Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

no name 1
1

Абстракт.

Цель исследования заключается в изучении сохранения самобытности этнокультурного многообразия Карабалыкского района. Специфика географического положения нашего района определяет многонациональный состав населения. В районе проживают представители многих национальностей. Поэтому в современных условиях научно –технического прогресса, урбанизации образа жизни, особенно актуальным становится сохранение самобытности этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Проблемой исследования является недостаточное количество информации и отсутствие специальных и комплексных исследований по теме развития и сохранения традиционных ремёсел различных этносов Карабалыкского района.

Целью работы является выявление основных особенностей и закономерностей исторического развития, уровня сохранения традиционных ремёсел разных национальностей проживающих на территории района, трансформация в современные формы ДПИ.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

Исследование своеобразия социально –исторического контекста существования традиционных ремёсел на территории Карабалыкского района.

Анализ современного состояние развития некоторых ремёсел и их трансформацию в современные виды ДПИ.

Объектом исследования является существование традиционных национальных ремёсел разных национальностей проживающих на территории района, предметом – характерные особенности, закономерности исторического развития и современное состояние ремёсел.

В ходе выполнения работы были использованы следующие научные методы:

Теоретический (изучение и анализ литературы, фото и видеоматериалов, постановка целей и задач).

Социологический (интервьюирование, анкетирование)

Эмпирический (наблюдение, описание)

Метод компьютерной обработки полученных данных.

Методика исследования состояла из свидетельств современников, эмпирической беседы, фотографических документов. Материал собирался благодаря изучению архивов и материалов районного краеведческого музея, районной библиотеки, детской школы искусств, архивов районной газеты «Айна», материалов музея Михайловской средней школы.

Новизна работы состоит в том, что такие теоретические и практические исследования на территории района не проводились. Систематизации подобного материала уделяли мало внимания.

Практическое значение проведённого исследования: Знание истоков декоративного искусства народов населяющих наш район, укрепляет чувство причастности к истории малой родины, общности судеб народов, живущих рядом многие годы. Поэтому данная работа имеет практическое значение, она обогатит архив школьного музея, а так же собранный материал предполагается использовать в качестве регионального компонента, дополнительного материала на уроках и для проведения занятий по истории, технологии, краеведения и внеклассных тематических мероприятий. Собранный материал окажет неоценимую помощь в формирование этнокультурных знаний в молодежной среде, воспитанию толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане.

Гипотеза. Существует основание считать, что географическое положение Карабалыкского района и урбанизация жизни повлияла на этническую самобытность народов проживающих на его территории. При всем многообразии национальных культур наблюдается слабо выраженная этническая идентичность каждой из национальностей. Это проявляется в затухании интереса к национальным ремёслам и возникновение новых, межнациональных традиций в декоративно прикладном искусстве. Положительная тенденция наблюдается в проявлении интереса к традициям и обычаям народов, особенно к коренной национальности, возвращение к историческим истокам национального костюма, предметам и изделиям как элементам традиций и обычаев.

Введение

Искусство всегда созвучно своему времени, оно современно и отражает мировоззрение общества в целом. Проблема сохранения и восстановления самобытной народной культуры, накопленного столетиями материального культурного наследия и его эффективного использования, в развитии отечественной культуры приобретает особую актуальность в настоящее время. Рассматривая современное декоративно –прикладное искусство, мы оцениваем и его место в человеческой деятельности, жизни. Декоративно –прикладное искусство непосредственно входит в сферу материальной и духовной культуры народа.

Вся история развития декоративно –прикладного искусства представляет собой живой организм, постоянно развивающийся и изменяющийся. На всем протяжении развития мировой культуры народное декоративно –прикладное искусство было различным по содержанию и художественной ценности, но главный стержень это совокупность национальных признаков, которые, являлись традиционными. Таким образом, традиции в области народного декоративно –прикладного искусства, являющегося составной частью общечеловеческой культуры, — не мертвая схема, установленные раз и навсегда правила. Они меняются с требованиями времени. Следующему поколению передается только то, что жизненно, прогрессивно и способствует дальнейшему развитию общества. Именно этим можно объяснить исчезновение целых областей художественного творчества, не нашедших применения в изменившейся жизни.

Исторические предпосылки, уникальное многообразие национальных культур Казахстана в условиях современной урбанизации и научно –технического прогресса особенно актуальным ставят вопросы сохранение самобытности этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.

Проблемой исследования является недостаточное количество информации и отсутствие специальных и комплексных исследований по теме развития и сохранения традиционных ремёсел различных этносов Карабалыкского района.

Целью работы является выявление основных особенностей и закономерностей исторического развития, уровня сохранения традиционных ремёсел разных национальностей проживающих на территории района, трансформация некоторых в современные формы ДПИ.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Исследование своеобразия социально –исторического контекста существования традиционных ремёсел на территории Карабалыкского района.

2.Анализ современного состояние развития некоторых ремёсел и их трансформацию в современные виды ДПИ.

Объектом исследования является существование традиционных национальных ремёсел разных национальностей проживающих на территории района, предметом – характерные особенности, закономерности исторического развития и современное состояние ремёсел.

В ходе выполнения работы были использованы следующие научные методы:

Теоретический (изучение и анализ литературы, фото и видеоматериалов, постановка целей и задач).

Социологический (интервьюирование, анкетирование)

Эмпирический (наблюдение, описание)

Метод компьютерной обработки полученных данных.

Методика исследования состояла из свидетельств современников, эмпирической беседы, фотографических документов. Материал собирался благодаря изучению архивов и материалов районного краеведческого музея, районной библиотеки, детской школы искусств, архивов районной газеты «Айна», материалов музея Михайловской средней школы.

Гипотеза. Существует основание считать, что географическое положение Карабалыкского района и урбанизация жизни повлияла на этническую самобытность народов проживающих на его территории. При всем многообразии национальных культур наблюдается слабо выраженная этническая идентичность каждой из национальностей. Это проявляется в затухании интереса к национальным ремёслам и возникновение новых, межнациональных традиций в декоративно прикладном искусстве. Положительная тенденция наблюдается в проявлении интереса к традициям и обычаям народов, особенно к коренной национальности, возвращение к историческим истокам национального костюма, предметам как элементам традиций и обычаев.

Этнокультура – совокупность традиционных ценностей материальной и духовной культуры

С первого дня независимости, одной из приоритетных задач по мнению Президента страны Н,А.Назарбаева, стала задача исследования культурных процессов в среде многонационального государства. Стремление войти в 30 –ку развитых стран мира неосуществимо без межэтнического согласия внутри государства. Современная модель межэтнического равноправия и согласия позволяет уверенно двигаться по пути экономических, социально –экономических и политических преобразований, чем привлекает мировое сообщество.

Межэтническое согласие в нашей стране, по сути это естественный процесс для Казахстана, если брать во внимание сложившуюся ситуацию переселения народов в различные исторические моменты. В годы независимости это стало возможным благодаря правильно выбранному стратегическому курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе. Каждый народ, проживающий в Казахстане, уникален и неповторим в своей самобытности. Это позволяет ему выделиться среди других духовной и материальной культурой. Независимо от места проживания сложившиеся исторически этносы веками передавали от поколения к поколению свои традиции, праздники, ремесло, обряды. Имели свою оценку ценностей, по которой оценивали поведение, поступки и свою деятельность. Существуя на уровне подсознания, национальная культура прорастает, усваивая элементы других культур, сохраняя свою культурную самобытность.

Определение понятия «этнокультура»

Википедия дает следующее определение: Э?тнос (греч. ????? –народ) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру хозяйство, территорию проживания, внешний вид, менталитет. Любой этнос обладает накопленной поколениями духовной и материальной культурой. Материальная и духовная культура, обычаи, нравы, самосознание этноса формируется под влиянием социально –экономических факторов, географической среды, наследия предков, соседства с другими этносами, религии. Всё это как следствие формирует нравственно –этические нормы, ценностные и этнокультурные традиции которые влияние не только на характер поведения человека в различных жизненных ситуациях, но и первостепенно запечатлеваются на культуре народов.

Существует огромное количество определений термина «культура». Определение и понимание термина «культура» восходит к глубокой древности. В античном обществе понятие «культура» отождествлялось с воспитанностью и образованностью, разделяя общество на эллинов и варваров.

Внимание к внутреннему миру человека, самосовершенствование и приближение к божественному идеалу – средневековая трактовка понятия «культуры».

Позднее философы эпохи Возрождения вкладывали в понятие культуры, создание универсальной личности – всесторонне образованной, соответствующей гуманистическим ценностям. Последующие философские течения предлагают свою трактовку и понимание культуры. Общим для всех становится понимание культуры как процесса, воплощающего разумное начало, духовную свободу человека, культуру воспитания, предполагающую духовную эволюцию человека. В последствие только марксиская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества с определённым уровнем исторического и человеческого развития. Отделяет духовную и материальную сторону культуры неразрывно связанную с обществом, трудовыми отношениями и человеческой деятельностью.

Термин «этнокультура», возник как речевой вариант термина «этническая культура», а в конце ХХ получил широкое распространение. Термин «этнокультура» включает в себя такие элементы как: язык, этническую территорию, обряды, поверья, традиции, обычаи, фольклор и т.д. Так автором работы «Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблема совершенствования» Афанасьевой А.Б выработано следующее определение термина «этнокультура»: «этнокультура — это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей ».

Понятие «этнокультура» предполагает соединение духовного понимания культуры с материальным. Благодаря этнокультуре мы можем ближе ознакомиться с культурой, историей народа. В концепции этнокультурного образования республики Казахстан говорится, что идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Она формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.

Традиции, обычай, обряды ритуалы и поверья различных этносов являются связующей нитью между прошлым и настоящим, а также представляют духовную культуру, без которой невозможна этнокультура и национальная общность. Этнос является носителем своей этнокультуры, поэтому этническая культура является бесценным богатством каждого народа, которое необходимо сохранить и передать будущему поколению в полной мере.

Материальная культура, как одно из направлений развития этнической культуры

Анализируя историческое понимание культуры в разные времена. Можно прийти к выводу, что основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы. Рассматривая культуру по её носителю, выделяют культуру материальную и духовную.

Познание, воспитание, просвещение, религия, искусство, философия – всё это проявления духовной культуры непосредственно связанная с развитием способностей человека, его интеллектуальным и духовным развитием.

Материальная культура – вторая составляющая часть этнокультуры любой национальности. Это сфера человеческой деятельности, в результате которой создаются различные материальные ценности, материальные блага. Её результаты: жилище, одежда, предметы и средства труда, удовлетворяющие потребности человека. Все достижения, определяющие материальную культуру, являются результатом многовекового труда.

Важной составной материальной культуры каждого народа являются народные ремёсла. Исторически в них отражался быт и материальное производство, уровень развития и ценности народа. В них сконцентрирован опыт предков, своеобразие и неповторимость творчества. Несмотря на некоторые национальные различия, народные ремёсла или декоративное искусство народов проходит одинаковый путь развития и зависит от истории народа, его культурных и религиозных воззрений, взаимодействия с другими народами, проживающими на близлежащей территории. Национальные признаки в прикладном искусстве обозначают этническую принадлежность изделий.

В настоящее время народные ремёсла можно разделить на две группы. Одна группа, это изделия, создающиеся для пользования, не в силу бытовой необходимости, а связанные с определёнными традициями, обычаями и обрядами, чаще имеют символическое, ритуальное значение. Как правило, это изделия не представляют художественной ценности, изготавливаются из современных материалов, часто с изменением технологии производства. Другая группа изделий, представляет собой больше декоративное искусство в высшей степени этого слова, предназначенное не для бытового пользования, а для восприятия на уровне произведений живописи и графики, имеет сувенирное предназначении. В этом случае строго соблюдается технология, подбирается высококачественный материал для обработки, выдерживаются сроки обработки. Любая вещь, созданная на таком высоком уровне мастерства, представляет собой произведение искусства. Такие изделия материальной культуры воплощают идеи современности в сочетании с древним искусством, позволяют обогащать национальные культурные потребности и вырабатывать чувства восприятия прекрасного и привить хороший вкус.

Краткая характеристика этнического многообразия Карабалыкского района

Кратая история Карабалыкского района

7 января 1928 года был образован Кустанайский округ и Карабалыкский район округа. В 1929 году в районе было 26 906 жителей.

На 1 января 1940 года в районе кроме посёлка Бурли было 105 населённых пунктов, 9 аулсоветов, 6 сельсоветов, 2 поселковых совета рабочих посёлков, население района было более 26,0 тыс. человек. Из технических средств связи было два телеграфа и 83 телефона. В полукилометре от посёлка Бурли было лётное поле, там садились самолёты, в районе 3 железнодорожные станции — Тогузак, Магнай, Тамерлан. Действовали: опытная станция, техникум, училище. Имелся детский дом. Сеть культпросвет учреждений — 14 клубов,17 изб –читален, 13 красных уголков, 6 библиотек, 15 школ, 3 совхоза, 23 колхоза и 4 элеватора. Тогда же в районе появились первые детские сады и ясли, была аптека и больница, 3 врачебные амбулатории и 8 фельдшерских пунктов.

В Великой Отечественной войне погибло более 2,2 тыс. жителей района. 13 октября 1941 года было принято решение об эвакуации из подмосковного Егорьевска завода «Комсомолец» на центральную усадьбу Кустанайского зерносовхоза, в конце 1941 первая его продукция — артиллерийское вооружение пошла на фронт. В годы войны Карабалыкский район шефствовал над Людниковским районом Орловской области, жителям которого оказывалась различная материальная помощь. Тогда же жителями Карабалыкского района на строительство танковой колонны было собрано около 16 млн рублей.

После передислокации завода «Комсомолец» назад в Егорьевск, на его базе образован механический завод (с 1945 года Тогузакский механический завод «им. 25 лет Казахской ССР»), а с 1942 года усадьба Кустанайского зерносовхоза получила название «Комсомолец». На территорию района во время войны прибыли выселенные из западной части страны — немцы, чеченцы, ингуши.

В 1946 году в районе было два рабочих посёлка и 17 сельсоветов, 26 колхозов и два совхоза, опытная станция, сортоиспытательный селекционный участок, в то время в районе проживало 19 509 человек. Площадь территории района — 604 тыс.га.

Во время периода освоения целинных и залежных земель в 1954 году были заложены совхозы «Славянский», «Урнекский», в 1955 году совхозы «Победа», « Есенкольский». В концу 1954 года в район прибыло около трёх тысяч юношей и девушек со всего СССР.

В 1956 году из Кустанайского совхоза была выделена Комсомольская птицефабрика. Работали Комсомольское и Михайловское училища механизации, Надеждинский щебзавод, Терентьевский маслозавод, Тогузакский механический завод, Бобровский и Бускульский карьеры, Комсомольское автотранспортное предприятие. Кроме районной газеты в Урнекском и Кустанайском совхозах выходили ещё и две «многотиражки».

В 1963 году население района более 63 тысяч человек, райцентр переносится в посёлок Комсомолец и район переименовывается в Комсомольский.

17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана Комсомольский район был переименован в Карабалыкский район.

Этническое многообразие Карабалыкского района

Карабалык становился полиэтничным в течении нескольких веков, поток переселенцев, начавшийся во второй половине XIX в. – русских, украинцев, татар, мордвы, чувашей, уйгур и других из России, Украины и др. привел к резкому увеличению представителей некоренных национальностей.

На сегодняшний день численность населения Карабалыкского района составляет тыс. человек. (2015г.) Население на 1 марта 2016 года: 883 919 чел. На территории Карабалыкского района проживает более ста национальностей и народностей.

Этнический состав (на 01.01.2016 г.): казахи39,2%; русские 41,8%; украинцы 8,7%; немцы3,2%; другие7,1%. Основу современного национального состава региона сформировали казахский и русский этносы, что можно проследить при анализе истории заселения края. Население Карабалыкского района в основном смешанное, многонациональное.

Из приведенной диаграммы следует, что в этническом составе населения Карабалыкского района больше русских и казахов. Это связано с соседством и дружескими отношениями с Российской Федерацией, историей заселения региона. К 2016 году этнический состав Карабалыкского района изменился с увеличением коренного населения за счет интеграционной политики в отношении оралманов, переселению жителей из южных, засушливых и неблагоприятных мест.

Исследуя исторические материалы, архивы, стало известно, что первые переселенцы из России появились на территории современного Карабалыкского района в конце XVII века. Это были первые русские поселения казаков, сибирского казачьего войска, в селе Михайловка в местечке караванного брода в 1833 году. Помимо казаков, служилых людей, в XVIII веке интенсивно переселялись крестьяне из районов Тобольска, Тюмени и других мест. Первые украинцы –поселенцы появились на территории нашего района (село Белоглиновка), еще во второй половине XVIII после отмены крепостничества. Затем последовала массовая эвакуация украинцев в Казахстан с началом войны 1941 года. В 1937–1939 годах в регион переселялись также поляки, иранцы, курды, турки, армяне, китайцы, поляки. Осенью 1941 года было депортировано 37 тыс. немцев Поволжья.

В 1943 – 44 годах было проведено насильственное переселение около 70 тыс. балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, турок –месхитинцев и крымских татар. Изменение этнического состава населения наблюдается и в последующие годы, продолжается процесс многонациональности и сокращения коренного населения. Освоение целины – следующий этап формирования многонационального населения. В таких исторических условиях первостепенное значение приобретает проблема сближения, взаимодействия и совместимости национальных культур.

Краткая характеристика ремёсел коренного населения и переселенцев

Являясь коренным народом, казахи сохраняли традиции своего национального декоративного искусства, создавая необходимые бытовые предметы и украшения, украшая своё жилье, животных. Кочевой образ жизни способствовал тому, что предметы быта казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. В народных промыслах казахов преобладало валяние войлока – древнего достояния, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлочные шляпы, потники боковые для седла и другие изделия. Кроме шерсти у казахов большим успехом пользовались изделия из кожи. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды. Развивалось и кузнечное ремесло. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства. Широко было развито ювелирное мастерство, зергеры искусно выполняли различные украшения из серебра.

Географическое положение Карабалыкского района, богатая природа, обилие лесов, способствовала развитию такого ремесла как деревообработка. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, принадлежности для дома, посуду.

Женские ремёсла были связанны с бытом, семьёй, поэтому сохранились значительно дольше. Значительное место среди женских ремёсел в прошлом занимало ткачество и кошмоваляние. Изделия мастериц богато украшались орнаментальными мотивами. Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства, как в прошлом, так и в настоящем является вышивка. Она требует много времени и большого мастерства. Вышивка применялась при изготовлении настенных ковров, также на предметах домашнего обихода.

Художественный талант народа проявлялся во всех видах народного творчества, передавался из поколения, в поколение, формируя этнокультуру нации.

Одна из многочисленных этнических групп района это – русские. Исторические предпосылки появления на казахской земле очень разнообразны. Переселяясь из своих коренных земель с собой, они принесли свою материальную и духовную культуру с традициями, обычаями, предметами повседневного обихода. Самым древним народным ремеслом было кузнечное дело. Кузнецы ковали орудия труда, инструменты для земледелия, оружие. Златокузнецы занимались изготовлением ювелирных вещей. Ценилось гончарное искусство, где помимо посуды изготавливались ещё и кирпичи. Искусны были русские в обработке дерева. Постройки жилья, избы, ворота, стены, хозяйственная утварь всё украшалось резьбой. Издавна Русь славилась художественной росписью, тканым кружевом и вышивкой.

Украинское декоративное искусство и промыслы во многом схожи с русским и имеют много общих корней. Среди традиционных ремёсел популярностью пользовалось художественное ткачество, вышивка, кружевоплетение, набойка или роспись, художественная обработка кожи.

Вышивка – распространенный вид народного декоративно – прикладного искусства украинцев, орнаментальное или сюжетное изображение на тканях, коже, выполненное разными ручными швами. Кружево – один из популярных видов народного декоративного искусства. Ажурные, сетчатые, декоративные изделия из льняных, шелковых, хлопчатобумажных, металлических и других нитей. Кружево изготавливается для отделки одежды, украшения тканей интерьерного назначения. Художественное плетение и керамика были неотъемлемой частью повседневной жизни украинского народа.

Материальная культура немцев складывалась из многих ремёсел, но особенностью украшения интерьеров жилых помещений было обилие предметов женского рукоделия, особенно вышитыми вещами. Вышивать умели все немецкие женщины. Вышивкой украшалось всё: полотенца, простыни, одежда, оконные занавеси, покрывала.

Основным занятием переселённых этносов было земледелие, поэтому развивались ремёсла связанные с этим направлением. Женская часть населения разных этносов выполняла работу по дому, поэтому много общего было и в развитии женских ремёсел: ткачестве, вышивке, плетении.

Рассматривая материальное наследие каждой этногруппы, можно обратить внимание на взаимосвязь по схожести технических и художественных приёмов обрабатываемого материала, орнаментальных мотивов, в форме изделий и во многом другом.

Анализ современного состояния развития ремёсел и их трансформация в современные виды ДПИ

К традиционным ремёслам, независимо от этнической принадлежности относят ремёсла, результатом которых является производство предметов, орудий труда, одежды, и других объектов. Основная функция, которых обеспечение жизнедеятельности человека. Предметы ремесленного производства на сегодняшний день не соответствуют современному окружению человека и остаются не востребованными. В последние годы много говорится о сохранении бесценного духовного наследия материальной культуры всех этносов. Если ещё в конце прошлого века можно было говорить о присутствии домашних ремёсел, пусть в малой доле, то в настоящее время вместе с поколениями мастериц кошмоваляния,, изготовления циновок из чия, тамбурной вышивки уходит и ремесло в старинном понимании этого слова. Музейные коллекции, память о мастерах – всё что осталось от ремёсел.

На сегодня существует множество центров народной культуры, где ведётся работа по изучению, сохранению и развитию ремесла. Но каждый понимает, что возрождение возможно лишь при условии восстановления необходимости этого ремесла как жизнеобеспечения человека.

Наша задача, сохранить то, что осталось на момент естественного отказа от этих предметов в связи с изменением уровня культуры, цивилизации и модернизации производства необходимых предметов быта. И как бы мы не старались, сохранение ремесла возможно лишь на уровне искусства, так как не актуальны в современном мире. С другой стороны можно считать, что ремёсла перешли на новый уровень развития ремесла с появлением новых материалов, станков для обработки, новых технологий. Один минус в этом развитии – замена поштучной ручной работы на промышленное производство необходимых товаров. С тех пор функция традиционных ремёсел изменилась – стала сувенирной. Производство сувениров, потребность нашего времени, где задача мастера как можно ярче проявить своё мастерство. Изменился быт человека, образ жизни, изменились требования к быту, соответственно к вещам окружающим человека. Неизменным остаётся назначение предмета, меняется форма, материал, теряется смысловое и символическое значение орнамента, применяются современные технологии.

За последние годы очень изменился технологический прогресс, поэтому современному человеку не нужна прялка и ручная мельница – всё можно купить в магазине. С одной стороны вещи устарели, с другой они стали уникальны и выполняют больше функцию эстетического украшения, исполняя функцию дизайна помещений. Современные предметы, над которыми работают современные дизайнеры всё чаще декорируются орнаментами, используются современные краски, лаки, нетрадиционные материалы. Например, плетение из бересты, лозы заменяется на плетение из газетных трубочек и из пластика. Трансформация ремесла налицо – замена натурального экологического материала, недолговечного по времени использования на пластик, материал прочный и более долговечный. Современные мастера вносит свои изменения в ремесло, создаёт новые традиции, как это делали его предки продлевая жизнь ремеслу.

Анализ и изучение архивных материалов центрального музея Карабалыкского района

Карабалыкский районный историко–краеведческий музей в марте 1988 года получил статус этнографического отдела областного музея, в 1993 году был вывезен из Михайловского православного храма в районный дом культуры. Представляет историческую и культурную ценность. В свое время многое, что было собрано здесь в Карабалыке, перешло в экспозиции Костанайского музея из–за более широкого доступа. Огромную роль в формировании фондов обоих музеев сыграл Яков Брегеда. На протяжении долгих лет он собирал экспонаты, изучал материалы о событиях, быте и самобытной культуре казахов и других народностей проживавших на территории Карабалыкского района.В музее собраны самые ценные материалы о знаменитых земляках, о ветеранах войны, о выдающихся личностях, которые внести огромный вклад в развитие города. Одна из самых интересных экспозиций музея называется «Караванные пути 16–18 веков». Это действительно уникальная экспозиция, дающая весьма полное представление о развитии края. Для нас этом музей представляет особую ценность, так как в нём собраны образцы материальной культуры различных этносов, проживающих на территории Карабалыкского района. Сотрудники музея оказали большую помощь в вопросе изучения самобытности этнокультурного многообразия Карабалыкского района. Идрисова Асель и Бейсембаева Асель провели масштабную экскурсию по ознакомлению с экспонатами музея непосредственно связанных с изучаемой проблемой. В запасниках музея накоплен богатый материал по вышивке. Здесь есть образцы национальной русской вышивки, украинской, казахского тамбурного шва. Предоставлены изделия с немецкой вышивкой. Все эти экспонаты по крупицам собирались благодаря работе с местным населением.

В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Вышивкой украшалась предметы обихода, одежда. Вышивки отличались друг от друга, как по качеству применяемого материала, так и по тематике. Материалом для вышивок служили различные нити: шелковые, хлопчатобумажные. Основным видом техники являлось шитье гладью, несколько реже применялось шитье тамбуром. Традиционный орнамент состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов, узоров. В растительной орнаментации можно встретить мотивы от простейших, в виде растительного побега до пышных букетов цветов довольно сложной композиции. Из степных мотивов преобладают изображения тюльпана и мака. В узорах и рисунках вышивки нашли отражение представления человека об окружающем мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие. Традиционными в вышивке были изображения голубей, лебедей, певчих птиц, уток.

Вышивка — один из наиболее интересных и самобытных видов казахского народного искусства. Основным видом казахской вышивки был тамбурный шов.

Тамбурным швом вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку. Украшали одежду и предметы обихода. Вышивку крестом (ж?рме) в основном использовали при украшении женских головных уборов и декоративных изделий. Эта техника проникла в быт казахов под влиянием русских переселенцев в начале XX века, поэтому она иногда называется еще «орыс кесте» — русская вышивка. В начале XX века в интерьере казахского жилища появляются декоративные вышивки, заимствованные у русских и украинских переселенцев. К примеру, декоративные полотенца типа рушников (сулгі), в которых использовались, как правило, приемы и мотивы, характерные для русского орнаментального творчества.

В экспозиции музея предоставлены образцы деревообрабатывающих ремёсел казахского, русского, украинского народа. Это прялки, посуда, музыкальные инструменты, мебель, элементы убранства юрты и избы.

В музее экспонируются образцы ткачества – одного из древнейших и важнейших элементов национальной культуры Украины. Художественное ткачество – это ручное или машинное изготовление тканей на ткацком станке. Ткацкое производство объединяет подготовку сырья, прядения нитей, изготовления из них тканей и заключительную обработку: отбеливание, покраска, ворсования, выбивание т.д.

Этнографическая коллекция музея постоянно пополняется благодаря активному участию населения района. Сотрудники постоянно организовывают тематические экспозиции, проводят экскурсии с целью ознакомления с историей Карабалыкского района, посвящая мероприятия знаменательным датам и историческим событиям.

Сохранение самобытности этнокультурного наследия в современных условиях

В настоящее время проявляется повышенный интерес к этнокультурному наследию Казахстана. Собирая по крупицам свидетельства материальной культуры этносов проживающих на территории района, убеждаешься в том, как мало собрано и изучено материала по этому вопросу. Но даже проведённое исследование найденных материалов позволяет утверждать, что долгое время, переселённые народы сохраняли свои национальные культурные традиции и обогащали свою культуру за счет заимствования у других народов. Но необратимые процессы глобализации современного общества привели к тому что никакая национальная культура не может быть защищена от инноваций, изменений. И сохранить мы можем лишь те образцы, которые могут свидетельствовать об определённом отрезке исторического периода. Потому что следующий период развития цивилизации ведёт уже к новым изменениям материальной и духовной культуры каждого народа.

Безвозвратно уходят в прошло некоторые виды декоративного искусства. Исчезли многие виды ремёсел в силу своей ненадобности в современном мире, некоторые продолжают развиваться и сегодня, изменив свою значимость. Сегодня декоративно–прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции – познавательную, коммуникационную, эстетическую.

Рассматривая сохранность этнокультурного наследия в нашем районе, надо отметить огромную работу в этом направлении. Стали традиционными и любимыми праздники: 1 мая, крещение, масленицу, Наурыз, где переплетаются культуры всех национальностей, проживающих в нашем районе.

Очень значимым для района является празднование 1 мая, именно в этот день происходит незабываемое зрелище парада всех этнокультур. Уже традиционным стало возведение этноаула на центральной площади районного центра, где гости и местные жители могут полюбоваться на национальную одежду, кухню народов, познакомиться с традициями, обрядами и обычаями казахов, русских, украинцев, немцев и других этносов.

Разные организации и представители национальностей представляют большое разнообразие народных традиций: от народного фольклора до национальной кухни.

Агротехнический колледж представляет диаспору русских в ярких костюмах. Кухня, дом–изба – всё в национальном стиле.

Наурыз – праздник весны. Несмотря на морозы, которые ещё не отпускают в это время в нашей местности, праздник проходит тепло и радостно.

Участники демонстрируют юрты, богато украшая их внутри и снаружи, представляя национальные блюда, лучшие образцы декоративно–прикладного искусства.

Участники молдавской диаспоры представляют один из обрядов: крещение новорожденного ребёнка, исполняя национальные песни с приглашением в дом,где и будет проходить обряд .Всех приглашенных угощают национальной кухней .

Какая хата в Украине без душевной песни. Украинская диаспора встречает гостей песней, накрывает стол, празднично украшенный рушниками.

Чеченская диаспора представляет не только национальную кухню, обычаи, традиции, но и зажигательные танцы.

Трансформация традиционных ремёсел в современных условиях

Этнокультура Карабалыкского района развивается на богатом многообразии культуры разных народов, впитывая в себя лучшее от культуры соседних народов обогащая этим содержание и декоративность. В настоящее время многие национальные ремёсла становятся очень популярными. В настоящее время существует огромное множество видов рукоделия, среди которых особой популярностью пользуются вязание, вышивание крестиком, бисером, изделия из бисера, изготовление предметов для обрядовов и т.д. Эти вещи пользуются спросом у населения востребованы, поэтому имеют развитие .Как правило для их исполнения и изготовления используются современные материалы и технологии. Современные рукодельницы перестали обращать внимание на значение орнаментов. Многие из них уже забыты, но в тоже время появились новые.

Современные виды рукоделия несколько отличаются от тех видов рукоделия, которыми увлекались наши бабушки, мамы и тёти. Они позволяют открыть таланты у большего количества людей. Иногда, даже трудно определить новое это рукоделие или новое течение старых ремёсел. Особенно популярны в нашем районе такие виды декоративного искусства как вышивка, плетение из бумажной лозы, вышивка бисером, изделия из бисера, вязание крючком. Это те виды рукоделия, которые являются поистине интернациональными. Все большей популярностью пользуются изделия казахских мастериц для различных обрядов, традиций. Современные материалы позволяют изготавливать поистине оригинальные вещи.

Оригинальные образцы вышивки бисером были предоставленны мастерицей Старокожевой Татьяной Михайловной. Мастерица давно работает в технике вышивания бисером. Украшение одежды бисером использовалось в рукоделии многих народов: казахов, русских, украинцев и т.д. Татьяна Михайловна освоила в совершенстве вышивку биссером. Любимое её занятие– вышивка картин, икон. Оксана Безрукова освоила работу с бисером, выполняя объемные композиции – топиарии, оригинальные маленькие деревца причудливой формы.

Разнообразны по форме, задумке и выполнению изделия современных мастериц для обрядов и традиций. Сумка для даров – тойбастар выполнена в виде лебедя из искусственного меха, ткани,украшена орнаментом. Айнура Нургалиева давно занимается изготовлением различных сумок, оригинально формой отличается сумка для новорожденного, выполненная в виде детской национальной кроватки – бесык.

Одним из распространённых видов ДПИ в поселке является вязание крючком. Альбина Людвиговна с удовольствием делится своим мастерством на уроках вызания в Детском Доме Творчества. Сама участвует в различных выставках районного и областного масштаба.

Материальная культура различных этносов продолжает развиваться в современных условиях, принимая межэтническое положения, вбирая в себя лучшие традиции всех народов проживающих на территории нашего района.

Заключение

Географического положения нашего района определяет многонациональный состав населения. В районе проживают представители многих национальностей. Поэтому в современных условиях научно–технического прогресса, урбанизации образа жизни, особенно актуальным становится сохранение самобытности этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства. Глава государства считает: «Этнокультурное многообразие Казахстана – это наше преимущество. Это потенциал развития. Культуры этносов Казахстана являются включенными в общеказахстанскую культурную палитру, этносы Казахстана – полномочные представители культуры Казахстана в мире». Цель исследования заключается в изучении сохранения самобытности этнокультурного многообразия Карабалыкского района.

Исходя из этого, тема моей научно–исследовательской работы на сегодняшний день является актуальной. В данной работе использовала различные научные методы: теоретические, социологические, эмпирические и метод компьютерной обработки собранных данных. В ходе работы я нашла и изучила информацию на эту тему более из 15 литературных источников, совершила экскурсии музеи Карабалыка, Костаная, с. Михайловка, ДШИ района. Побывала в районной библиотеке, участвовала в мероприятиях, организованных РДК, связанных с этнокультурой, посетила кружки декоративно–прикладного искусства в детском доме творчества, познакомилась с людьми занимающимися декоративно–прикладным искусством. С целью отбора информации по теме и сбора фотоматериалов посетила редакцию районной газеты «Айна».

В ходе работы над темой, я решала следующие задачи:

Исследование своеобразия социально–исторического контекста существования традиционных ремёсел на территории Карабалыкского района.

Анализ современного состояние развития некоторых ремёсел и их трансформацию в современные виды ДПИ.

В результате проведённой работы я обнаружила:

Ремёсла, связанные с возрождением традиций и обычаев коренного населения, в настоящее время имеют значительный подъем.

Национальные ремёсла этнических групп исторически развивались и имели место на территории района.

Большинство ремёсел имеют сходные истоки: материал, способы обработки.

Многообразие этнического состава повлияла на развитие культуры региона в целом.

В образцах изделий различных ремёсел видимы элементы ремёсел разных этносов.

Недостаточное изучение этого вопроса в целом на уровне общественных организаций, образования и этнокультуроведения.

Многие невостребованные ремёсла в силу технического прогресса и урбанизации исчезли.

В настоящее время многие ремесла трансформировались с связи с изменением технологий и материалов и имеют больше сувенирное назначение, чем утилитарное.

Данная работа побудила у меня большой интерес продолжить работу по этой теме, и изучить более углубленно одно из ремёсел, вышивку, наиболее популярное среди различных этносов.

Практическое значение проведённого исследования

Знание истоков декоративного искусства народов населяющих наш район, укрепляет чувство причастности к истории малой родины, общности судеб народов, живущих рядом многие годы.

Данная работа имеет практическое значение, она обогатит архив школьного музея, а так же собранный материал предполагается использовать в качестве регионального компонента, дополнительного материала на уроках и для проведения занятий по истории, технологии, краеведения и внеклассных тематических мероприятий.

Собранный материал окажет неоценимую помощь в формирование этнокультурных знаний в молодежной среде, воспитанию толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане.