Назначение программы:
- данная программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в образовательном процессе;
- для муниципальных органов управления данная образовательная программа является основанием для определения качества краеведческого образования в МОУ СОШ № 8 п.Горьковский
Категория воспитанников и обучающихся: учащиеся 1-9 классов.
Сроки освоения программы: 9 лет.
Форма освоения программы: очная.
Целью программы является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии.
Реализация обозначенной цели опирается на следующие принципы:
– признание приоритета воспитательных задач краеведения;
– соблюдение преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени;
– понимание краеведения как системы общего и дополнительного образования;
– внимание к сегодняшней жизни своего региона, области, города, района, микрорайона, школы; обращение к реалиям повседневной жизни волгоградцев;
– рассмотрение краеведческих вопросов через единство России и области;
– активное вовлечение детей и подростков в практическую исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
- воспитательные задачи – развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине;
- развивающие задачи направлены на формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- образовательные задачи – формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
Краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет работаем над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, пишем летописи своей школы, поселка, изучаем историю населенного пункта. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Краеведение на уроках
Используя краеведческий материал на уроках географии, истории, природоведения, биологии учителю необходимо помнить, что с одной стороны, является средством конкретизации общегеографического, общеисторического, биологического, а с другой – он входит в систему знаний по предмету. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса предмета, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.
Факультативные занятия по краеведению
Краеведческие факультативы объединяют тех учащихся, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе углубленного знакомства с документальными материалами местных архивов, музеев, научной и художественной краеведческой литературой, готовы к проведению краеведческих исследований в экспедициях. Краеведческие уроки являются отправным моментом в организации и проведении факультативов. Выбор факультатива по истории края обусловливается подготовленностью учителя к ведению такого факультатива, интересом учащихся к своему краю, наличием соответствующей учебной базы. Главными особенностями факультативных занятий являются: углубленное теоретическое изучение материала, разнообразие форм и методов работы. В их основе лежат добровольность и глубокий интерес учащихся, их самостоятельная деятельность. Исследовательская направленность в работе факультатива является необходимым условием его успешной деятельности. Проведение факультативных занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. В итоге такие занятия обеспечивают выработку у учащихся умений самостоятельно добывать знания. Одной из эффективных форм учебной работы на факультативных курсах являются занятия семинарского типа.
Они посвящаются анализу актуальных и сложных проблем. Готовясь к семинарским занятиям, учащиеся производят самостоятельно сбор местного материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные из них пишут рефераты, доклады, а остальные разрабатывают отдельные вопросы и выступают на семинарах в качестве содокладчиков. Факультативные курсы удачно сочетают в себе разные формы и методы урочной и внеурочной работы по краеведению. Они предусматривают организацию практикумов в местном архиве, музее, библиотеке, а также проведение экскурсий, встреч, походов, экспедиций, вечеров, конференций и т.п. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В краеведческом музее слушатели факультатива приобретают умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять и экспонировать исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.
Рис. 1. Выступление Самойленко Ильи. 11 класс с докладом «Бронепоезда под Воропоново»
Внеклассная работа по краеведению
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.
Рис. 2. Дипломант областного фестиваля краеведческих работ «Знай и люби свой край» Ученик 11 класса Таранов Николай
Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, природоведческие, геологические экскурсии. Значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными памятными местами – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
Была разработана программа краеведческо-туристской работы в школе для 1-9 классов.
Для учащихся начальных классов: 1 класса
Овладение навыком по туризму: в этом доме я живу (название улицы), моя дорога в школу и в магазин. Знание своего домашнего адреса, адреса школы, знать расположение школьного двора (рисунок по памяти и с натуры), уметь нарисовать свой дом, квартиру, дорогу из дома до школы, из школы домой, вести рассказ по рисунку.
Личное снаряжение туриста. Рюкзак туриста 1 класса и его укладка. Пеший туризм по дороге, по населенному пункту, по лесной тропе, через кустарник. Понятие о расстоянии. Измерение расстояния парами шагов во время подвижных игр, на прогулках. Уборка места привала.
Экскурсии-прогулки: в школьный музей, школьную библиотеку, по микрорайону (Что вокруг школы? Что такое улица? Какие бывают улицы? Где проживают одноклассники? Интересные дома. Самая красивая улица микрорайона. Природоведческие экскурсии: «В гости к осени», «Зимний пейзаж», «Природные явления весной».
Рис. 3. Экскурсия «В гости к осени» 1 класс
Для учащихся начальных классов: 2-3 класса
Овладение навыком по туризму: Одежда и обувь туриста по сезону.
Групповое снаряжения туристов 2 класса. Знание правил безопасности организации туристских прогулок. Карта, компас, их назначение. Масштаб. Вычерчивание маршрутов прогулок с поворотами влево и вправо. Ведение простейшего походного дневника. Измерение небольших расстояний парами шагов.
Экскурсии-прогулки: Экскурсия по некоторым кабинетам школы. Прогулки по микрорайону. Памятные (исторические) места микрорайона, поселка, города. Экскурсия на почту. Экскурсия на стройку. Экскурсии и прогулки по программе «Природоведение» (или «Окружающий мир»).
Рис. 4. Экскурсия – прогулка «Помоги пернатым друзьям» 3 класс
Для учащихся начальных классов: 4 класса
Овладение навыком по туризму: Топографические знаки. Игры для изучения топознаков. Выбор места для привала, перекус, уборка места привала. Выбор места для костров и подготовке к его разведению. Предметы личной гигиены. Оказание первой медицинской помощи. Переправа через «ручей» по камням или условное «болото»; переправа по бревну (перила из веревки).
Экскурсии-прогулки: Водоемы нашего края. Животные и растения луга. Животные и растения поля. Полезные ископаемые нашего края. Страницы истории нашего поселка, города.
Рис. 5. «Транспортировка «пострадавшего» (любым способом)»
Поход с приготовлением пищи без ночевки на полдня: проверка знаний, умений и навыков по туризму и краеведению, полученных в 1-3 классах; первое знакомство с палаткой (установка палатки, типы палаток, назначение, правила пользования). Костровые принадлежности, посуда для приготовления пищи, продукты для приготовления обеда. Реквизит для запланированных игр, викторин, конкурсов, соревнований.
Рис. 6. «Установка костра типа «колодец» (или «шалаш»)
«Ходьба по кочкам»
«Бег-эстафета с передачей рюкзака»
«Нарисовать 2-3 топознака или сделать надписи к нарисованным топознакам».
«Измерить расстояние парами шагов от флажка до флажка»
Для учащихся младшего возраста (5 классы):
Овладение навыком по туризму: ориентирование на местности при помощи компаса и местных признаков. Подготовка снаряжения к однодневному походу. Укладка рюкзака. Правила разжигания костра. Приготовление пищи.
Экскурсии-прогулки: в лес, на луг, в поле, на реку с целью наблюдения над различными явлениями природы, ознакомления с трудовой деятельностью людей в сельском хозяйстве, сбора лекарственных растений для местной аптеки, различных коллекций для уроков природоведения.
Проведение однодневного похода 6-8 км, без ночевки:
«К природным, историческим памятникам района».
Рис. 7. Экскурсия «И вечен подвиг твой, солдат»
«На поиски лекарственных растений».
Рис. 8. Экскурсия «На поиски лекарственных растений» 5 класс
Игры-соревнования для закрепления туристских навыков.
Для учащихся среднего возраста (6-7 классы):
Овладение навыками по туризму: разработка маршрута похода. Знакомство с топографической картой. Азимут. Ориентирование на местности по карте и без карты, с компасом и без компаса, по солнцу, по местным ориентирам. Дорожные и топографические знаки. Определение расстояний до предмета на глаз, определение высоты предмета и ширины реки. Подготовка снаряжения для многодневного похода. Выбор места для привала. Установка палатки. Уборка мест костров после привала. Разжигание костра. Приготовление пищи. Правила поведения в походе. Гигиена туриста. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Охрана природы. Обуваться, одеваться и снаряжаться для похода в зависимости от сезона, длительности похода, способа передвижения. Преодолевание естественных препятствий в пути.
Рис. 9. Археологические раскопки у п.Горьковский Волгоградской области. Ребята школы – активные участники экспедиции
Экскурсии: с проведением краеведческих наблюдений к археологическим, природным, историческим памятникам, к озерам, источникам и водоемам, и т.д.
«Встречи с замечательными земляками».
Рис. 10. Экскурсия «Дети войны»
Протяженность маршрута – 5–10 км.
Однодневный тренировочный поход: с практическими занятиями по туризму, с ночевкой.
Протяженность маршрута – 12 км.
Трехдневный поход по родному краю
Протяженность маршрута – 28 км.
«По следам отважных и смелых».
Для учащихся старшего возраста (8-9 классы):
Овладение навыками по туризму: работа с топографической картой. Глазомерная съемка местности. Свободное ориентирование на местности, а также с помощью карты и компаса. Определение сторон горизонта по местным предметам и часам. Дорожные и топографические знаки. Определение расстояния до предмета, его высоты и ширины реки. Работа с определителем растений, минералов и горных пород. Личное, групповое и специальное снаряжение. Укладка рюкзака. Организация похода выходного дня. Выбор места для ночлега. Установка палатки, типы костров. Приготовление пищи на костре. Продукты питания. Меню.
Преодоление простейших препятствий на пути.
Оказание первой медицинской помощи в походе. Аптечка. Охрана природы.
Экскурсии (с проведением краеведческих наблюдений) на промышленные и агропромышленные предприятия района.
Протяженность маршрута – 10 км.
Однодневный тренировочный поход с ночевкой в полевых условиях с практическими занятиями по туризму – 15 км.
Четырехдневный поход по родному краю:
«На поиски полезных ископаемых».
«По историческим местам района».
Рис. 11. Экскурсия в музей железнодорожного транспорта Волгоградской области
«По рекам и водоемам района».
Рис. 12. Экскурсия на озеро Эльтон
«Природные памятники района»
Рис. 13. Экскурсия в пойму реки Царицы
Рис. 14. Экскурсия в Ольховский район. Вековые дубы
Рис. 15. Экскурсия в Чапурниковскую балку