Цели урока:
Образовательная: добиться усвоения теоремы Пифагора, научить вычислять неизвестную сторону прямоугольного треугольника по двум известным, научить применять теорему Пифагора к решению простейших задач
Развивающая: способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания, развитие способности к аналитико-синтетическому мышлению, расширение кругозора
Воспитательная: формирование потребности в знаниях, интереса к математике, воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма
Тип урока: урок изложения нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку
План урока:
- Организационный момент
- Устные упражнения. Актуализация знаний
- Исследовательская работа, поиск неизвестной стороны прямоугольного треугольника. Формулировка и доказательство теоремы
- Историческая справка
- Закрепление изложенного материала через решение задач. Исторические задачи
- Задание на дом, подведение итогов урока.
- Рефлексия
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Работать на уроке не ленитесь! Тетради и ручки в миг взяли, число на полях записали!
И чтобы нам с вами определиться, чему на уроке должны научиться, внимательно ты на экран посмотри, площадь фигуры каждой найди!
Устные упражнения
Предлагаю вам решить несколько устных задач
Слайд 1
1. Найдите площадь квадрата со стороной 3 см; 1,2 мм; 5\7 м; а см
2. Чему равна площадь домика? Sтр = 5 см2; Sпр =20 см2
3. Раскройте скобки: (а+в)2; (3+х)2
Слайд 2
4. Найдите площадь прямоугольного
треугольника с катетами 9 см и 6 см;
2,2 м и 5 см; а см и в см.
Слайд 3
Найдите площадь прямоугольного треугольника с гипотенузой 5 и катетом 3.
- Сможем ли мы найти площадь? Что нам для этого нужно? (Второй катет)
- на сегодняшний день мы знаем как найти третью сторону прямоугольного треугольника? (нет). Какова тогда будет цель нашего урока?
Слайд 4
Записали в тетрадь цель: научиться находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника
Исследовательская работа, поиск неизвестной стороны прямоугольного треугольника. Формулировка и доказательство теоремы.Итак, ребята, поиск ответа на наш вопрос мы начнем со следующей работы.
Всем треугольники равные прямоугольные раздам,
Себе и вам вопрос задам:
Возможно ли их так расположить,
Чтобы квадрат в итоге получить?
Достаем из конвертов белый листочек и 4 треугольника, на нем пробуем сложить из них квадрат. Кто первый догадается, получит пятерку!
Слайд 5
Всё! Получился у ….. квадрат! Чему я несказанно рад!
Внимательно на доску посмотрите, площадь квадрата такого найдите!
Ребята, все сложите таким образом квадрат и приклейте на белый листок. Подпишите катеты и гипотенузу.
Найдем площадь этого квадрата.
1. Площадь квадрата равна
- Каким образом ещё можно найти площадь исходного квадрата?
- Почему равны получившийся четырехугольник - квадрат?
2. С другой стороны,
3. Приравняем получившиеся равенства:
Как сформулировать полученное равенство?
Слайд 6
Теорема: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов!
Слайд 7
Данная теорема получила название теоремы Пифагора! Итак, запишем тему урока в тетрадь.
Историческая справка
Слайд 8
Геометрия обладает двумя великими сокровищами.
Первое – это теорема Пифагора…» Иоганн Кеплер
О Пифагоре сохранились десятки легенд и мифов, с его именем связано многое в математике, и в первую очередь, конечно, теорема носящая его имя, которая занимает важнейшее место в школьном курсе геометрии.
Слайд 9
Знаменитый древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский родился на острове Самос, недалеко от Греции в 580 году до н. э. По античным свидетельствам он был красив и обладал незаурядными способностями. Совсем юношей он покинул родину, прошел по дорогам Египта и 12 лет жил в Вавилоне. После возвращения домой Пифагор переселился в Италию, затем в Сицилию.
Слайд 10
Здесь в Кретоне, рождается школа Пифагора. В пифагорейской школе занимались изучением чисел и их свойств, много внимания уделяли музыке, живописи, физическому развитию, здоровью. Пифагор и его ученики были трудолюбивы и аскетичны.
Слайд 11
Шутливая формулировка Теоремы ПИФАГОРА:
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим –
И таким простым путём
К результату мы придём.
Видео
Почему же появилась необходимость находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника? Посмотрим видео.
Закрепление изложенного материала через решение задач. Исторические задачи
Слайд 12
Найдите гипотенузу: (Учитель у доски объясняет применение теоремы пифагора)
х2= 42+32=16+9=25, х=5
Слайд 13
Вернёмся к задаче, которую мы не смогли решить в начале урока: Найдите площадь прямоугольного треугольника с гипотенузой 5 и катетом 3.
По задаче 1 имеем, что х=4. Отсюда S=0.5*4*3=6
Слайд 14
Египетский треугольник
Египетский треугольник — прямоугольный треугольник с соотношением сторон 3:4:5. Особенностью такого треугольника, известной ещё со времён античности, является то, что при таком отношении сторон теорема Пифагора даёт целые квадраты как катетов, так и гипотенузы, то есть 9:16:25. Египетский треугольник является простейшим (и первым известным) из Героновых треугольников — треугольников с целочисленными сторонами и площадями.
Решение исторических задач
Слайд 15
1.Задача индийского математика XII века Бхаскары (устно)
«На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.Бедный тополь упал. И угол прямойС теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:У тополя как велика высота?»
АВ=5 футов, СД=5+3=8 футов
Ответ: 8 футов
Слайд 16
2. Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого
«Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать».
Как понять условие и вопрос задачи? Что является гипотенузой и катетами? Какой элемент нужно найти? (решает ученик у доски)
ВС2=1252-1172=15625-13689=1936, ВС=44 стоп
Слайд 17
3.Задача из китайской «Математики в девяти книгах» (дополнительно)
«Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?».
(х+1)2=х2+52, х2+2х+1-х2=25, 2х=24, х=12.
Ответ: глубина воды 12 чи, длина камыша 13 чи.
6. Задание на дом, подведение итогов урока.
Подведение итогов урока:
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Научились ли вы находить неизвестные стороны прямоугольного треугольника?
- Какое открытие нам в этом помогло?
- Давайте еще раз сформулируем теорему Пифагора
Слайд 18
Домашнее задание:
- Выучить теорему Пифагора с доказательством
- Задачи из учебника № 483 в, г; № 484 в, г.
- Для более подготовленных учащихся: найти другие доказательства теоремы Пифагора, выучить одно из них.
Слайд 19
Рефлексия
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.