Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном

Задачи:

1) Образовательные: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление.

2) Коррекционные: развивать орфографическую зоркость на основе выполнения практических упражнений; пополнять и обогащать пассивный и активный словарь учащихся.

3) Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к предмету; воспитывать самостоятельность при выполнении задания.

Ход урока

1.Организационное начало (психологический настрой на урок) (Слайд1)

Добрый день, ребята.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение всего урока и помогает нам быть внимательными и активными при выполнении всех заданий

Успехов вам!!!

2. Определение темы и целей урока.

Здравствуйте, садитесь. Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Строчку, где должна быть записана тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему вы попробуете сформулировать сами.

Начнем урок с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки - “Сказка про краски”. (Слайд 2)

Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами
Ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди
Белым. Желтым. Синим. Красным.
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным.

- Скажите, ребята, чтобы мир стал ярким, удивительным, цветным, какая часть речи нам в этом может помочь? Почему?

- А теперь, ребята, попробуйте сформулировать тему урока. Как она будет звучать? Какие есть варианты?

Замечательно! Запишите тему в свои тетради” Имя прилагательное как часть речи”

- Как вы думаете, какие цели сегодня стоят перед нами на уроке? Чем мы сегодня будем заниматься?

3. Изложение, объяснение нового материала.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника с.140 (Русскийязык; Учебник для 6класса/Сабитова З.К. Павленко В.К – Алматы, Атамура -2015/)

- Что обозначает имя прилагательное?

- Какие морфологические признаки прилагательного вы знаете?

- Каковы синтаксические признака прилагательного?

Имя прилагательное – вечный спутник существительного. Если мы произносим слово «сильный», то наша мысль будет искать предмет (существительное), к которому этот признак (прилагательное) относится: сильный ученик, сильный характер, сильный ветер.

Задание: подберите как можно больше прилагательных к данным существительным. Поставьте от существительного к прилагательному вопрос. (Слайд3)

Ученик (...?) .... , урок (...?) ...., рассказ (...?) ...., слово(...?) ....

Сделайте вывод:

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ... предмета и отвечает на вопросы ...? ...? ...? ...?

4. Включение учащихся в самостоятельную работу.

а) Работа у доски и в тетради

-Как мы будем отличать имена прилагательные от других частей речи?

(Задавать вопросы какой? какая? какое? какие?)

Вспомним еще раз правило:

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ... предмета и отвечает на вопросы ...? ...? ...? ...?

Задание: внимательно прочитайте однокоренные слова и запишите только имена прилагательные, составьте предложения (Слайд 4)

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; смелость, смелый; трусость, трусить, трусливый; белизна, белеет, беленький.

- В каком роде употреблены прилагательные?

- Какова синтаксическая роль прилагательных?

5. Распределительный диктант

Выпишите из стихотворения «Сказочка» Й. Йованович-Змай (Слайд5) словосочетания со словом маленький: 1ряд – мужской род, 2ряд – женский род, 3ряд – средний род. Определите число, падеж имен прилагательных, в словосочетаниях найдите главное и зависимое слова

Сказочка

Маленьк… мальчик

В маленьк… лодке

В маленьк… море плывет.

Маленьк… ветер

По маленьк… волнам

Лодочку гонит вперед.

К маленьк…гавани

В маленьк… город

Мальчик приплыл наконец.

Маленьк… парус

Спущен на мачте,

И маленьк… сказке конец.

(Й. Йованович-Змай)

- Как вы определили главное и зависимое слова в словосочетании? (по вопросам)

- Какую роль в словосочетании имеет прилагательное? (прилагательное является зависимым словом)

- Как согласуется с существительным? (согласуется с именами существительными в роде, числе, падеже)

Физминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода.

Если словосочетания женского рода – хлопаете, мужского рода – топаете.

Деревья окутал

Иней пушистый –

День будет солнечный,

Светлый, лучистый.

Ёлка в блёстках

Ледяных,

В тёплых слёзках

Смоляных.

Свежая, зелёная,

Солнцем озарённая

6. Работа в группах:

Задание: составьте описание на тему «Зимой в лесу», подбирая вместо точек нужные прилагательные (Слайд 6)

Красив ... лес! ... шапками накрыты ... сосны и ели. ... инеем украсились ... березки и ... осинки. Намело ... сугробы. У дороги на деревьях возятся ... снегири. На вершине сосны грызет шишку ... белочка.

(Красив зимний лес! Пушистыми шапками накрыты зеленые сосны и ели. Серебристым инеем украсились белоствольные березки и тонкие осинки. Намело глубокие сугробы. У дороги на деревьях возятся красногрудые снегири. На вершине сосны грызет шишку пушистая белочка) (Слайд 7)

(Учащиеся 1-2 группы записывают текст, выбирая нужные прилагательные из слов для справок, учащиеся 3 группы выбирают нужное прилагательное из скобок)

Слова для справок: зимний, пушистыми, зеленые, серебристым, белоствольные, тонкие, глубокие, красногрудые, пушистая.

Текст для учащихся 3 группы:

Красив (зимний, осенний) лес! (Пушистыми, мохнатыми) шапками накрыты (зеленые, желтые) сосны и ели. (Серебристым, золотистым) инеем украсились (белоствольные, черные)березки и (тонкие, толстые)осинки. Намело (глубокие, мелкие) сугробы. У дороги на деревьях возятся (красногрудые, желтогрудые) снегири. На вершине сосны грызет шишку (пушистая, гладкая) белочка.

7. Роль прилагательных в тексте.

Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

- Когда же чаще всего мы используем прилагательные? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, как переводится слово “прилагательное”. (Слайд 8)

Прилагательное (латин.) – “нечто прибавленное, приложенное”.

Дословный перевод с греческого языка – “эпитет”.

- С понятием эпитет мы с вами встречались уже не раз, а кто мне скажет, что такое эпитет? (Яркое образное определение.)

- Так где же чаще всего используются прилагательные? В текстах какого стиля?

(В художественных текстах.)

Правильно, велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся именно к поэтическому тексту – стихотворению С. Есенина. (Слайд 9)

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

А над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

*Какие эпитеты вы нашли в этом тексте?

(“Роса жемчужная”, “блестки алые”, “озером серебряным”.)

*А какое еще изобразительно-выразительное средство помогает поэту создать яркую, образную картину?

(Олицетворение – “камыши шепталися”.)

Физкультминутка для глаз. (Слайд10)

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки?

Работаем дальше!

8. Тест по теме “Имя прилагательное”. (Слайд11)

1.Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ...

а) предмет

б) действие

в) признак

2.Общее грамматическое значение прилагательного ...

а) действие

б) признак предмета

в) признак признака

3.Морфологические признаки прилагательного ...

а) род, число

б) род, число, падеж

в) род, число, лицо

4.Начальная форма прилагательного:

а) им.пад., мн. ч.

б) им. пад., ед. ч., м. р.

в) им. пад., ср. или ж.р.

5.Синтаксические признаки прилагательного:

а) определение, сказуемое

б) определение, обстоятельство

в) определение, дополнение

Самопроверка (Слайд12)

Ответы: 1в,2б,3б,4б,5а

9. Рефлексия. (Продолжите фразу.)

Достигнуты ли поставленные цели?

– У меня получилось…

– Было интересно…

– Теперь я знаю…

10. Выставление оценок.

11. Домашнее задание: (Слайд 13)

1-й уровень. Составить словосочетания с прилагательными на тему «Мой класс», выполнить разбор словосочетания

2-й уровень. Написать мини-сочинение на данную тему, используя прилагательные, назвать их морфологические признаки.

3-й уровень. Упр.499 стр. 141 (по заданию)

12. Подведение итогов. (Слайд 14)

И завершить наш урок я хотела бы небольшим стихотворением, которое посвящено такой замечательной и прекрасной части речи в русском языке – имени прилагательному. ()

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Так давайте дорожить именами прилагательными, чтобы речь наша была правильной и красивой.