Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

1
1

Проблема исследования и ее актуальность

Проблема, поставленная в исследовании – связь между формой правления и самостоятельностью центрального банка страны. В связи с экономическими проблемами России 2014-2016 гг. (санкции, кризис в экономике и т.д.) произошло ослабление курса рубля по отношению к валютам других стран. В результате в СМИ стали активно обсуждать роль и возможности Центрального банка России в поддержании рубля, политики стали использовать эту тему перед выборами в 2016 году, стала обсуждаться и тема назначения главы Центрального банка, его профессионализма и умений. В то же время, сам Центральный банк в этой ситуации показал себя не только как экономический институт, проводящий кредитно-денежную политику в стране, но и как самостоятельный орган, часто влияющий на политику. Хотя официально ЦБ РФ не входит в число органов государственной власти, его роль в политике очень важна. Поэтому интересно сравнить опыт различных стран по организации работы Центрального банка, сравнить, кому он подчиняется, и как это связано с формой правления государством, т.к. система органов власти будет разной при разных формах правления. Эта информация позволит нам оценить, насколько наш ЦБ РФ зависит от государства и как это сказывается на его работе.

Таблица 1

Центральный банк при республиканских формах правления

 

Президентская республика

Парламентская республика

Смешанная республика

США

Федеральная резервная система

12 резервных банков и 3000 коммерческих банков. Частная собственность. Является независимым органом в правительстве, получает полномочия от Конгресса

   

Австрия

   

Органы управления назначаются федеральным правительством и президентом

Германия

 

Руководство назначается правительством и федеральным советом. Капитал государственный.

 

Италия

 

Капитал акционерный. Высший совет назначается акционерами, исключены политические деятели. Управляющий одобряется советом министров и президентом страны.

 

РФ

   

Государственный капитал. Руководство формируется Госдумой и президентом.

Швейцария

 

Половина руководства назначается федеральным советом, половина акционерами. Капитал акционерный.

 

Таблица 2

Центральный банк при монархической форме правления

 

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Конституционная монархия

Бахрейн

Государственный капитал. Руководство формирует государство.

   

Кувейт

Государственный капитал. Руководство формирует государство.

   

Саудовская Аравия

Государственные и частные банки. Управление только в руках саудитов (саудизация)

   

Великобритания

 

Руководство назначается королевским указом после утверждения парламентом. Капитал частный акционерный.

 

Дания

   

Руководство назначается советом директоров, управляющий королем. Частный капитал

Япония

   

Руководство подконтрольно правительству. Акционерный капитал

Испания

 

Руководство назначается совместно королем и правительством. Капитал государственный

 

Бельгия

   

Половина акций (50%+1) принадлежит правительству, половина акционерам. Руководство назначается совместно

Объект исследования

Центральные банки разных стран как экономические и отчасти политические институты

Предмет исследования

Связь между формой правления государством и устройством центрального банка.

Цель и задачи: установить связь между формой правления и политической самостоятельностью центрального банка; оценить самостоятельность ЦБ РФ.

Методы исследования: сравнение, систематизация, анализ документов.

Гипотезы: В республиканских формах правления центральный банк более самостоятелен и имеет больше политического влияния, чем в монархиях. ЦБ РФ по сравнению с центральными банками других республик имеет меньше самостоятельности.

Эмпирическая база исследования

Эмпирической базой исследования стали справочники по банковской системе и законодательство разных стран о банках.

Описание исследования

Центральный банк - это главный регулирующий орган финансово-кредитной системы страны, «банк банков». К задачам центрального банка относят выпуск (эмиссию) денежных купюр и монет, проведение кредитно-денежной политики, предоставление кредитов коммерческим банкам страны, проведение валютной политики и формирование золотого запаса страны.

Чаще всего центральный банк не является коммерческой организацией (его целью не является извлечение прибыли) и обладает экономической и политической независимостью. В частности, правительство чаще всего не может полностью назначать руководство центрального банка и диктовать ему условия кредитно-денежной политики, хотя обязано работать в тесной связи с этим органом.

Каким образом государство может влиять на центральный банк?

1. Назначать руководство

2. Формировать его капитал (например, есть полностью государственные центральные банки как в Германии и РФ, а есть смешанные и акционерные-частные, как в США).

3. Ограничивать его функции.

4. Вынудить его участвовать в государственных расходах и т.п.

В качестве критериев сравнения мы возьмем самые важные пути влияния: назначение руководства ЦБ, участие государства в его капитале.

В то же время и центральный банк может влиять на правительство:

1. Определять объем печатаемых денег и вынуждать правительство работать с инфляцией.

2. Определять учетную ставку и тем самым делать кредиты дешевыми или недоступными, что будет сказываться на росте экономики и поведении правительства.

3. Определять норму обязательных резервов, т.е. суммы, которые банки обязаны хранить у себя на случай непредвиденных расходов, а также выдачей кредитов обеспечивать устойчивость банковской системы.

4. Влиять на правительство через валютную политику и закупку золота и т.д.

Во многом экономическая и политическая свобода Центрального банка зависит от централизации власти в стране, а централизация тесно связана с формой правления государством.

Форма правления – это способ организации верховной государственной власти. Формы правления могут быть монархическими (правит один человек, власть передается по наследству), и республиканскими (правит выборный человек или коллективный орган). Монархии бывают абсолютными (полная власть одного человека), парламентскими (власть одного человека ограничена парламентом) и конституционными (власть одного человека ограничена конституцией). Республики бывают президентскими (большая власть в руках президента, он сам возглавляет правительство), полупрезидентскими (правительство возглавляет премьер-министр, оно отчитывается и перед президентом и перед парламентом), и парламентская (правительство возглавляет премьер-министр, оно отчитывается перед парламентом).

Разная по силе власть президента и монарха, вероятно, ведет к разной степени самостоятельности Центрального банка страны. Проверим это с помощью сравнения законодательства разных стран о Центральном банке.

Выводы

Выборка нашего исследования составила 14 стран, из которых 6 являются республиками разного типа и 8 – монархиями разного типа. В результате изучения центральных банков этих стран наша первая гипотеза не подтвердилась: степень политической свободы и влияния центрального банка не зависит напрямую от формы правления. Исключением стали абсолютные монархии, где центральный банк полностью подконтролен монарху. Вторая гипотеза также не подтвердилась: ЦБ РФ по сравнению с центральными банками других республик имеет такую же самостоятельность.