У меня есть двоюродный брат и с самого раннего детства я заметила, что он не такой как я, или я не такая как он, он все делает левой рукой, а я – правой. Изучив литературу, оказалось, что каждый двадцатый человек на планете является леворуким.
Так почему же некоторые люди больше пользуются правой рукой, и она у них лучше развита, а некоторые – левой. Каково леворукому человеку в «праворуком» мире?
Попробуем разобраться и ответить на данные вопросы.
Человека, который в большей степени владеет правой рукой, называют правшой, а того, кто чаще использует левую руку – левшой. Некоторые люди одинаково владеют обеими руками – их называют амбидекстрами [2].
Правшу иногда называют праворуким. То есть у такого человека ведущая, основная рабочая рука – правая. Она ловкая, умелая, разработанная и может выполнять более сложные действия, нежели левая конечность. По статистике на планете Земля от 85 до 90 % правшей, что определяет их как преобладающее население.
Левши – это леворукие представители человечества. Здесь, исходя из определения, ведущая рука левая. Учитывая то, что таких людей на планете всего 10-15 %, с леворукостью связано множество интересного и даже необъяснимого [2].
Ученые давно знают, что изначально первобытные люди одинаково хорошо владели обеими руками. Затем, непонятно по каким причинам, произошло смещение в одну сторону (правую). Тем не менее, считается, что навык владения обеими руками в одинаковой степени может быть специально развит.
Установлено, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей – левое, а у леворуких – правое.
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную деятельность. А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим [4].
Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывал праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом. Другие ученые утверждали, что праворукость – привычка пользоваться правой рукой является результатом воспитания ребёнка, так как при обычном ношении его на левой стороне, остается свободной правая рука, которая развивается сильнее [2].
Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны): родовой стресс; особенности воспитания; передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения; влияние среды, культуры; травма или болезнь [5].
Есть мнение, что среди левшей больше одаренных людей, чем среди правшей.
Начиная с конца 1970-х годов, исследователи опубликовали довольно много работ, посвященных связи между леворукостью и одаренностью. Работы проводились разные: проверяли гипотезы о том, что левши чаще встречаются среди одаренных художников, архитекторов, музыкантов, математиков.
Также исследователи подсчитали, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левши более креативно подходят к любому делу и склонны проявлять неординарность в решении поставленных задач. Именно эти 2 фактора, по мнению ученых, и открывают леворуким мужчинам дорогу к успешной карьере и финансовой независимости [1].
Большинство специалистов считают, что чистых левшей и правшей на самом деле очень мало. Исследования показывают, что люди, имеющие левую ведущую руку, необязательно являются «левосторонними» в отношении других частей тела, часть леворуких людей имеет тенденцию быть «правосторонними». Также установлено, что люди имеют доминирующие органы тела, такие как глаз, нога и ухо.
Я решила с помощью опыта определить у себя и у своего брата ведущие руку, ногу, глаз и ухо. Для определения ведущей руки мы переплетали пальцы рук, аплодировали, переплетали руки на груди, стряхивали с себя соринки; для определения ведущего уха мы слушали шепот, разговаривали по телефону; для определения ведущего глаза мы скручивали листок бумаги в трубочку и смотрели в нее, для определения ведущей ноги, начинали идти и закидывали ногу на ногу.
Оказывается, я не являюсь «чистым» правшой. Правая сторона у меня преобладает, но незначительно. Что касается моего брата, то у него также не подтвердился тот факт, что он «чистый» левша. Как выяснилось, леворукость у брата является «вынужденной», так как при рождении он получил травму правой руки.
Для ответа на второй вопрос: каково леворукому человеку в «праворуком» мире, я добровольно отказалась от пользования правой рукой на сутки с целью испытать ощущения и эмоции леворукого человека в праворуком мире.
Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого, для левши представляет большую трудность. Писать, заглядывая себе под руку, неудобно. Мало того: вырезать, чертить, резать хлеб, шить, так ТРУДНО, что я и представить не могла! Даже открыть форточку левше труднее, чем правше.
Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя.
Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей.
Мною было опрошено 57 человек, учащихся третьих классов БОУ г. Омска «Лицей №74» разного пола. Целью опроса было выявление леворуких ребят, определение их успеваемости, предпочтений, увлечений и талантов.
Результаты проведенного теста показали, что леворуких ребят из числа опрошенных всего 6 человек, т. е. 11%.
Также я проанализировала успеваемость всех ребят, чтобы выяснить, какими ресурсами мозга ребята пользуются больше.
Из леворуких ребят половина, то есть 3 человека – троечники и 3 человека ударники.
Что касается успеваемости праворуких ребят, то большинство из них отличники и ударники, троечников всего 16%, то есть 8 человек.
Проведя анкетирование, я также выяснила, что почти все леворукие ребята способны:
1. Занимаются спортом – 72%
2. Рисуют – 14%
3. Занимаются музыкой – 14%
Праворукие ребята в основном занимаются спортом и изучением английского языка.
Таким образом, большинство третьеклассников нашего лицея пользуется ресурсами левого полушария мозга, которое отвечает за логические стороны умственных операций.
Но следует помнить, что деятельность мозга можно контролировать и тренировать, а натренированный мозг, конечно, позволит человеку развиваться более разносторонне, вероятна возможность пользования как левой, так и правой рукой.