При отсутствии патриотического воспитания в учреждениях государственной поддержки детства трудно представить себе полноценную социализацию воспитывающихся в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках экспериментальной и инновационной деятельности школы-интерната №1 для детей-сирот Воронежской области данной теме уделено особое внимание. Какие же формы организации такой работы вызвали у нас однозначное предпочтение?
На первоначальном, ознакомительном этапе воспитанники интернатов и детских домов при поддержке их наставников берут интервью у представителей музеев патриотической направленности, ведут видеозапись, на основе которой впоследствии монтируются фильмы о музейных работниках. Ярким, запоминающимся и колоритным получилось интервью с вице-адмиралом в отставке Николаем Никифоровичем Титаренко. Со своими единомышленниками он организовал в Воронеже городской музей «Диорама». На его базе много лет проходят мероприятия патриотического содержания. Всем воспитанникам, для которых интерес к этой теме оказался неоднократным, предлагается включаться в работу создаваемых при этом школ юного экскурсовода. Последние организуются совместными усилиями работников, как музеев, так и интернатов. Анализируя промежуточные итоги работы таких школ, сотрудники музеев и интернатов становятся соавторами научных трудов, публикуемых в научных, научно-методических журналах, а также в сборниках докладов международных и всероссийских научно-практических конференций. Опубликованные работы проходят апробацию в государственных и частных научных учреждениях и организациях, используются при создании курсовых, дипломных работ, а также диссертационных исследований аспирантов и докторантов. При более глубокой заинтересованности в результатах совместного экспериментального исследования создаются дочерние экспериментальные площадки в учреждениях, находящихся как в других городах тех же регионов России, так и в других регионах. Как правило, эта работа организуется при поддержке со стороны органов местного самоуправления. Заинтересованность органов власти в создании на вверенной им территории экспериментальных площадок Федерального и Международного уровня позволяет представителям муниципальных властей получать определённые бонусы при составлении отчётов различной адресации, инициировать дополнительное субсидирование своей деятельности от вышестоящих инстанций. В этих условиях мэр районного центра, чьи образовательные учреждения вошли в Федеральный эксперимент, может зарекомендовать себя среди своих коллег значительно быстрее и лучше, с большей эффективностью, поощряя опытно-экспериментальную деятельность, нежели предпринимая многие другие шаги по различным направлениям муниципальной работы. Это обусловлено не только широтой резонанса, которую традиционно приобретают положительные результаты эксперимента, но и принципиально возрастающими возможностями аккредитации и аттестации образовательных учреждений на подведомственной мэрии территории, а также индивидуальной аттестации сотрудников этих учреждений на первую и высшую квалификационные категории. А это, при ближайшем рассмотрении, может существенно поднять образовательный рейтинг не только муниципального образования, но и региона, к которому оно относится, в целом. Безусловно, экспериментальная деятельность требует включения широкого круга организаций и учреждений – как контрольных групп по горизонтали, так и иерархически взаимодействующих – по вертикали, и первоначальная работа по объединению может вызвать у муниципального руководства определённое напряжение. Однако единожды предпринятые органами местной власти усилия и ненавязчивый выборочный контроль над ходом экспериментальной работы могут дать намного больший результат для самих же управленцев. Нежели, например, бесконечная череда усилий по преодолению последствий неорганизованной (или дезорганизованной) деятельности совокупности не задействованных в экспериментальной работе учреждений, за которые представители власти несут ответственность. Здесь мы сознательно не называем ни самих органов государственной и муниципальной власти, ни их статусов. Во-первых, в различных регионах страны одни и те же функциональные подразделения имеют различные названия. Во-вторых, среди наших научных работ есть и такие, которые сохранили свою первоначальную актуальность и через полтора, и через два десятка лет. А за столь протяжённое время даже унифицированные названия многих органов местного самоуправления могут измениться. И, наконец, уровень представительства власти в организации экспериментальной работы и следующего за этим межведомственного взаимодействия может быть различным. И вытекать не столько из иерархического соответствия, сколько из инициативности конкретных представителей властных учреждений. Не составляет секрета, что функционер, имеющий влиятельные позиции на властном небосклоне, никому ничего не собирающийся доказывать, и никого убеждать в собственной властности, поскольку это всем в равной мере понятно, будет не столь инициативен, как полный амбиций его младший коллега, занимающий существенно меньший пост и стремящийся как можно скорее себя зарекомендовать. Если это – начальник подразделения, отвечающего за работу учреждений культуры, то он мог бы активно содействовать объединению усилий музеев, библиотек, выставочных комплексов, в случае, что контроль над таковыми также входит в рамки его компетенции. И, в свою очередь, при согласовании с начальником подразделения, отвечающего за работу образовательных учреждений, интегрировать их комплексные действия в систему образования.