Дошкольная группа детского дома по особенностям своего функционирования во многом напоминает группу детского сада. Однако в детском доме нет возможности опираться на разностороннюю помощь родителей, а также сопутствующих развивающих учреждений и организаций. Это обстоятельство не в последнюю очередь делает работу дошкольной группы яркой и многогранной.
Дошкольная группа смешанного детского дома – это начальное звено его работы, на которое всегда возлагается максимум надежд. Ведь от качества работы педагогов дошкольной группы будет напрямую зависеть то, каким придёт ребёнок в школьное отделение, и с какими трудностями будут сталкиваться воспитатели и учителя на всём протяжении его обучения в школе. Поэтому цель работы дошкольной группы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, коррекционная направленность деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Дошкольная группа Медвёдовского детского дома взяла на себя решение следующих групп задач:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников (программа «Пароль-здоровье»).
2. Нравственное воспитание рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития ребенка.
3. Содействие развитию современного экологического мышления дошкольника в целях познания им окружающего мира, нахождения в нем своего места, определения своей роли.
4. Создание условий для обеспечения развития у воспитанников в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности.
Предлагаем Вам познакомиться с содержанием, которое мы вкладываем в решение каждой из этих групп задач, а также с поэтапным планом мероприятий, призванным обеспечить их надлежащее решение.
Итак, начнём рассмотрение круга взятых на себя коллективом задач с программы «Пароль-здоровье». В чём, на наш взгляд, состоит охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников? Главным образом, это:
– создание положительного эмоционального фона, позволяющего поддерживать в каждом бодрое, жизнерадостное настроение;
– профилактика проявления негативных эмоций и нервных срывов, устранение психогенных настроений;
– совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие;
– воспитание интереса к различным видам доступной двигательной деятельности, потребности в ежедневных физических упражнениях;
– воспитание положительных нравственно-волевых качеств, выработка вольной настроенности на преодоление возможных трудностей.
В процессе знакомства с планом мероприятий на предстоящий учебный год Вам предстоит убедиться в том, что решение данной группы задач носит не только самостоятельный, но и «обслуживающий» характер, поскольку неизменно несёт на себе черты обеспечивающего процесса по отношению к процессу реализации других двух групп воспитательных задач. В первую очередь, следующих.
II. Нравственное воспитание рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития ребенка:
– с учетом национальных ценностей и традиций корректировать недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, обеспечить гуманное отношение к окружающему миру, любви к станице, родному краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимн, флаг, герб РФ, Краснодарского края);
– укреплять понятие «мой дом», развивать чувство причастности, привязанности к своим братьям, сестрам, окружающим взрослым, желание создать условия для формирования в будущем приемлемой жизненной среды;
– строить повседневную совместную деятельность детей и взрослых на позиции «партнерства», эмоционально-позитивные отношения детей друг с другом;
– формировать коммуникативные умения и навыки.
Нам представляется, что приведённый круг задач должен быть характерен не только для дошкольной группы детского дома, но и для традиционной группы детского сада. При этом мы принимаем во внимание тот факт, что по отношению к воспитаннику детского дома многие задачи потребуют усиленных форм решения, более тонкой инструментовки. Если мы и не вправе ожидать поддержки со стороны родителей, которые помогали бы закреплять в сознании детей культивируемые на групповых занятиях ценности, то воспитатель детского сада в состоянии рассчитывать на эту весомую опору своей деятельности.
III. В целях познания окружающего мира, нахождения в нем своего места, определения своей роли способствовать развитию современного экологического мышления:
– воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство сопереживания, милосердия, толерантности, закладывать основы экологической культуры;
– формировать представления о неразрывной связи человека с природой («человек - часть природы»), знакомить с деятельностью людей по охране диких животных, занесенных в Красную книгу;
– способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой (программа ТРИЗ, программа по экологическому воспитанию) в процессе опытнической и исследовательской деятельности, наблюдений, трудовой деятельности, игр, занятий.
И, наконец, заключительная, четвёртая группа предлагаемых нами задач. По характеру участия в общевоспитательном процессе она, прежде всего, условно-обеспечивающая.
IV. Создать условия для обеспечения развития у воспитанников в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности:
– умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– развивать любознательность, ориентировать в окружающем мире через сенсорное воспитание;
– за основу взять известные принципы Я.А. Коменского: энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает); природосообразность (опять-таки, человек - часть природы, и он подчиняется её законам); воспитательная ценность знаний.
При всей развёрнутости блока целеполагания и постановки задач он не обладает качеством законченности, самодостаточности. Необходимо чётко представлять, задействования каких специалистов потребует эта работа, каким методическим инструментарием будет пользоваться коллектив, которому предстоит эти задачи решать. Требуется чётко распределить зоны ответственности, чтобы сделать работу максимально согласованной, соблюсти преемственность всех её компонентов и достичь максимально высоких результаты в установленные сроки. Поэтому мы сочли возможным привести здесь фрагмент годового плана работы детского дома Станицы Медвёдовской, куда включены все направления работы учреждения, так или иначе касающиеся деятельности дошкольной группы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Совещание Итоги летней оздоровительной работы.
|
август 2011г. |
врач, заместитель директора Психолог, логопед, соц.педагог, консилиум психолого-медико-педагогический консилиум,, заместитель директора |
Педагогический ринг Тема: «Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения здоровья, проблемы в эмоционально-личностном и речевом развитии». Цель: Систематизация знаний, реализация различных подходов специалистов к решению данной проблемы. Вопросы:
Познавательная игра Тема: «Мир природы и ребенка» Цель: Продолжать работу по формированию у воспитанников представления о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), желания беречь природу. Знакомство с деятельностью детей по охране диких животных. Систематизация знаний педагогов по экологии родного края. План:
|
ноябрь 2011г. январь 2012г. сентябрь ноябрь январь март апрель май |
Логопед Ступакова Р.В. Моисеева И.М. Бредихин А.В. Чернова Э.Ф. Чернова Э.Ф.. Моисеева И.М. Заместитель директора Ступакова Р.В. Чернова Э.Ф. |
Творческая гостиная Тема: «Родная семья». Цель: Выявление различных подходов педагогов к изучению проблемы социализации. Умение выделить основные отклонения в возрастном развитии воспитанников детского дома. Показать нормы развития и основные пути, которые необходимо использовать, чтобы помочь детям, воспитывающимся вне семьи, успешно интегрироваться в обществе. План: в сфере деятельности: овладение социальными способами обращения с предметным миром; в сфере общения: последовательное формирование основных форм общения с взрослыми, навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений; в сфере самосознания: выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление «системы-Я». |
март 2012г. |
|
Педагогический ринг Тема: «Формы организации детской продуктивной деятельности». Цель: Выявление различных подходов педагогов к изучению данной проблемы. Умение подбирать и анализировать методическую литературу, освоение специальных условий и руководства, новых способов действий в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка. План: – занимательные игры и упражнения с цветом и формой; – игры - экспериментирование с материалами и инструментами (величина, пространство); – самостоятельная творческая деятельность по интересам в свободное время; – совместная музыкальная деятельность взрослых и детей (хор, оркестр, театральная мастерская); – творческие задания для активизации самостоятельной деятельности; – формы организации детской продуктивной деятельности (анализ детских работ, контрольные срезы); – аннотация методической литературы по вопросам воспитания; – игры и упражнения по обучению детей ориентировке в пространстве и времени. Методический Совет
|
май 2012 г. сентябрь ноябрь январь март апрель май март 2012 июнь 2012 |
Ступакова Р.В. Моисеева И.М. Заместитель директора Чернова Э.Ф. заместитель директора заместитель директора, педагогический коллектив логопед логопед психолог Воспитатели |
Задания на лето:
Медико-психолого-педагогический консилиум
|
Воспитатели Чернова Э.Ф. Ступакова Р.В. Моисеева И.М. Консилиум Врач, психолог, логопед, воспитатели МПП консилиум |
|
Семинар-практикум Тема: «Коррекционно-педагогические проблемы современного дошкольного воспитания». Цель: Повысить результативность познавательно-речевой работы с детьми при задержке психического и речевого развития (ЗПРР), задержке темпа психо-речевого развития (ЗТПРР), общего недоразвития речи (ОНР). Дать возможность педагогическому коллективу целенаправленно развивать речь, познавательные способности. Способствовать становлению личности, сохранению и укреплению здоровья. Формировать у воспитанников желание осуществлять свои потребности в общении, познании, движении. План проведения:
«Экологический КВН» (практический показ). «Так играли наши бабушки и дедушки» (народные игры Кубанских казаков) - практический показ.
«Встреча с незнакомыми людьми» (практический показ). «Светофорик» (сюжетно-ролевая игра).
«Скок-поскок» - спортивное развлечение. «Организация и проведение туристического похода в микрорайон «Заречный» ст. Медвёдовской (изучаем край родной). Консультации:
|
Ноябрь 2011г. Декабрь 2011 г. Декабрь 2011 г. февраль 2011г. февраль 2011г. апрель-май 2011г сентябрь-октябрь октябрь октябрь ноябрь декабрь декабрь январь февраль март апрель май декабрь 2011 январь 2012 |
Краевая ПМПК, психолог, логопед, заместитель директора Заместитель директора подготовительная и старшая группы младшая и средняя группы подготовительная группа средняя группа средняя и младшая группы подготовительная группа заместитель директора по дошкольному воспитанию логопед психолог Ступакова Р.В. психолог Моисеева И.М. Ступакова Р.В. |
Коллективные просмотры открытых занятий и режимных процессов
|
январь 2012г. февраль апрель май |
логопед заместитель директора подготовительная группа все группы средняя группа подготовительная группа средняя группа средняя группа подготовительная группа |
Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.
Руководство и контроль
Формирование навыков личной гигиены, правила безопасности поведения. Анализ ведения дневников наблюдений. Анализ перспективных планов, циклограммы. Развивающая среда и психическое здоровье детей. Выставки:
Анкетирование. Умение работать в коллективе, решать познавательные, творческие задачи в сотрудничестве. Новые педагогические технологии
|
в течение года в течение года в течение года в течение 1 раз в месяц 1 раз в месяц ежедневно декабрь- январь март-апрель май май-июнь август ноябрь сентябрь май август декабрь В течение года В течение года Сентябрь, август Август, сентябрь Сентябрь, август |
заместитель директора заместитель директора врач заместитель директора заместитель директора логопед консилиум заместитель директора заместитель директора консилиум педагогический коллектив педагогический коллектив заместитель директора, психолог Педагогический коллектив Педагогический коллектив |
Практический материал.
Формы организации детской продуктивной деятельности Выставка - артманеж (по сезонам года)
Выставки-конкурсы
Организация отдыха, досуга детей. Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
|
В течение года сентябрь-октябрь декабрь-январь март-апрель май май октябрь февраль декабрь |
Педагогический коллектив Воспитатели - // - - // - - // - - // - Воспитатели - // - Воспитатели - // - Воспитатели - // - Воспитатели |
Экологический КВН.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Санитарно-просветительная работа
|
Декабрь 1 раз в квартал - // - - // - - // - май, июнь |
Воспитатели - // - - // - - // - - // - Воспитатели - // - - // - - // - - // - Воспитатели - // - - // - - // - - // - Воспитатели - // - Воспитатели - // - Воспитатели - // - Заместитель директора, врач Заместитель директора Врач Заместитель директора врач |
Методическая работа, запланированная на предстоящий учебный год, стала возможной благодаря результативной согласованной деятельности всего педагогического коллектива – как в минувшем году, так и в предшествующие годы. Мы убеждены, что уже в следующем учебном году нам удастся найти в предложенном здесь плане мероприятий по организации методической работы звенья, требующие более детального, внимательного подхода, усиления отдельных педагогических средств, углубления подходов, дальнейшего повышения квалификации каждого специалиста. Наш коллектив открыт для дискуссий, пожеланий и предложений. Поэтому мы обещаем с большим вниманием выслушать любые замечания, с благодарностью отнестись к критике, понимая, что всё это поможет нам усовершенствовать педагогический процесс, и сделать воспитание детей в дошкольной группе детского дома более качественным и разносторонним.