Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

no name 1
1

Воспитательная цель:

  • Способствовать воспитанию у учащихся добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости;
  • Формировать у учащихся представление о человеческой красоте – человечности, непримиримости бестактности, неуважительного отношения к другим;

Развивающая цель:

  • Развивать у учащихся умение видеть положительное в сложных ситуациях, находить разумный выход из сложных, конфликтных ситуаций.

Задачи:

  • Развить навыки тактичного поведения, путем обсуждения различных ситуаций;
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Формы работы: диалоговые, групповые.

План воспитательного события:

I. Организационный момент

Погружение в тему

II. Постановка проблемы

Формулировка темы классного часа и постановка задач учащимися

III. Проектно – исследовательская индивидуальная и групповая работа.

Рефлексивная пауза.

Защита проектов в ходе дискуссии.

IV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.

Оформление:

  • Мультимедийное оборудование
  • Песня «Сердце человека» в исполнении Валерия Леонтьева
  • Презентация «Прикосновение».
  • Переносная маленькая доска
  • Картина Александра Шилова «Одна…»
  • Книги: 1) Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»,

2) Сухомлинский В.А. «Книга о совести».

Ход классного часа:

I. Организационный момент:

1. Слайд 1 Заставка

2. Слайд 2 Песня «Услышать сердце человека»

3. Вход обучающихся под Песню «Услышать сердце человека» в класс

Приглушить музыку на приветствие детей с гостями

(Дети входят, садятся за парты и дослушивают песню)

– Прислушайтесь, ребята, о чём поётся в песне?

(Услышать сердце человека

Возможно только в тишине...

Сердце человека

Услышишь только в тишине).

Слайд 3

– «Услышать сердце человека...»

– Как понять эти слова?

– Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? (На доске вывешивается картинка «Сердце»)

– Или услышать что-то другое? (Дети отвечают.)

Слайд 4 Слова «Услышать сердце человека»

– Да, услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, переживания, радость или боль, прикоснуться к святая святых – человеческим чувствам.

II. Постановка проблемы:

1. – А что значит прикоснуться? (Дети отвечают)

– Посмотрите видеофрагмент, он подскажет вам смысл этого слова?

Слайд 5 Ролик «Прикосновение»

– О каких прикосновениях вы услышали?

2. Формулировка темы классного часа и постановка задач

Слайд 6 Заставка

– Прикосновение…

– Сегодня мы введем это понятие в свой активный словарь и будем часто к нему возвращаться, чтобы оно прошло через наши мысли и было принято сердцем, чтобы новые понятия превратились в убеждения, а убеждения – в добрые поступки.

– Во время работы можно использовать материалы из ваших шкатулок

(На партах у каждого ученика пакет с заготовками)

III. Проектно – исследовательская работа:

1. Слайд 7 Значение слова «Прикоснуться»

– Точное значение этого слова можно узнать в толковом словаре.

– Прикосновение – это такое действие, когда человек прикоснулся к чему-либо, слегка притронулся.

2. – Сегодня, 3 марта, в День писателя, хочу прикоснуться к миру литературы и прочитать вам рассказ писателя , педагога Василия Александровича Сухомлинского, жившего в 20 веке, написавшего много статей для учителей, рассказов для детей.

– Послушайте, какая случилась история в рассказе «Пришли навестить больную».

– Понравиться ли вам поступок детей?

Слайд 8 Книга с картинкой

(Чтение учителем из книги)

Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда к ней приходят подруги.

Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о школе, а потом замолкли и сидят возле кровати.

Из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.

– Наконец-то солнышко пригреет, – защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдём, на речку.

– Может быть, и искупаемся, – радуется Валя.

– И цветов нарвём, и на лодке покатаемся, – продолжат свой весёлый щебет Оксана.

Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз её на подушку капали слёзы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:

– Почему же ты плачешь, Марийка? Может, тебе ещё одну книгу принести? Вот мы пойдём в магазин и купим конфет…

– Не нужно мне ни книжек, ни конфет, – прошептала Марийка.

(Дети высказываются)

– Как вы считаете, почему Марийка заплакала?

– Дети прикоснулись к сердцу, к душе больной девочки, но резко, не подумав.

– Они ранили её сердце. (На доске картинка «Сердце расколото»).

– Подруги показали свою невоспитанность, они не контролировали свое поведение, не управляли своими эмоциями.

– Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу».

3. Слайд 9 (Портрет Матери Терезы)

– Ещё приведу слова Монахини Матери Терезы, занимавшейся служением бедным и больным, лауреата Нобелевской премии мира. С этим именем вы, ребята в школьной жизни ещё не раз встретитесь. Она говорила так:

«Есть только один язык – язык сердца».

– Как надо говорить друг с другом? (Сказать добрые хорошие слова, чтобы они тронули человека; Хорошая добрая интонация; Тактичность;)

4. – Возникло у вас сейчас желание непременно исправить ситуацию с подругами Марийки?

– Что можете сейчас, сидя здесь, в классе для неё сделать?

– Как прикоснуться к эмоциям, чувствам, сердцу больной девочки, не обидев её?

(Написать письмо, послать открытку, поддержать стихотворением, запустить шарик в окно…)

(Учащиеся используют материалы из конверта, пишут письма, открытки, берут воздушный шарик, цветок, игрушки и прикрепляют на доску на разбитое сердце, заполняя сегмент с «раной»)

– Ваши поступки исправили ситуацию, поддержали Марийку, наверняка у неё поднимется настроение, вы излечили её душевную рану.

– Это внутреннее прикосновение

5. – Сейчас Коля отправил Марийке смайлик?

– А что такое смайл? (Графическое изображение улыбающегося человеческого лица).

– То есть это не слова, не разговор.

– А для чего он используется? (Передать без слов хорошее настроение)

6. – А что ещё можно использовать для общения без слов? (мимика и жесты)

Слайд 10 Мимика и жесты

– Невербальный способ общения – это язык жестов.

– Пожалуй, самый распространённый жест – рукопожатие.

Слайд 11 Рукопожатие

– Что это такое? (Ребята отвечают).

– Какова цель рукопожатия?

– Это ритуал приветствия или прощания, заключающийся в прикосновении рук.

– Существуют правила рукопожатий.

Слайд 13 Рукопожатие

  • Если встретились с группой людей, рукопожатием обязаны обменяться со всеми.
  • Мужчины снимают перчатку перед приветствием.
  • Для рукопожатия предлагают правую руку, это касается и левшей, свободная рука при этом не находится в кармане.
  • При пожатии руки стоит посмотреть в глаза и немножко улыбнуться в знак дружеского расположения.

7. Физминутка.

На доске вывешивается фрагмент фрески Микеланджело

– Давайте потренируемся это сделать, встаньте парой, повернитесь друг к другу. (Работа в паре)

– А ещё есть игры, в которых вам необходимо прикасаться к ладошкам своих друзей.

– Когда вы были маленькими, с вами так играла мама. (Ладушки)

Поиграйте с напарником мягко, нежно.

– Став старше, игра изменилась.

– Играя в неё, вы хлопаете друг с другом ладошками рассказываете стихи – обэриуты. Конечно, чаще в неё играют девочки.

– Давайте вспомним одно из них и поиграем.

– Это прикосновения внешние. Прикосновение рук.

8. – Руки…. (На доске вывешивается картина А. Шилова «Одна…)

– Посмотрите на эти руки… (Ребята рассматривают картину)

– Внимательно рассмотрите картину.

hlik1.tif

– Мы прикоснёмся к миру изобразительного искусства, к этому холсту.

Это полотно художника 20 века Александра Максовича Шилова.

– Где происходит событие? (В деревне – в окне деревянный дом)

– Какой момент изображён художником? (На картине изображена пожилая женщина. Она пьет чай из железной кружки, рядом лежат две конфеты

– Всмотритесь в лицо женщины.

– Какие чувства испытывает она? (Трапеза не приносит старушке радости. Она печально смотрит перед собой, ведь ей грустно и одиноко. Когда-то женщина была замужем, это видно по кольцу на ее руке. Скорее всего, её дети перебрались жить в город. Наверное, она думает, когда же, наконец, приедут дети, внуки? Быть может, ей вспомнилась ее нелегкая жизнь?

– Какое настроение передаёт Александр Шилов?

Он высочайший художник, мастер портретов. Он показывает не только счастливых, но и печальных людей, которые вызывают чувство сострадания.

– Как он это изобразил? Какие краски и тона преобладают в картине?

– Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы рассматривали картину?

– У этого полотна есть название. А как бы его назвали вы?

Александр Шилов «Одна…» (Вывешивается название картины)

– Вы, ребята, ещё совсем в начале жизненного пути, ещё совсем маленькие.

– Так случается, что в конце жизни люди остаются одни.

– Почему? (родственникам некогда)

– К сожалению, одиночество невозможно побороть позитивными мыслями, от одиночества излечивают только «живые» прикосновения близких людей...

– «Конечная цель искусства – побудить людей делать то, что им нужно…»

– Чем можно порадовать стариков, пожилых родных и не родных, просто знакомых преклонного возраста?

– Что можно сделать для этого? (Ребята высказываются)

– Прийти, посидеть рядышком, взять за руку, поговорить с ними.

9. – У поэта Вадима Шефнера есть стихотворение «Слова». Мы прикоснёмся к поэзии.

– Послушайте отрывок.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

– Какие слова этого отрывка ключевые? Самые важные?

10. – Картины Шилова можно подолгу рассматривать, выделяя их детали.

– Мой взгляд вновь и вновь останавливается в центре полотна на одной-единственной пуговице на жилете женщины.

– Она такая крупная, но простая, тёмная, но блестящая.

– Лично я так чувствую, что пуговица символизирует её трудную, долгую жизнь.

– В вашей шкатулке лежат пуговицы.

– Рассмотрите их.

– Какая из них напоминает вам ваших пожилых родственников?

– Возьмите её в ладошки.

– Принесите её к доске и мы поместим её на фрагменте фрески.

11. Слайд 14

– Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, автор повести-сказки «Маленький принц» сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

– Общение – это прикосновение? (Ребята обсуждают)

12. – Порою так немного надо для исцеленья от тоски,

Тепло участливого взгляда, прикосновение руки.

И слову доброму внимая, уже весь мир вокруг любя,

Ты отхлебнёшь крутого чая, заваренного для тебя.

И вдруг поймёшь, что в мире бренном,

Где все надежды хороши, дороже всех прикосновений – Прикосновение души.

IV. Подведение итога:

Слайд 15 фреска

1. – Посмотрите на фреску, руки тянутся друг к другу, хотят прикоснуться.

– Мы прикоснулись сегодня к поэзии, я читала вам стихи;

К прозе, мы поддержали больную девочку, читая рассказ;

к музыке, миру искусства.

– Мы увидели, что прикосновения могут выражаться через заботливое отношение к родственникам, друзьям, доброе отношение к знакомым и другим.

– Наши внешние прикосновения переросли во внутренние.

– Этот разговор можно продолжать, его можно перенести на ребят параллельного класса, на учеников всей школы.

2. – Что особенно важным вам теперь кажется?

– Что Ваше сердце сегодня почувствовало?

– Что Ваш разум сегодня для себя открыл?

– Давайте донесём это, разместив наши работы на стенде в холле школы.

– Этот арт-объект можно развивать и с помощью образов выражать свои мысли, пытаться донести ваши переживания до других людей.

– Наше занятие окончено.

Слайд 16

– Спасибо Вам.

IV. Рефлексия

– Возьмите цветной лист бумаги. (По партам, начиная с пятой, разложены листы А5 по цветам радуги)

– Руки, ладошки, пальцы…

– Обведите свою руку.

– Какое понятие сегодня оказалось для вас ключевым? (добро, помощь…)

– Ответьте мне, подняв её вверх, громко крикнув «Да!»

1) – Удобно ли вам сейчас сидеть на стуле?

2) – Оцениваете ли вы своё участие в событии положительным?

3) – Расскажите ли вы своим друзьям о том, что услышали сегодня?

4) – Почувствовали ли вы значимость прикосновений?

5) – Этими знаниями вы воспользуетесь в своей жизни?

– Расскажите, в каких ситуациях? (Ответы детей).