В настоящее время одной из самых прогрессивных форм музыкального развития детей, является развитие электронного музыкального творчества. Количество детей, желающих освоить игру на синтезаторе, стремительно растет. У нас, во второй школе искусств, отделение синтезатора существует 5 лет. За эти годы накопился опыт работы на синтезаторе, результатом которой явилась разработанная преподавателями школы общеразвивающая программа «Клавишный синтезатор», рассчитанная на 4 года обучения. На уроках изучаются строение инструмента, терминология музыкально-цифрового языка. С учащимися мы проходим произведения различные по эпохам, стилям и жанрам.
На протяжении 3 лет у меня был опыт работы на синтезаторе Yamaha PSR-E433, Pieggero NP-V80, PSR-S910. В данное время учебный процесс с обучающимися проходит с синтезатором Yamaha PSR-S750. И я имею возможность сравнить несколько моделей в прогрессе. Звук стал еще более качественным, мощным, приятным, близкий к натуральным музыкальным инструментам. Экран имеет высокое разрешение, хорошо читается и отображает большое количество информации. Функция Multi Pad, доступна и понятна детям, обогащает произведения и помогает сделать композиции более интересными. Учащиеся класса с большим удовольствием подбирают тембры, стили, пользуются Multi Pad как встроенными, так и записывают сами.
В большинстве случаев нам известно, что преподаватель с учащимся совместно делают аранжировку произведений. Я ввела в практику аранжировку произведений в качестве домашнего задания, обращая внимание ученика на рекомендации редактора-аранжировщика нотного сборника. При составлении проекта аранжировки, ученик последовательно определяет ее жанрово-стилистическую направленность и линию драматургического развития, выстраивает форму, производит гармонизацию, намечает общие очертания фактуры.
При отборе звуковых средств он также последовательно выбирает подходящий режим игры на синтезаторе, затем, приступает к поиску нужного тембрового решения и эффектов, режима исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам.
Таким образом, моя задача сводится к вовлечению ученика в творческий процесс создания аранжировки.
Затем в классе происходит этап анализа и исправления ошибок. Ученик объясняет собственные находки, совместно обсуждаем вопросы, возникающие по ходу работы.
Если ученик сумел сам грамотно выстроить аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим заданием – эту аранжировку нужно еще исполнить на синтезаторе. Техника игры на нем близка фортепианной, поэтому методический опыт, может послужить ориентиром при решении аналогичных задач в условиях обучения игре на синтезаторе.
Учащиеся моего класса активно участвуют в фестивалях, концертах, в конкурсах различного уровня, приобретая исполнительский опыт во время выступлений. Присутствие публики повышает ответственность ученика за исполнение. Положительные эмоции и переживания, которые являются главным фактором, способствующим высокой эффективности обучения. Учащиеся с удовольствием выступают как сольно, так и в ансамбле.