В последние годы проблема обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и отдельных её регионов, в том числе и Челябинской области, привлекает пристальное внимание политических деятелей, экономистов, ученых, общественности и является одним из важнейших национальных приоритетов. Это связано, прежде всего, с несовершенством экономической системы в стране, влиянием политических факторов на её развитие и необходимостью проведения активных реформ в экономике.
По мнению академика Л.И. Абалкина, экономическая безопасность обеспечивает независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [1].
Объект исследования – экономическая система Челябинской области.
Предмет исследования – механизмы обеспечения экономической безопасности экономики Челябинской области.
Цель работы: изучить состояние экономики Челябинской области и определить механизм обеспечения экономической безопасности в системе её экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературу и материалы региональной статистики, научные статьи по экономической безопасности Челябинской области.
Определить механизмы обеспечения экономической безопасности экономики Челябинской области.
Проблемам безопасности в Челябинской области всегда уделялось большое внимание. И это не случайно. Челябинская область обладает значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, уникальными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением. Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации и по итогам 2015 года занимает 7-е место по объему продукции в обрабатывающих производствах, 13 место - по обороту розничной торговли; 14 место - по вводу жилья; 14 место - по объему платных услуг населению; 19 место по объему инвестиций в основной капитал.
Область располагает мощным промышленно-производственным потенциалом, на её территории действуют предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, Минатома России, эксплуатируется большое количество гидросооружений, работает мощный оборонно-промышленный комплекс.
Через территорию области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Челябинская область богата полезными ископаемыми. Минеральные ресурсы области включают золото, железные и медно-цинковые руды, огнеупорное сырье - магнезит, тальк, графит, кварц и др. Предприятия черной металлургии производят 24,8 процента всероссийского выпуска проката, 25,3 процента стали, 11,2 процента стальных труб.
К положительным тенденциям социально-экономического развития области в 2015 году следует отнести следующие показатели: производство машин и оборудования увеличилось на 16,9%, добыча полезных ископаемых – на 15,6%, текстильное и швейное производство – на 13,7%, химическое производство – на 6,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 3,4%; грузооборот автомобильного транспорта – на 6,6%; объем продукции сельского хозяйства – на 5,9%; налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета – на 8,9%; прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям увеличилась в 2,1 раза.
В то же время следует отметить и отрицательные тенденции в развитии экономики области. Так, индекс промышленного производства снизился на 2%, в том числе: производство транспортных средств и оборудования – на 13,7%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 10,6%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – на 5,0%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 3,3%. На 8,3% снизился объем работ в строительстве и более чем на 14% ввод жилых домов.
В 2015 году, впервые за несколько лет, произошло заметное снижение реальных доходов граждан. В номинальном выражении средняя зарплата по области выросла на 6,5%, но весь этот прирост «съела» инфляция. Признаком падения доходов населения стало снижение в 15-ом году товарно-розничного оборота на 17%. Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 25,8%. Сокращение численности занятых в металлургии, производстве машин и оборудования, неметаллических минеральных продуктов, главным образом, произошло за счет модернизации производства и повышения производительности труда.
Следует особо отметить, что социально-экономическое благополучие области напрямую связано с состоянием металлургического комплекса региона. Кризисные явления в области металлургии не только сокращают финансовые поступления в бюджет Челябинской области, но и приводят к сокращению численности рабочих и служащих, что значительно ухудшает социальную обстановку в регионе.
Челябинская область находится на границе Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей равнины. Она граничит с республикой Казахстан и это обстоятельство создает социально-экономическую напряженность. Область пересекает 6 железнодорожных и более 10 автомобильных дорог, хорошо развита разветвленная сеть грунтовых дорог и троп в обход таможенных и пограничных постов. Эти активно пользуются местное население, контрабандисты и нелегальные мигранты. По данным официальной статистики правоохранительными органами ежегодно изымается около 300 кг героина, что составляет примерно 10% всего нелегального наркотранзита через территорию Уральского федерального округа. Безвизовый въезд через российско-казахстанскую границу создает условия для притока нелегальных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья, что вызывает беспокойство и тревогу. За год через границу с Казахстаном на территорию Челябинской области, только по официальным данным, переходят до 60 тыс. мигрантов [3].
Приведенные факты выдвигают в ряд первостепенных задач области проблему обеспечения экономической безопасности региона. Целью обеспечения экономической безопасности региона является достижение и сохранение субъектами (организации, государственные институты, службы, отдельные личности) экономической безопасности такого состояния безопасности объекта (экономическая система государства, экономика региона или предприятия), при котором он может беспрепятственно существовать и развиваться. Для этого необходима разработка и применение определенных механизмов.
По мнению академика РАЕН В.В. Котилко, в обеспечения экономической безопасности региона необходимо решить целый ряд задач, к которым относит: 1) провести диагностику и анализ существующего уровня экономической безопасности; 2) выявить, спрогнозировать и систематизировать угрозы экономической безопасности; 3) разработать мероприятия по повышению уровня экономической безопасности и оценить их эффективность; 4) реализовать меры по предотвращению угроз экономической безопасности; 5) внедрить мониторинг уровня экономической безопасности [2].
В соответствии с Уставом Челябинской области создан Совет безопасности, который является совещательным органом при губернаторе. К основным задачам Совета безопасности относятся: рассмотрение вопросов в сфере обеспечения безопасности личности, общества, государства, решение стратегических проблем; обеспечения Губернатора и Законодательное собрание информацией о состоянии безопасности и факторах, угрожающих региону; выработка рекомендаций по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Челябинской области, органов самоуправления, структур МЧС, природоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности; подготовка предложений для принятия решений по спасению людей, защите их здоровья и прав, охране собственности и поддержанию общественного порядка; подготовка оперативных решений Губернатора по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, и иным последствиям. Выработка мер по устранению причин и условий, способствовавших возникновению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий [3].
Рассмотренные документы предусматривают право Губернатора Челябинской области как высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции решать вопросы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, правопорядка, общественной безопасности, а также согласования взаимодействия территориальных, органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований.
Законодательным собранием принята Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, в которой дается характеристика социально-экономического потенциала Челябинской области, включающий природно-ресурсный потенциал, население, инфраструктурная обеспеченность области, рассматриваются конкурентоспособность экономики области по сравнению с другими регионами.
Анализ социально-экономического положения Челябинской области позволяет рассмотреть динамику основных показателей развития, определить приоритетные направления деятельности органов государственной власти, направленные на развитие экономики области и обеспечения её безопасности.
В Послание Губернатора Челябинской области Б.А. Дубровского Законодательному Собранию Челябинской области «О результатах деятельности Правительства Челябинской области в 2015 году и задачах на 2016 год» отмечается, что Правительство области формирует перечень инвестпроектов для реализации в регионе в ближайшие 15 лет. В своем послании Губернатор подчеркнул, что необходимость перестроить Челябинскую область в человеко-ориентированный регион.
Таким образом, для области остаются актуальными проблемы обеспечение экономической безопасности; защита населения от террористических актов; усиление борьбы с преступностью, оказание помощи малому бизнесу и предпринимательской деятельности, национальная и государственно-конфессиональная политика, миграционные процессы и противодействие экстремизму, улучшение социального положения военнослужащих, улучшение экологической обстановки в области.