Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Вопрос метапредметных результатов обучения в начальных классах в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения занимает одно из ключевых положений. Это связано с современным требованием к формированию нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при изменяющихся социально-экономических обстоятельствах. Сформированные метапредметные компетентности позволяют обучающимся реализовывать себя в разнообразных обстоятельствах наилучшим образом, так как выходят за рамки конкретных учебных предметов и курсов, и в то же время присущи каждому из них.

Одним из ресурсов реализации метапредметных результатов обучения является организация проектной и исследовательской работы в школе. Уже стали традиционными Дни Науки, ежегодно проводимые в стенах общеобразовательных учреждений. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что ученики 1-2 классов практически не задействованы в организации исследовательской работы. А ведь возраст 7-8 лет тот самый, когда ещё интересно всё вокруг, когда мир бесконечно кажется удивительным и познаваемым. Может именно в этот период «Против ветра необходимо строить не ветряные щиты, а ветряные мельницы» (Конфуций)? О каком «ветре» в данном случае идёт речь? Огромный, яростно несущийся поток информации ежедневно, ежечасно, ежеминутно окутывает каждого из нас. Это - информационный «ветер». Сегодня это уже не просто ветер, а целый ураган, порою сбивающий с ног даже взрослого человека. Как помочь маленькому ребёнку, ученику XXI века, удержаться, не сломаться, да ещё и научиться использовать силу информации в определённых целях?

Формирование информационной компетенции занимает основополагающее место в постройке нашей «ветряной мельницы». Информационная компетентность – это владение опытом самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов и технологий [1,стр.35]. Но это ещё и накопление информационного опыта, формирование умения работать с информационными источниками.

Именно работа с картотекой является тем первым шагом, который способен вывести ребёнка на путь исследователя. С организацией картотеки, как средством работы с информационным полем, мы познакомились в процессе изучения ТРИЗ. Её автор Г.С.Альтшуллер рассматривал накопление объёма информации, опыт работы с ней и результат систематизации - картотеку, как прямой путь к исследованию. М.Рубин, соратник Г.С.Альтшуллера, в своей статье «Личные картотеки – фундамент творчества» подробно и доступно разъяснил принципы создания и «работы» картотек в формировании творческого мышления. Следует отметить, что сама технология ТРИЗ являет собой прекрасный пример формирования метапредметных действий. Идеи Генриха Альтшуллера и Михаила Рубина легли в основу организации нашей работы в данном направлении.

Знакомство с картотекой мы начинаем уже в 1 классе. Первая нами составляемая картотека «пропедевтическая», задачами которой являются:

- знакомство с устройством картотеки, правилами оформления карточек и их сбором;

- «включение» учеников в процесс сбора информации посредством картотеки;

- выяснение увлечений и интересов первоклассников.

Эта картотека «живёт» пару месяцев, до тех пор, пока не решит поставленные задачи. Затем следует основной этап организации работы. Из первой, пропедевтичекой картотеки, мы выбираем темы, направления, с которыми хотим поближе познакомиться, и начинаем работу с информацией. Источниками информации для младших школьников являются авторитетное мнение взрослого, научно-популярные фильмы, энциклопедии, Интернет-источники. Работая над карточкой, первоклассники используют элементы аппликации, рисования, раскрашивания, моделирования. Да и пусть, ведь каждый из них хочет отразить своё «я» рядом с «чужой» информацией. Неизменными остаются главные условия: соответствие теме, указание источника информации и периодичность работы. В 1-2 классах мы говорим именно о периодичности, а не о систематичности в работе, так как ещё в этом возрасте слишком фрагментарно восприятие, преобладает непроизвольное внимание, подвижно мышление, в результате чего постоянно возникают новые темы, ответвления, новые идеи. Наши наблюдения подтверждают, что «золотое правило 1-3-7» прекрасно работает как «напоминалочка» для активизации деятельности учащихся по сбору картотеки. Именно в эти дни после создания очередной темы, ненавязчиво интересуясь, как идут дела, «подбрасываем» изюминки любопытной информации. И процесс идёт сам собой. Особенно приятно, когда ребята начинают помогать друг другу в работе над картотеками, когда родители включаются в этот увлекательный процесс.

В начальных классах можно использовать такие картотеки, как сезонные, объектные (живая природа, космос, материалы и инструменты и др.), типичные ошибки (русский язык, математика), крылатых выражений, этимологии слов, картотека игр (подвижных, интеллектуальных и др.) и т.п.

Именно информация картотек служит для младших школьников тем «зерном», которое ложится в основу будущего исследовательского проекта. Постепенно происходит не только отбор и накопление сведений, мыслей, впечатлений, но и всё более расширяется поле «незнания», соответственно возникают вопросы, проблемы, для решения которых необходима дальнейшая работа с информацией. При помощи учителя–наставника материал структурируется, выявляются локально проблемные участки, ставятся гипотезы, предположения и начинается новый этап уже исследовательской работы.

Так ненавязчиво, с удовольствием ребёнок входит в мир не просто познания, но исследования.

Следует отметить, что работая над созданием картотек, мы обнаружили дополнительные возможности организационных форм работы при их помощи: в ходе самого урока (например, загадывание и разгадывание кроссвордов, викторин, составление математических задач, составление загадок на основе данных из картотек), в процессе работы над сочинением (помогают сезонные картотеки, картотеки «Красивых слов»), при организации индивидуализации работы (например, «выбери карточки к…», «раздели на подгруппы», « проанализируй карточки по теме, предположи, какие ещё можно добавить»).

Работа с картотекой в начальных классах является мощным средством реализации метапредметных результатов обучения, способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

- целеполагания как умению ставить познавательные цели и задачи;

- планирование, в том числе ИКР (идеального конечного результата);

- осуществление познавательной рефлексии;

- умение осуществлять самоконтроль, вносить коррективы в работу, самооценка;

- структурирование знаний;

- построение рассуждений;

- отбор, осмысление информации;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение преобразовывать внутреннюю речь во внешнее монологическое (диалогическое) высказывание;

- умение доказывать, аргументировать точку зрения.

Таким образом, организация работы с картотекой помогает младшему школьнику пробудить в себе «учёного», способного не только противостоять «информационному ветру», но и умеющего использовать его силу в исследовательской деятельности, способствующего формированию дисциплины ума.