Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

…Сберечь мы должны как бесценный родник

Живой разговорный вепсский язык.

В ситуации демократизации гражданского общества всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное образование и воспитание в учебных заведениях.

Сегодня в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включены «базовые национальные ценности», хранимые в семейных, культурных, образовательных, государственных, религиозных традициях народов России. В них отражена духовно-нравственная основа жизни нашего народа. Соответствующий раздел включается в образовательную программу.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Возрождение интереса к наследию вепсской культуры и к вепсскому языку в последнее время продиктовано стремлением к поиску ответов на вопросы национальной самоидентификации, к изучению процессов этнической интеграции в рамках многонационального государства.

Знание истории своего народа, ее традиционной культуры, языка, искусства позволяет современному человеку лучше ориентироваться в вопросах этнического самосознания, активно и аргументированно выражать свою гражданскую позицию.

Не зря, говорят

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому и принадлежим.

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель, позволяющую обеспечить познавательные запросы, интересы, развитие способностей и склонностей каждого школьника.

Цели и задачи, которые ставят школы в работе по данному направлению порой идентичны, идентичны и проблемы: отсутствие методического сопровождения, сложность прохождения курсовой подготовки.

Основой успешного развития сегодня может стать взаимодействие сети образовательных учреждений на базе Ресурсного центра.

Слайд Организация сетевого взаимодействия школ основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия.

Сеть школ – это совокупность общеобразовательных учреждений, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления;

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать основные и дополнительные программы с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

На сегодняшний день моделью методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений у нас является ресурсный центр

Ресурсный центр – общеобразовательное учреждение, концентрирующее и создающее информационные, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации образовательных программ как внутри своего образовательного учреждения, так и сети школ Это единое открытое информационное образовательное пространство, доступный информационный обмен и взаимодействие между участниками образовательного процесса сети школ в целях обеспечения условий для качественного образования всех обучающихся.

Часть населения Бабаевского района - представители небольшой народности прибалтийской ветви финно-угорской языковой группы - вепсы. Они сохранили язык, традиционный образ жизни.

За последнее время управлением образования Бабаевского муниципального района проводится комплекс мероприятий по эффективному сохранению и развитию национальной культуры и языка. Управление образования выполняет функцию координатора сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями муниципального района.

Ресурсный центр по сохранению и развитию культурного и языкового наследия вепсского народа в 2016 году начал свою работу в соответствии с приказом Управления образования от 22.02.2016г №60 «О создании Ресурсного центра по сохранению и развитию культурного и языкового наследия вепсского народа», Положения о ресурсных центрах на базе образовательных учреждений Бабаевского муниципального района;( приказ управления образования Бабаевского муниципального района от 31.12.2015 № 439) а, также областной программой развития и возрождения вепсской культуры (долгосрочная целевая программа «Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности» (постановление правительства Вологодской области от 9 сентября 2008 г. N 1729).

Специфика Ресурсного центра на базе МБОУ «Куйская оош» заключается в том что:

1. Куйская оош расположена на территории традиционного компактного проживания вепсов. С 2008-2015 годы учреждение работало по программе развития «Школа - центр сохранения и развития национальной вепсской культуры».

2. Стержнем образовательной системы стало изучение вепсского языка, введенного в учебный план с 1990 года, сначала как 1 час факультатива в 5-9 классе, а с 1992 года вепсский язык - предмет учебного плана школы (1час в неделю). Историческим фактом является то, что в 1937 году, когда в школе было 2 первых класса преподавание в одном велось на вепсском языке. Потом изучение вепсского языка было запрещено.

С введением ФГОС ООО вепсский язык изучается 1 раз в неделю с 5 по 9 класс.(с 1 по 4 классы - в рамках внеурочной деятельности).

3. Наличие профессиональных кадров. В школе работают 2 специалиста, владеющие вепсским языком на уровне родного. Балабан Ольга Васильевна окончила Петрозаводский педагогический университет по специальности учитель начальных классов и вепсского языка. Елена Анатольевна Шалаева, учитель начальных классов, прошла курсовую подготовку по предмету «Вепсский язык».

Оба педагога являются выпускницами нашей школы. Преподавание вепсского языка осуществляется по программе по вепсскому языку под редакцией Н.Г. Зайцевой, Петрозаводск, 2006год. Учебно-методический комплекс представлен новой линией, разработанной для 1-4 классов Н.А. Кукоевой под редакцией Н.Г.Зайцевой, (это программа, учебник «Вепсский язык», рабочая тетрадь 2007 года). В среднем звене 5-7 классы дети занимаются по книгам для чтения на вепсском языке, на уроках используются, вепсско-русские и русско-вепсские словари и разговорники.. К сожалению, учебников для 8-9 класса нет, поэтому учителя используют книги на вепсском языке.

Преподавание вепсского языка имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Обучение вепсскому языку нацелено на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного и компетентностно-деятельностного подходов.

В первую очередь, это овладение нормами современного вепсского языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, обучение умению самостоятельно пополнять знания по родному языку.

При изучении вепсского языка в начальной и основной школе проводятся как традиционные уроки, так и уроки-конкурсы, театрализованные уроки, уроки-диалоги, уроки-экскурсии и др. Такие уроки способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные умения, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач.

В своей деятельности учитель вепсского языка вводит в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям).

Значительная роль в обучении отводится межпредметным связям. Межпредметные связи с курсами ««Окружающий мир», «История», «Литература» («Литературное чтение»), «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология» позволяют использовать знания, приобретенные при изучении других предметов, в учебном процессе по вепсскому языку и, с другой стороны, информация, полученная на уроках вепсского языка, значительно обогащает и расширяет кругозор школьника.

1-4 классы - это фундамент в формировании коммуникативных умений и одновременно подготовительный этап, в ходе которого у обучающихся формируется комплекс необходимых речевых навыков и умений.

В основной школе большое значение приобретает использование современных технологий обучения языку (в том числе информационные технологии, метод проектов). Проектная деятельность ставит ученика в ситуацию реального использования изучаемого языка, дает возможность переместить акцент с лингвистического компонента на содержательный.

Опыт работы школы по преподаванию вепсского языка был обобщен на межрегиональной научно-практической конференции и опубликован в сборнике «Развитие сельских образовательных систем» в 2010 г., автор публикации «Преподавание вепсского языка в МОУ «Куйская основная общеобразовательная школа» А.А.Загуляев.

4. В школе имеется современная материально- техническая база:

– библиотека имеет фонд литературы на вепсском языке: учебники, словари, художественная литература, периодические издания.

– формируется медиатека: аудио и видеоматериалы на вепсском языке.

слайд - в школе имеется мастерская, где ребята вырезают доски, делают толкушки, плетут изделия из бересты.

– имеется компьютерное оборудование, дидактический материал, костюмы, и т.д.

Реализация этнокультурного образования предполагает работу по расширению содержания дополнительного образования учащихся школы, а также по систематизации воспитательной работы в школе.

В сфере дополнительного образования школа считает главным создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся, их самовыражения и самоопределения; повышение и поддержание познавательного интереса детей; создание ситуации для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

Педагогами разработаны программы кружков: «Народные промыслы» учитель технологии А.А. Загуляев, «Краеведческий», учитель русского языка и литературы Е.Ф. Быстрова, Реализуется программы внеурочной деятельности в начальных классах: «Зернышко», духовно-нравственного направления, «Росток»(5-6 класс), «Капелька» общекультурного направления учителем начальных классов и вепсского языка Е.А. Шалаевой , учителем географии, биологии Л.Н. Загуляевой «Познай свой край» социального направления.

В школе после уроков находят себе занятия по душе и юные мыслители, склонные к исследовательской деятельности, и начинающие мастера с «умными руками». Одни создают поделки из глины, ткани, ниток, бумаги. Другие работают над проектами, погружаясь в мир энциклопедий, фольклорных сборников.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что краеведение становится одной из важнейших форм педагогической деятельности. Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, забота о памятниках культуры, о сохранении народной песни, музыки, танца – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.

Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал, встречая широкую поддержку родителей, жителей деревни. Результатом исследовательской работы является создание коллективных или индивидуальных исследовательских проектов.

Ежегодно дети участвуют в областной заочной викторине по фольклору и этногорафии «Бабушкины науки» (Например, в 2016 году работа Загуляевой Марии отмечена дипломом 3 степени). Сертификаты участников областного фестиваля «Наследники традиций» в заочном конкурсе «Ремесла Вологодчины» имеют Загуляев Александр и Денисова Светлана.

5. Таким образом, через уроки, внеклассную и внеурочную деятельность идет освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается фольклор, осваиваются народные ремесла. Традиционными являются мастер-классы по изготовлению вепсских кукол. Ребята создают социально значимые проекты. Например, изучили особенности рыбной ловли, провели начно-исследовательскую конференцию по защите проектов на эту тему, оформили комнату- музея рыбака, провели экскурсию.

Воспитательная работа всего школьного коллектива становится не просто естественным продолжением образовательного процесса, а неотъемлимой частью обычной школьной жизни.

В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая (праздники, приуроченные к датам народного календаря (Рождество, Масленичные гулянья, Пасхальный перезвон) .

Школьные праздники превращают процесс познания в деятельный процесс, процесс самостоятельного, активного освоения народной культуры. Педагоги школы стремятся воссоздать календарно-обрядовый цикл. Дети очень любят народные праздники, обряды. Данные праздники жизненно необходимы детям, и дело не только в познании обычаев и верований своего народа, а, прежде всего, в воздействии праздника на ребенка. Праздник позволяет ребенку лучше познать мир, историю Родины и народа, способствует формированию их развитию национального самосознания. Праздник, насыщенный элементами фольклора, способствует внутреннему, духовному росту детей. Ребенок через такие праздники вместе со взрослыми, приходит к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры .

Изучение народной культуры продолжается на классных часах: (презентация книги Сергея Киселева «Дорога домой», игра «Поле чудес» «Загадки вепсского края», проект «Статистические исследования учащихся МБОУ «Куйская основная общеобразовательная школа», мастер классы: технология изготовления сладких пирожков, технология изготовления вепсской куклы (Радужка, День и ночь, Бессонница, Берегинюшка, Мамушка), технология изготовления пиличка.

Патриотическое воспитание школьников реализуется через проведение Вахты Памяти, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок; конкурсов ( Балабан Диана призер областного заочного военно-исторического конкурса «Забытая война»).

На базе нашей школы каждый год организована работа летнего оздоровительного лагеря, где объединяется исследовательская деятельность и творчество, а также продолжается работа по экологическому просвещению в рамках программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, начатая несколько лет назад экологической экспедицией «Живая вода» по изучению реликтовых озёр вепсского края. Итоги работы ежегодно представлены на районном конкурсе «Горизонты лета».

Итак, внеурочная и внешкольная деятельность выстраивается на основе интересов всего школьного коллектива и отдельных его членов.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды в непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Опыт работы школы обобщен на районном, региональном, международном уровнях.

Цель ресурсного центра:

распространение перспективного педагогического опыта в области этнокультурного образования, обеспечивающего решение приоритетных направлений развития системы образования и создание модели образовательной среды, способствующей в ситуации социального разнообразия развитию личности воспитанника как носителя национальной культуры, способной сохранять и преобразовывать культурные ценности своего народа и других народов.

Задачи:

– консультирование педагогических работников учреждений образования, оказание им информационно-методической поддержки по актуальным вопросам этнокультурного образования;

– информирование и представление общественности инновационного опыта в области этнокультурного образования;

– организация сетевого взаимодействия по соответствующему направлению развития образования;

– консолидация обучающихся образовательных учреждений через совместную деятельность

Направления деятельности:

1. Информационно-методическое

– Участие в формирование банка педагогической и методической информации.

– Поиск и распространение опыта использования инновационных образовательных технологий.

2. Организационно-методическое

– Организация и проведение конференций, семинаров, совещаний, консультаций, мастер-классов по актуальным проблемам обозначенного направления деятельности.

Положительные моменты работы Ресурсного центра:

1. Вся деятельность Ресурсного центра регулировалась Положением о ресурсных центрах, и с 01 января 2016 года выстраивалась в соответствии с разработанным планом работы деятельности Ресурсного центра (разработан проект Программы РЦ на 2016-2020гг.).

2. В сетевое взаимодействие Ресурсного центра входят 4 образовательных учреждения (МБОУ «Куйская оош, МБОУ «Тимошинская оош», МБОУ «Борисовская сош», МБОУ «Пяжелская сош» и 1 учреждение культуры-Пяжозерская библиотека-клуб.

3. На момент начала работы Ресурсного центра первом полугодии 2016 года было зарегистрировано 10 педагогов (МБОУ «Куйская оош- 6, МБОУ «Тимошинская оош»-2, МБОУ «Борисовская сош»-1, МБОУ «Пяжелская сош»-1 и руководитель Пяжозерской библиотеки), которые стабильно посещали и активно включились в работу Ресурсного центра.

4. Для формирования и координации деятельности Ресурсного центра был организован управлением образования Бабаевского муниципального района координационный совет.

5. С целью возрождения и пропаганды культуры вепсского народа активно работают творческие детские фольклорные коллективы:

– Детский фольклорный коллектив «Линдуйжед» был организован на базе МБОУ «Куйская основная общеобразовательная школа» в 2008 году. В его составе дети 8 -15 лет. Состав коллектива постоянно пополняется новыми участниками Руководитель - Шалаева Е.А. - креативный, неравнодушный педагог, прекрасно владеющий вепсским языком. Участников объединяет любовь к творчеству, желание донести до зрителей и слушателей необыкновенную красоту народной вепсской культуры. В настоящее время репертуар коллектива составляют лирические песни, колыбельные, частушки на вепсском языке, народные игры и постановка сказок. В будущем участники планируют работу по воссозданию старинных обрядов.

– «Келлойне» («Колокольчик») - Пяжозерская библиотека-клуб,. организован с 1995 года, руководитель Логинова С.И. Активные участники межрегионального фестиваля «Древо жизни».

19.06.2016 г. состоялся Детский фольклорный вепсский праздник «Пяжозерский хоровод» где происходил обмен знаниями и умениями между всеми поколениями жителей. Ребята принимали участие в Акции «Читаем Анатолия Петухова», в выставке «Читаем и говорим по-вепсски». Традиционные праздники - Спасов день, Егорьев день. Приняли участие конкурсе поющегося эпоса.

– «Пурдайне» («Родничок») с 2015 года, руководитель Егоричева О.В, заместитель директора по УВР.; «Хейнайне» с 2016 г. («Травинка») руководитель Трубникова Н.А., учитель начальных классов, МБОУ «Тимошинская оош». Участие фольклорного коллектива «Пурдайне» в дне деревни Тимошино и в фольклорном празднике Древо жизни ( п. Ошта,)

– Касткуйне» («Росинка») был создан в декабре 2000 года, руководитель Смирнова О.Н., учитель музыки МБОУ «Борисовская сош). Важным направлением является, изучение культуры вепсского народа. Ребята изучают историю вепсского народа, язык, с учетом местного диалекта, учатся петь на вепсском языке, рассказывать сказки, национальной пляске, играть в вепсские игры.

Основные направления работы коллективов: сохранение, изучение, воспроизведение и передача особенностей традиционного песенного исполнительства, народного костюма, игр, обрядов и праздников. Восстановление утраченного наследия вепсского народа.

6. Был принят план работы РЦ на 2016-2017 годы. План работы на первое полугодие выполнен полностью.

В рамках Ресурсного центра проведены: консультации, мастер-классы: «Изготовление ржаной козюли» «Изготовление изделия из бересты», «Вепсская кукла-оберег», семинары, круглый стол «Результаты и перспективы работы РЦ», II межшкольный фестиваль. Все ОУ сетевого взаимодействия приняли активное участие в проведении данных мероприятий. В работе РЦ педагоги широко использовали различные формы работы: анализ нормативно-правовых документов, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, слайдовые презентации, практические занятия, дискуссии, практикумы, индивидуальные консультирования, открытые уроки и межшкольные внеклассные мероприятия, выставки методических разработок, защита проектов и распространение личного опыта. В ходе работы Ресурсного центра педагоги смогли обменяться опытом, обсудить проблемы в своей работе и наметить для себя пути дальнейшего профессионального развития.

Наибольший интерес вызвали: межшкольный этнокультурный фестиваль «Живой родник» и мастер-классы.

6. По итогам работы Ресурсного центра собираются итоговые материалы, для методической копилки «Этнокультурный калейдоскоп». Авторы данных материалов будут представлены на выдачу сертификатов.

Уже обладателями сертификатов нашего ресурсного центра стали 10 педагогов и обучающиеся, участники межшкольного фестиваля.

7. Оценка результативности работы по реализации задач в статусе ресурсного цента показала положительные отзывы о проведенных мероприятиях.

8. Растет число участников как среди обучающихся, так и среди педагогов творческих конкурсов, проектных и исследовательских работ. Растет мотивация и учеников, и учителей к исследовательской и проектной деятельности.

9. Уже в 2-х школах района ведется преподавание вепсского языка, как предмета ( МБОУ «Тимошинская оош» 5-6 класс( 1-4 в рамках внеурочной деятельности) и в нашей «Куйской оош», (ныне это структурное подразделение) с 5 по 9 класс и в начальном звене в рамках внеурочной деятельности ( Росток, Зернышко, Капелька)

10. Разработана и постоянно пополняется медиатека с видео, фото и аудио материалами по этнокультурному образованию школьников.

11. Культурно-образовательные ресурсы социальных партнеров мы рассматриваем, как важный показатель работы ресурсного центра . Школа осуществляет сотрудничество с:

– ДДТ, Музей вепсской культуры в Пондале, сельской библиотекой, школами района, МБУ «Бабаевский межпоселенческий центр традиционной народной культуры и туризма»;

– Кадуйский районный центр народной традиционной культуры и ремесел

– МБОУ «Хохловская сош», Кадуйский район.

Совместно с МБУ «Бабаевский межпоселенческий центр традиционной народной культуры и туризма» организован туристский маршрут «По следам озерных людей». Это театрализованная встреча с детским творческим коллективом «Линдуйжед», посещение музея вепсской культуры, мастер- классы «Пироги для зятя», изготовление коростов, экскурсия по экологической тропе «Ивода»…

Сохранение вепсской культуры - это во многом заслуга энтузиастов. Наши земляки - наша гордость. Н.Г.Зайцева родилась в д. Марково, ныне является доктором филологических наук Петрозаводского университета, заведующая сектором языкознания, литературы и истории Карельского научного центра Российской академии наук, ведущий специалист в области вепсской филологии, автор 70 научных работ и учебников, переводчик, журналист, общественный деятель, одна из основателей Общества вепсской культуры. На Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Лахти на секции «Преемственность в освоении и использовании финно-угорских и самодийских языков и культур»при обсуждении тем: -двуязычие и мультилингвизм, и отношение народов к родным языкам дала комментарий о современном положении языка: «Вепсской язык не умирает, он просто развивается по особому. Мне больно слышать, когда говорят о скорой кончине вепсского языка... В своем интервью она отметила: « Моя душа поет по - вепсски».

Социальными партнерами, с которыми осуществляется межрегиональное сотрудничество, являются Карельский государственный университет и Общество вепсской культуры. Они оказывают методическую помощь при организации исследовательской работы по истории вепсского края и обеспечивают методической литературой и учебниками на вепсском языке.

С 15 июня по 17 июня 2016 года в финском городе Лахти начал работу VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Главная тема самого крупного форума народов уральской языковой семьи – «Финно-угорские народы – к устойчивому развитию». Посланцы финно-угорских народов России, Финляндии, Венгрии и Эстонии собираются на несколько дней в одном городе чтобы обсудить общую ситуацию и выработать рекомендации по сохранению родного языка и культуры на своих землях. По приглашению и содействию Общества Вепсской культуры на Всемирном конгрессе финно-угорских народов от Вологодской области присутствовали: делегат, учитель МБОУ «Борисовская сош» Смирнова Ольга Николаевна, наблюдатели: глава Бабаевского муниципального района Игорь Владимирович Кузнецов и директор МБОУ «Куйская оош» Людмила Николаевна Загуляева.

Но наряду со всеми положительными моментами высветились проблемы:

– недостаток финансирования для выезда детских коллективов, приобретения костюмов, инвентаря, для проведения фестивалей и конкурсов;

– с введением ФГОС ООО недостаток часов в учебном плане на изучение предмета «Вепсский язык» в начальной (отсутствие) и основной школе.

Характеристика степени устойчивости результатов инновационной деятельности. Транслируемость опыта

Опыт работы ресурсного центра был неоднократно представлен на совещаниях, конференциях и семинарах разного уровня.

1. Выступление на совещании руководителей ОУ 27.01.2016 г. «Ресурсный центр как модель методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений»Л.Н.Загуляева, руководитель РЦ.

2. Участие в конкурсе «Наследники традиций»-конкурс образовательных брендов(Л.Н. Загуляева, руководитель РЦ.)- презентация(опыт работы), диплом 2 степени.

3. Выступление 08.06.2016 г. на Консультативном Совете по межнациональным и межконфессиональным отношениям Вологодской области «О поддержке коренных малочисленных народов (вепсов), проживающих на территории Вологодской области» «О сохранении и развитии культурного и языкового наследия вепсского народа». Л.Н.Загуляева, руководитель РЦ.

4. Участие в работе VII Всемирный конгресс финно-угорских народов «Финно-угорские народы – к устойчивому развитию». (15 июня - 17 июня 2016 г.) На секции «Преемственность в освоении и использовании финно-угорских и самодийских языков и культур», прозвучало выступление по теме:

«МБОУ «Куйская оош» - ресурсный центр сохранения и развития культурного и языкового наследия вепсского народа» (Л.Н. Загуляева) и «Воспитание школьников на основе традиций вепсского народа». (О.Н. Смирнова, учитель МБОУ «Борисовская сош»).

За незначительный период педагогами Ресурсного центра подготовлены публикации в СМИ: группах вКонтакте, газете «Наша жизнь»

Опыт реализации модели ресурсного центра, позволяет говорить о продолжении формирования социокультурного пространства на основе взаимодействия сети образовательных учреждений.

Перспективы

1. Продолжить разработку и внедрение педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, направленных на формирование этнокультурного образования учащихся;

2. Организовать комплекс мероприятий по сохранению вепсского языка.

– организация консультационно-методической помощи учащимся и педагогам школ района;

– разработка образовательных программ и организационно-методическое обеспечение в курсовой подготовке педагогов

– Провести семинары «Проблемы двуязычия» и «Использование технологии языкового погружения в процессе обучения детей дошкольного возраста вепсскому языку: положительный опыт и проблемы»

3. Провести оценку результативности работы по реализации задач в статусе ресурсного цента.

4. Расширение зоны взаимодействия с социальными партнерами.

5. Создание сайта Ресурсного центра по сохранению и развитию культурного и языкового наследия вепсского народа.

Языковая ситуация сегодня вызывает тревогу. Вопрос о повседневном общении – самый трудный. Конечно, необходимо, чтобы язык жил. Главным условием для сохранения языков является их реальное функционирование. Мы стараемся расширить возможности его использования.

Создание языковой среды остается приоритетным направлением нашей деятельности. Но уже сейчас можно говорить о том, что нам удалось вырастить новое поколение, готовое изучать культуру и язык.