Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

no name 1 1 2
1
2

Дошкольная группа детского дома по особенностям своего функционирования во многом напоминает группу детского сада. Однако в детском доме нет возможности опираться на разностороннюю помощь родителей, а также сопутствующих развивающих учреждений и организаций. Это обстоятельство не в последнюю очередь делает работу дошкольной группы яркой и многогранной.

Дошкольная группа смешанного детского дома – это начальное звено его работы, на которое всегда возлагается максимум надежд. Ведь от качества работы педагогов дошкольной группы будет напрямую зависеть то, каким придёт ребёнок в школьное отделение, и с какими трудностями будут сталкиваться воспитатели и учителя на всём протяжении его обучения в школе. Поэтому цель работы дошкольной группы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, коррекционная направленность деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Дошкольная группа Медвёдовского детского дома взяла на себя решение следующих групп задач:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников (программа «Пароль-здоровье»).

2. Нравственное воспитание рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития ребенка.

3. Содействие развитию современного экологического мышления дошкольника в целях познания им окружающего мира, нахождения в нем своего места, определения своей роли.

4. Создание условий для обеспечения развития у воспитанников в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности.

Предлагаем Вам познакомиться с содержанием, которое мы вкладываем в решение каждой из этих групп задач, а также с поэтапным планом мероприятий, призванным обеспечить их надлежащее решение.

Итак, начнём рассмотрение круга взятых на себя коллективом задач с программы «Пароль-здоровье». В чём, на наш взгляд, состоит охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников? Главным образом, это:

– создание положительного эмоционального фона, позволяющего поддерживать в каждом бодрое, жизнерадостное настроение;

– профилактика проявления негативных эмоций и нервных срывов, устранение психогенных настроений;

– совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие;

– воспитание интереса к различным видам доступной двигательной деятельности, потребности в ежедневных физических упражнениях;

– воспитание положительных нравственно-волевых качеств, выработка вольной настроенности на преодоление возможных трудностей.

В процессе знакомства с планом мероприятий на предстоящий учебный год Вам предстоит убедиться в том, что решение данной группы задач носит не только самостоятельный, но и «обслуживающий» характер, поскольку неизменно несёт на себе черты обеспечивающего процесса по отношению к процессу реализации других двух групп воспитательных задач. В первую очередь, следующих.

II. Нравственное воспитание рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития ребенка:

– с учетом национальных ценностей и традиций корректировать недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, обеспечить гуманное отношение к окружающему миру, любви к станице, родному краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимн, флаг, герб РФ, Краснодарского края);

– укреплять понятие «мой дом», развивать чувство причастности, привязанности к своим братьям, сестрам, окружающим взрослым, желание создать условия для формирования в будущем приемлемой жизненной среды;

– строить повседневную совместную деятельность детей и взрослых на позиции «партнерства», эмоционально-позитивные отношения детей друг с другом;

– формировать коммуникативные умения и навыки.

Нам представляется, что приведённый круг задач должен быть характерен не только для дошкольной группы детского дома, но и для традиционной группы детского сада. При этом мы принимаем во внимание тот факт, что по отношению к воспитаннику детского дома многие задачи потребуют усиленных форм решения, более тонкой инструментовки. Если мы и не вправе ожидать поддержки со стороны родителей, которые помогали бы закреплять в сознании детей культивируемые на групповых занятиях ценности, то воспитатель детского сада в состоянии рассчитывать на эту весомую опору своей деятельности.

III. В целях познания окружающего мира, нахождения в нем своего места, определения своей роли способствовать развитию современного экологического мышления:

– воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство сопереживания, милосердия, толерантности, закладывать основы экологической культуры;

– формировать представления о неразрывной связи человека с природой («человек - часть природы»), знакомить с деятельностью людей по охране диких животных, занесенных в Красную книгу;

– способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой (программа ТРИЗ, программа по экологическому воспитанию) в процессе опытнической и исследовательской деятельности, наблюдений, трудовой деятельности, игр, занятий.

И, наконец, заключительная, четвёртая группа предлагаемых нами задач. По характеру участия в общевоспитательном процессе она, прежде всего, условно-обеспечивающая.

IV. Создать условия для обеспечения развития у воспитанников в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности:

– умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– развивать любознательность, ориентировать в окружающем мире через сенсорное воспитание;

– за основу взять известные принципы Я.А. Коменского: энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает); природосообразность (опять-таки, человек - часть природы, и он подчиняется её законам); воспитательная ценность знаний.

При всей развёрнутости блока целеполагания и постановки задач он не обладает качеством законченности, самодостаточности. Необходимо чётко представлять, задействования каких специалистов потребует эта работа, каким методическим инструментарием будет пользоваться коллектив, которому предстоит эти задачи решать. Требуется чётко распределить зоны ответственности, чтобы сделать работу максимально согласованной, соблюсти преемственность всех её компонентов и достичь максимально высоких результаты в установленные сроки. Поэтому мы сочли возможным привести здесь фрагмент годового плана работы детского дома Станицы Медвёдовской, куда включены все направления работы учреждения, так или иначе касающиеся деятельности дошкольной группы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Совещание

Итоги летней оздоровительной работы.

  1. Формирование навыков личной гигиены, правила безопасности поведения (программа «Основы безопасности жизни» - контрольный срез).
  2. Утверждение плана воспитательно-образовательной работы на 2011-2012 уч.год.
  3. Анализ характеристик вновь поступивших воспитанников, пути коррекции и реабилитации.
  4. Анализ перспективных планов, циклограмм.

август 2011г.

врач,

заместитель директора

Психолог, логопед, соц.педагог, консилиум психолого-медико-педагогический консилиум,, заместитель директора

Педагогический ринг

Тема: «Определение адекватной коррекционно-развивающей помощи детям, имеющим нарушения здоровья, проблемы в эмоционально-личностном и речевом развитии».

Цель: Систематизация знаний, реализация различных подходов специалистов к решению данной проблемы.

Вопросы:

  1. Взаимодействие специалистов в организации логопедической помощи детям;
  2. Игровая коррекция поведения;
  3. Использование изобразительного творчества с целью коррекции речи и невротических отклонений в поведении;
  4. Ошибки в воспитании;
  5. Коррекция речи через ознакомление с природой родного края;
  6. Куклотерапия в коррекционной педагогике;
  7. Коррекция общей и мелкой моторики, слухового внимания на музыкальных занятиях;
  8. Точечный массаж (практический материал);
  9. Пальчиковая гимнастика (практический материал).

Познавательная игра

Тема: «Мир природы и ребенка»

Цель: Продолжать работу по формированию у воспитанников представления о неразрывной связи человека с природой (человек-часть природы), желания беречь природу.

Знакомство с деятельностью детей по охране диких животных. Систематизация знаний педагогов по экологии родного края.

План:

  1. «Красная книга Кубани» (практический материал);
  2. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей (лабораторный опыт);
  3. Экспериментирование с природным материалом и инструментами на занятиях по ИЗО по теме: «Кубань-наш край родной» (методика проведения).
  4. Совместная деятельность воспитателя и детей по экологическому воспитанию (модель-аннотация к ней);
  5. Невербальные средства общения в формировании у воспитанников толерантности сопереживания, милосердия, гуманности (практические игры);
  6. Экологический досуг и праздники (опыт работы);
  7. Диагностика педпроцесса и знаний детей по экологическому воспитанию (тематическая проверка).
  8. Моделирование (схемы, таблицы, мнемотехника).

ноябрь 2011г.

январь 2012г.

сентябрь

ноябрь

январь

март

апрель

май

Логопед

Ступакова Р.В.

Моисеева И.М.

Бредихин А.В.

Чернова Э.Ф.

Чернова Э.Ф..

Моисеева И.М.

Заместитель директора

Ступакова Р.В.

Чернова Э.Ф.

Творческая гостиная

Тема: «Родная семья».

Цель: Выявление различных подходов педагогов к изучению проблемы социализации. Умение выделить основные отклонения в возрастном развитии воспитанников детского дома. Показать нормы развития и основные пути, которые необходимо использовать, чтобы помочь детям, воспитывающимся вне семьи, успешно интегрироваться в обществе.

План:

в сфере деятельности: овладение социальными способами обращения с предметным миром;

в сфере общения: последовательное формирование основных форм общения с взрослыми, навыков взаимодействия со сверстниками, усвоение норм человеческих взаимоотношений;

в сфере самосознания: выделение своего «Я» среди других людей, возникновение и становление «системы-Я».

март 2012г.

 

Педагогический ринг

Тема: «Формы организации детской продуктивной деятельности».

Цель: Выявление различных подходов педагогов к изучению данной проблемы. Умение подбирать и анализировать методическую литературу, освоение специальных условий и руководства, новых способов действий в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка.

План:

– занимательные игры и упражнения с цветом и формой;

– игры - экспериментирование с материалами и инструментами (величина, пространство);

– самостоятельная творческая деятельность по интересам в свободное время;

– совместная музыкальная деятельность взрослых и детей (хор, оркестр, театральная мастерская);

– творческие задания для активизации самостоятельной деятельности;

– формы организации детской продуктивной деятельности (анализ детских работ, контрольные срезы);

– аннотация методической литературы по вопросам воспитания;

– игры и упражнения по обучению детей ориентировке в пространстве и времени.

Методический Совет

  1. Итоги работы за 2011-2012 учебный год. Перспективы развития на следующий год.
  2. Утверждение плана работы на летний оздоровительный период.
  3. Диагностика речевого развития детей (старший дошкольный возраст) за II полугодие (тематическая проверка).
  4. План работы по коррекции на лето.
  5. Пути коррекции ситуации психических трудностей дошкольника (создание оптимальных возможностей для развития личностного и интеллектуального потенциала).
  6. Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития (анализ ведения дневников наблюдения).

май 2012 г.

сентябрь

ноябрь

январь

март

апрель

май

март 2012

июнь 2012

Ступакова Р.В.

Моисеева И.М.

Заместитель директора

Чернова Э.Ф.

заместитель директора

заместитель директора, педагогический коллектив

логопед

логопед

психолог

Воспитатели

Задания на лето:

  1. дооборудовать педагогический процесс по сенсорному воспитанию;
  2. развитие речи (театрализованная деятельность);
  3. физкультурные и музыкальные уголки (II младшая и средняя группы);
  4. опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста;
  5. дооборудовать педагогический процесс для самостоятельной творческой деятельности по музыкальному воспитанию (муз. уголки, детский оркестр, уголки ряженья).

Медико-психолого-педагогический консилиум

  1. Пути адаптации, коррекции, реабилитации вновь поступивших воспитанников (анализ документации, анамнестических данных).
  2. Коррекционная и лечебная работа по развитию высших психических функций (ВПФ) у воспитанников.
  3. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике. Актуальные вопросы профилактики, коррекции, воспитания, обучения, связь между специалистами детского дома. Анализ дневников наблюдения.
  4. Психолого-медико-педагогические параметры готовности ребенка к школе (анализ характеристик, диагностика готовности).
 

Воспитатели

Чернова Э.Ф.

Ступакова Р.В.

Моисеева И.М.

Консилиум

Врач, психолог, логопед, воспитатели

МПП

консилиум

Семинар-практикум

Тема: «Коррекционно-педагогические проблемы современного дошкольного воспитания».

Цель: Повысить результативность познавательно-речевой работы с детьми при задержке психического и речевого развития (ЗПРР), задержке темпа психо-речевого развития (ЗТПРР), общего недоразвития речи (ОНР). Дать возможность педагогическому коллективу целенаправленно развивать речь, познавательные способности. Способствовать становлению личности, сохранению и укреплению здоровья. Формировать у воспитанников желание осуществлять свои потребности в общении, познании, движении.

План проведения:

  1. «Особенности комплексно-игровой методики». План-программа игровых занятий по познавательно-речевому развитию детей (теория).
  2. «Сценарии активизирующего обучения» (теория).

«Экологический КВН» (практический показ).

«Так играли наши бабушки и дедушки» (народные игры Кубанских казаков) - практический показ.

  1. Программа «Основы безопасности жизни» «Моя безопасность» (теория).

«Встреча с незнакомыми людьми» (практический показ).

«Светофорик» (сюжетно-ролевая игра).

  1. Современная методология обучения играм с элементами спорта (теория).

«Скок-поскок» - спортивное развлечение.

«Организация и проведение туристического похода в микрорайон «Заречный» ст. Медвёдовской (изучаем край родной).

Консультации:

  1. Требования к воспитательно-образовательному процессу (продолжаем обсуждение реформы образования РФ №5/05 «Дошкольное воспитание» и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2. Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарные связи («мозолистое тело»).
  3. «Как обучить дошкольников решению задач» (опыт работы).
  4. «О подготовке руки к письму».
  5. «Эмоции ребенка - форма отражения действительности».
  6. «Кто такие гуленьки?» (использование произведений художественной литературы в развитии речи детей младшего дошкольного возраста).
  7. О специфике взаимодействия с тревожными детьми».
  8. «Игрушки казацких детей».
  9. «Обычаи, обряды, праздники народов Кубани».
  10. «Добрые волшебники» - игровые невербальные средства общения детей и взрослых в процессе коррекционно-образовательной работы (опыт работы).
  11. «Моя безопасность» (программа «Основы безопасности жизни»).
  12. «Студия под открытым небом» - самостоятельная художественная творческая деятельность детей в летний период (опыт работы).

Ноябрь 2011г.

Декабрь 2011 г.

Декабрь 2011 г.

февраль 2011г.

февраль 2011г.

апрель-май 2011г

сентябрь-октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

декабрь 2011

январь 2012

Краевая ПМПК,

психолог, логопед, заместитель директора

Заместитель директора

подготовительная и старшая группы

младшая и средняя группы

подготовительная группа

средняя группа

средняя и младшая группы

подготовительная группа

заместитель директора по дошкольному воспитанию

логопед

психолог

Ступакова Р.В.

психолог

Моисеева И.М.

Ступакова Р.В.

Коллективные просмотры открытых занятий и режимных процессов

  1. Экологический КВН.
  2. Колядки. Рождество.
  3. «Так играли наши бабушки и дедушки» (игры детей кубанских казаков).
  4. «Моя безопасность» - программа «Основы безопасности жизни». Встреча с незнакомыми людьми.
  5. «Светофорик» (сюжетно-ролевая игра».
  6. «Скок-поскок» (спортивное развлечение).
  7. Организация и проведение турпохода в микрорайон «Заречный» ст. Медвёдовская (Изучаем край родной).

январь 2012г. февраль

апрель

май

логопед

заместитель директора

подготовительная группа

все группы

средняя группа

подготовительная группа

средняя группа

средняя группа

подготовительная группа

Изучение, обобщение, распространение передового педагогического опыта.

  1. Продолжать апробировать опыт работы логопеда Черновой Э.Ф. по разделу: «Игровые невербальные средства общения в коррекционной работе с детьми».
  2. Воспитатель Ступакова Р.В. по разделу «Развивающие игры в развитии познавательных и умственных способностей дошкольников».
  3. Продолжить обобщать опыт работы музыкального руководителя Моисеевой И.М. и воспитателя Ступаковой Р.В. по разделу «Обряды, обычаи, праздники кубанских казаков».

Руководство и контроль

  1. Предупредительный контроль: Соблюдение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  • Анализ дневников наблюдений.
  • Планирование и учет воспитательно-образовательного процесса.
  • Выполнение санитарно-эпидемиологического режима.
  1. Тематическая проверка:
  • Диагностика состояния педагогического процесса и знаний детей по экологическому воспитанию.
  • Взаимосвязь специалистов в решении коррекционных и развивающих задач.
  • Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
  • Диагностика психологической готовности ребенка к школе.
  1. Контрольный срез:

Формирование навыков личной гигиены, правила безопасности поведения.

Анализ ведения дневников наблюдений.

Анализ перспективных планов, циклограммы.

Развивающая среда и психическое здоровье детей.

Выставки:

  1. Продолжать подбор наглядного материала по теме: «Кубань - наш край родной».
  2. Моделирование в экологическом воспитании (мнемотехника, мнемотаблицы).

Анкетирование.

Умение работать в коллективе, решать познавательные, творческие задачи в сотрудничестве.

Новые педагогические технологии

  1. Разработка перспективных планов, метод. рекомендаций по разделам.
  2. Кубановедение у дошкольников (теоретический материал).

в течение года

в течение года

в течение года

в течение 1 раз в месяц

1 раз в месяц

ежедневно

декабрь-

январь

март-апрель

май май-июнь

август

ноябрь

сентябрь

май

август

декабрь

В течение года

В течение года

Сентябрь, август

Август, сентябрь

Сентябрь, август

заместитель директора

заместитель директора

врач

заместитель директора

заместитель директора

логопед

консилиум

заместитель директора

заместитель директора

консилиум

педагогический коллектив

педагогический коллектив

заместитель директора, психолог

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив

Практический материал.

  1. Знать. Уметь. Хотеть.

Формы организации детской продуктивной деятельности

Выставка - артманеж (по сезонам года)

  1. «Где, что зреет».
  2. «Как узнать зиму».
  3. «Ходят капельки по кругу».
  4. «Красная книга-сигнал опасности».
  5. «Моя станица Медвёдовская».

Выставки-конкурсы

  1. «День учителя».
  2. «Наши добрые дела».
  3. «Здравствуй, Дедушка Мороз».
  4. «Согреем детские сердца».

Организация отдыха, досуга детей.

Сентябрь

  1. «День знаний».
  2. «Веселые именины».
  3. «Спорт. Спорт. Спорт…».

Октябрь

  1. «И от осени не спрятаться, не скрыться…».
  2. «Приятного аппетита» (чаепитие).
  3. «День учителя».
  4. Кукольный театр.

Ноябрь

  1. «Дело было в огороде».
  2. Пальчиковый театр.
  3. «Волшебная карусель» (сказка).
  4. «Хождение в гости».

В течение года

сентябрь-октябрь

декабрь-январь

март-апрель

май

май

октябрь

февраль

декабрь

Педагогический коллектив

Воспитатели

- // -

- // -

- // -

- // -

Воспитатели

- // -

Воспитатели

- // -

Воспитатели

- // -

Воспитатели

Экологический КВН.

  1. «Так играли наши бабушки и дедушки» (игры народные).
  2. «Здравствуй, Зимушка- Зима!».
  3. Вечер сюрпризов.

Январь

  1. Колядки. Рождество.
  2. «Вечер непосед».
  3. Кукольный театр.
  4. «Путешествие в страну Именинию».

Февраль

  1. «Встреча с незнакомыми людьми» (подготовительная группа).
  2. «Светофорик» (Сюжетно-ролевая игра) мл. группа.
  3. Спортивный досуг.
  4. «Мы - будущие защитники Отечества».

Март

  1. «Мы - девчушки-хохотушки».
  2. «Веселая капель».
  3. «Муха-Цокотуха» (сказка).
  4. «Масленица».

Апрель

  1. «День Смеха».
  2. «Скок-поскок».
  3. «Белоснежка и 7 гномов» (сказка).
  4. «Веселый мяч» (спорт. развлечение).

Май

  1. «Этот день Победы…» (экскурсия к Вечному огню).
  2. Турпоход в микрорайон «Заречный» ст. Медвёдовской.
  3. А. Пушкин и сказки.
  4. «День семьи» (выступление детского оркестра).

Санитарно-просветительная работа

  1. Охрана жизни и здоровья детей (инструктаж).
  2. Нетрадиционные формы закаливания.
  3. Профилактика кишечных инфекций, педикулеза.
  4. «Что такое хорошо, и что такое плохо» (взаимодействие ребенок-взрослый).
  5. Санитарно-эпидемиологический режим в летний период.

Декабрь

1 раз в квартал

- // -

- // -

- // -

май, июнь

Воспитатели

- // -

- // -

- // -

- // -

Воспитатели

- // -

- // -

- // -

- // -

Воспитатели

- // -

- // -

- // -

- // -

Воспитатели

- // -

Воспитатели

- // -

Воспитатели

- // -

Заместитель директора, врач

Заместитель директора

Врач

Заместитель директора

врач

Методическая работа, запланированная на предстоящий учебный год, стала возможной благодаря результативной согласованной деятельности всего педагогического коллектива – как в минувшем году, так и в предшествующие годы. Мы убеждены, что уже в следующем учебном году нам удастся найти в предложенном здесь плане мероприятий по организации методической работы звенья, требующие более детального, внимательного подхода, усиления отдельных педагогических средств, углубления подходов, дальнейшего повышения квалификации каждого специалиста. Наш коллектив открыт для дискуссий, пожеланий и предложений. Поэтому мы обещаем с большим вниманием выслушать любые замечания, с благодарностью отнестись к критике, понимая, что всё это поможет нам усовершенствовать педагогический процесс, и сделать воспитание детей в дошкольной группе детского дома более качественным и разносторонним.