Одним из направлений преобразований, происходящих в современном российском образовании, является внедрение новых образовательных стандартов. Реализация данной задачи связана с необходимостью перестраивания каждым педагогом методов своей работы на основе иных принципов. Новая структура урока предполагает, для достижения поставленных Стандартами результатов, переход учителя на современные образовательные технологии. Тем самым актуальной становится проблема выбора соответствующей технологии, которая должна не только приниматься педагогом, но и быть в логике ФГОС.
Одной из таких технологий, на наш взгляд, является технология критического мышления. Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США. Известна в России с 1997 г. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она является общепедагогической, надпредметной.
Цель технологии: обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Задачи:
- развивать такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность.
- формировать аналитическое мышления, т.е. выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- способствовать развитию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
На наш взгляд, данная технология не только в целях и задачах полностью соответствует принципам, заложенным в новых образовательных стандартах (деятельностный подход к обучению, работа с информацией, развитие коммуникативных и регулятивных УУД). Она также органично «укладывается» в новую структуру урока.
Мы хотели бы кратко проанализировать структуру урока по технологии критического мышления. Первый этап урока – «ВЫЗОВ», иными словами создание проблемной ситуации, разрыва между имеющимися знаниями ребёнка и новой ситуацией.
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИК |
«Провоцирует» ученика |
Отвечает на провокацию |
Задает вопросы |
Вспоминает все, что знает по данной теме |
Создает ситуацию актуализации опыта ученика |
Формулирует первые гипотезы |
Формирует мотивацию ученика |
Определяется в своих мотивах и целях |
Как результат и возникает то самое целеполагание (возникновение, выделение, определение и осознавание целей в терминологии ФГОС) [1].
Вторая стадия урока по технологии критического мышления – «ОСМЫСЛЕНИЕ». В рамках данного этапа происходит поиск разрешения того противоречия, которое было сформулировано в начале урока. Основным инструментом здесь будет являться не слушание рассказа учителя, а деятельность, работа с текстом, иными источниками информации.
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИК |
Предлагает опорный текст по теме |
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии |
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии |
Участвует в групповом взаимодействии |
Управляет групповой динамикой |
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей |
Поддерживает мотивацию и цели |
Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации |
Учит работать сообща |
Учится работать сообща |
Фактически мы получаем реализацию идей системно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющую достигать все группы результатов: личностные, предметные, метапредметные.
Обязательным элементов урока в соответствии с требованиями ФГОС является рефлексия результатов деятельности. «В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий» [1].
Третья стадия урока по технологии критического мышления так и называется «РЕФЛЕКСИЯ».
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИК |
Управляет подведением итогов |
Суммирует в групповой работе весь изученный материал |
Ставит новые вопросы и задачи на будущее |
Задает вопросы на будущее |
Оценивает деятельность ученика |
Делает самооценку своей деятельности |
Таким образом, мы видим, что содержание технологии критического мышления полностью соответствует духу и букве новых образовательных стандартов и может использоваться педагогами в своей деятельности при реализации ФГОС общего образования на всех ступенях обучения практически по всем предметам.