма, открытки, берут воздушный шарик, цветок, игрушки и прикрепляют на доску на разбитое сердце, заполняя сегмент с «раной»)
– Ваши поступки исправили ситуацию, поддержали Марийку, наверняка у неё поднимется настроение, вы излечили её душевную рану.
– Это внутреннее прикосновение
5. – Сейчас Коля отправил Марийке смайлик?
– А что такое смайл? (Графическое изображение улыбающегося человеческого лица).
– То есть это не слова, не разговор.
– А для чего он используется? (Передать без слов хорошее настроение)
6. – А что ещё можно использовать для общения без слов? (мимика и жесты)
Слайд 10 Мимика и жесты
– Невербальный способ общения – это язык жестов.
– Пожалуй, самый распространённый жест – рукопожатие.
Слайд 11 Рукопожатие
– Что это такое? (Ребята отвечают).
– Какова цель рукопожатия?
– Это ритуал приветствия или прощания, заключающийся в прикосновении рук.
– Существуют правила рукопожатий.
Слайд 13 Рукопожатие
- Если встретились с группой людей, рукопожатием обязаны обменяться со всеми.
- Мужчины снимают перчатку перед приветствием.
- Для рукопожатия предлагают правую руку, это касается и левшей, свободная рука при этом не находится в кармане.
- При пожатии руки стоит посмотреть в глаза и немножко улыбнуться в знак дружеского расположения.
7. Физминутка.
На доске вывешивается фрагмент фрески Микеланджело
– Давайте потренируемся это сделать, встаньте парой, повернитесь друг к другу. (Работа в паре)
– А ещё есть игры, в которых вам необходимо прикасаться к ладошкам своих друзей.
– Когда вы были маленькими, с вами так играла мама. (Ладушки)
Поиграйте с напарником мягко, нежно.
– Став старше, игра изменилась.
– Играя в неё, вы хлопаете друг с другом ладошками рассказываете стихи – обэриуты. Конечно, чаще в неё играют девочки.
– Давайте вспомним одно из них и поиграем.
– Это прикосновения внешние. Прикосновение рук.
8. – Руки…. (На доске вывешивается картина А. Шилова «Одна…)
– Посмотрите на эти руки… (Ребята рассматривают картину)
– Внимательно рассмотрите картину.
– Мы прикоснёмся к миру изобразительного искусства, к этому холсту.
Это полотно художника 20 века Александра Максовича Шилова.
– Где происходит событие? (В деревне – в окне деревянный дом)
– Какой момент изображён художником? (На картине изображена пожилая женщина. Она пьет чай из железной кружки, рядом лежат две конфеты
– Всмотритесь в лицо женщины.
– Какие чувства испытывает она? (Трапеза не приносит старушке радости. Она печально смотрит перед собой, ведь ей грустно и одиноко. Когда-то женщина была замужем, это видно по кольцу на ее руке. Скорее всего, её дети перебрались жить в город. Наверное, она думает, когда же, наконец, приедут дети, внуки? Быть может, ей вспомнилась ее нелегкая жизнь?
– Какое настроение передаёт Александр Шилов?
Он высочайший художник, мастер портретов. Он показывает не только счастливых, но и печальных людей, которые вызывают чувство сострадания.
– Как он это изобразил? Какие краски и тона преобладают в картине?
– Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали картину?
– У этого полотна есть название. А как бы его назвали вы?
Александр Шилов «Одна…» (Вывешивается название картины)
– Вы, ребята, ещё совсем в начале жизненного пути, ещё совсем маленькие.
– Так случается, что в конце жизни люди остаются одни.
– Почему? (родственникам некогда)
– К сожалению, одиночество невозможно побороть позитивными мыслями, от одиночества излечивают только «живые» прикосновения близких людей...
– «Конечная цель искусства – побудить людей делать то, что им нужно…»
– Чем можно порадовать стариков, пожилых родных и не родных, просто знакомых преклонного возраста?
– Что можно сделать для этого? (Ребята высказываются)
– Прийти, посидеть рядышком, взять за руку, поговорить с ними.
9. – У поэта Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Мы прикоснёмся к поэзии.
– Послушайте отрывок.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
– Какие слова этого отрывка ключевые? Самые важные?
10. – Картины Шилова можно подолгу рассматривать, выделяя их детали.
– Мой взгляд вновь и вновь останавливается в центре полотна на одной-единственной пуговице на жилете женщины.
– Она такая крупная, но простая, тёмная, но блестящая.
– Лично я так чувствую, что пуговица символизирует её трудную, долгую жизнь.
– В вашей шкатулке лежат пуговицы.
– Рассмотрите их.
– Какая из них напоминает вам ваших пожилых родственников?
– Возьмите её в ладошки.
– Принесите её к доске и мы поместим её на фрагменте фрески.
11. Слайд 14
– Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, автор повести-сказки «Маленький принц» сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
– Общение – это прикосновение? (Ребята обсуждают)
12. – Порою так немного надо для исцеленья от тоски,
Тепло участливого взгляда, прикосновение руки.
И слову доброму внимая, уже весь мир вокруг любя,
Ты отхлебнёшь крутого чая, заваренного для тебя.
И вдруг поймёшь, что в мире бренном,
Где все надежды хороши, дороже всех прикосновений – Прикосновение души.
IV. Подведение итога:
Слайд 15 фреска
1. – Посмотрите на фреску, руки тянутся друг к другу, хотят прикоснуться.
– Мы прикоснулись сегодня к поэзии, я читала вам стихи;
К прозе, мы поддержали больную девочку, читая рассказ;
к музыке, миру искусства.
– Мы увидели, что прикосновения могут выражаться через заботливое отношение к родственникам, друзьям, доброе отношение к знакомым и другим.
– Наши внешние прикосновения переросли во внутренние.
– Этот разговор можно продолжать, его можно перенести на ребят параллельного класса, на учеников всей школы.
2. – Что особенно важным вам теперь кажется?
– Что Ваше сердце сегодня почувствовало?
– Что Ваш разум сегодня для себя открыл?
– Давайте донесём это, разместив наши работы на стенде в холле школы.
– Этот арт-объект можно развивать и с помощью образов выражать свои мысли, пытаться донести ваши переживания до других людей.
– Наше занятие окончено.
Слайд 16
– Спасибо Вам.
IV. Рефлексия
– Возьмите цветной лист бумаги. (По партам, начиная с пятой, разложены листы А5 по цветам радуги)
– Руки, ладошки, пальцы…
– Обведите свою руку.
– Какое понятие сегодня оказалось для вас ключевым? (добро, помощь…)
– Ответьте мне, подняв её вверх, громко крикнув «Да!»
1) – Удобно ли вам сейчас сидеть на стуле?
2) – Оцениваете ли вы своё участие в событии положительным?
3) – Расскажите ли вы своим друзьям о том, что услышали сегодня?
4) – Почувствовали ли вы значимость прикосновений?
5) – Этими знаниями вы воспользуетесь в своей жизни?
– Расскажите, в каких ситуациях? (Ответы детей).