Цель: закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения.
Задачи:
1. Развивать умения и навыки безопасного поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма.
2. Вырабатывать у учащихся навыки ответственности, дисциплинированности, добиваться применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач.
Воспитывать у учащихся культуру поведения.
Оборудование: раздаточные карточки, карандаши, презентация
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Это начался урок.
А урок расскажет всем,
Как без бед и без проблем,
Рано утром, не спеша,
Прийти в школу малышам.
В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, кому как вздумается. А современные улицы заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улице сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, взрослые - на работу, дети- в школу.
Чтобы беспорядка не было, ГИБДД составила специальные правила «законы для улиц и дорог». Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге. Сегодня мы покажем, что знаем эти правила.
Наше занятие проведём в форме игры – виртуальной экскурсии по дороге в музей истории создания автомобилей. Для этого вам надо разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана команды.
На столах перед вами листочки-шифровки, которые нам помогут узнать, чем мы будем заниматься(перед детьми прямоугольники 3-х цветов (в соответствии с цветом круга на столе): в трех строчках среди букв спрятаны 3 слова): Слайд 2
«Красный» стол |
«Желтый» стол |
«Зеленый» стол |
АПЕМЯПРАВИЛАААМСЦЙ ВЫУКЯЧПРЖДОРОЖНОГО ЕКДВИЖЕНИЯХЧОТЬШЭБ |
ВАПЕШЕХОДЫПЫСЧЫФЛО РЮИПМЯЮЧПАССАЖИРЫЖ ЧЙЫУКПМОЖБЗНАКИБЮЩ |
ЕНКВСЧААМСМПММУЗЕЙ ИИСТОРИИИИПМСВЫЧЖБ СМЯАВТОМОБИЛЯОРЯЦШ |
1. «Красный» стол – правила дорожного движения – это тема нашего урока;
2. «Желтый» стол – пешеходы, пассажиры, знаки – мы будем говорить о правилах поведения пешеходов, пассажиров и будем изучать дорожные знаки;
3. «Зеленый» стол – история изобретения автомобиля – об этом мы узнаем в конце занятия.
В путь!
2. Разминка
Совершать экскурсию мы будем на общественном транспорте , для этого мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: надо знать ПДД.
Выполнив задание, вы узнаете, какое правило должен соблюдать каждый пешеход.
Задание: прочитать слоги по ходу часовой стрелки, пропуская по одному слогу. Первый слог обозначен *. Слайд 3
На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 4)
(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросыСколько машин нарисовано на картинке?
1. Сколько легковых машин?
2. Какого цвета автобус?
3. Сколько пешеходов?
4. Сколько девочек?
5. Кто правильно переходит дорогу?
6. В чем ошибки других пешеходов?
Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправляться дальше в путь.
Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы.
Следующее задание:
Движение по тротуару (практическое задание)
«Зеленый» столик – вы будете пешеходами: выйдите к доске и пройдите по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.
1. Правостороннее движение
2. Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать
3. Быть чистыми
4. Не идти по проезжей части
5. Быть внимательными
Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..
Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречудруг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.
Как перейти дорогу
«Желтый» столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.
Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда-сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.
1. Как перейти дорогу?
2. Какие виды переходов вы знаете?
А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:
1. Посмотреть налево, направо убедиться, что нет машин,
Молодцы, садитесь все на места.
На остановке
Мы на остановке, ждем автобус. Дети “Красного” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.
(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)
Кто хочет добавить?
При выполнении этого задания, помогите героям рассказа запомнить правила поведения в общественном транспорте.
В автобусе (Правила поведения)
А вот и автобус. Поставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
И все ребята пошли к дверям. Володя ______________ всех, чтобы первым зайти в салон. Учитель попросил нас ____________ и пройти в автобус ______________. Водитель завел автобус и объявил по радио: «Здравствуйте, ребята! Прошу вас оставаться ______________ и не ____________ между рядами до конца поездки. Счастливого пути». Юля сразу же развернула конфету и бросила обертку _______________. Я возмутился: «Кто это будет за тобой мусор убирать?» Юля подняла фантик с пола и недовольно посмотрела на меня. Подруга Юли Зоя сидела сзади меня, она начала дергать меня за волосы. Я развернулся и ______________ на сиденье. Учитель громко сказал мне, чтобы слышали все: «Сядь на место и успокойся. Крутиться ______________». Я сел на место, все успокоились и благополучно доехали до музея.
Бегать, растолкал, спокойно, встал на колени, на пол, встать в очередь, опасно, на своих местах.
Представь, что могло бы случиться в автобусе, если бы ребята не прислушались к советам взрослых. Напиши.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Творческое задание: Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте. Слайд 5
Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.
Дорожные знаки
Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают. Все знаки можно разделить на несколько групп: информационно-указательные, предписывающие, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.
Соедините линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Это не просто, но вы постарайтесь, и у вас всё получится. Объясните, что эти знаки означают. (Слайд 6)
(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.) Слайд 7
Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые могут встретиться на твоём пути в школу. В окне справа нарисуй дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в школу.
Практическое задание (макеты рисунка)
Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? Слайд 8
Светофор
Уважаемые пассажиры, наша остановка. Выходим. Нам необходимо перейти на другую сторону улицы. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:
То моргнет он красным глазом,
То зеленым он моргнет.
Станет всем понятно сразу,
Тем, кто едет и идет.
Что за чудо, что за он
С разными глазами?
Это чудо – … (светофор)
Догадались сами?
Конструирование. Слайд 9
На ваших столах есть детали светофора.
За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…
(Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)
Какие существуют светофоры?
Как же переходить дорогу, если стоит светофор?
Ходить по улице опасно,
Когда у вас вниманья нет.
Но есть, друзья, зеленый, красный,
И очень нужный – желтый свет.
Сейчас проверим ваше внимание
Задание: Найдите 10 отличий. Слайд 10
Физкультминутка
Три сигнала светофора приглашают вас потанцевать, а мы посмотрим, какие вы внимательные. Если загорится зеленый свет, то весело танцуем, если желтый, то стоим на месте, если красный – пригрозим друг другу пальчиком.
В музее
Вот мы и в музее истории автомобиля.
Когда началась история автомобиля? 100 лет назад или раньше? Значительно раньше…
Слово «автомобиль» состоит из двух слов – греческое «авто» означает «сам»; латинское «мобиль» – подвижный, т. е. – «самоходный». И если самоходные коляски действительно появились чуть более 100 лет назад, то история простых колясок уходит в незапамятные времена.
Подумайте, какое великое изобретение сделали наши великие предки? (Слайд 11)
Колесо! Первые колеса изготавливались из цельного куска дерева, а там, где деревья редкость – из камня. Сколько сил и труда тратили мастера, ведь 6000 лет назад не было хороших инструментов.
Слайд 12
Вскоре мастера поняли, что колесо можно составить из нескольких кусков.
Прошло еще немного времени, и придумали новое колесо – колесо со спицами. Прочность колеса не пострадала, а вот вес снизился, что позволило больше нагружать повозки.
(Слайд 13)
На следующем стенде мы видим древнюю телегу и боевую колесницу. Из истории мы знаем, что одним из главных потребителей научных открытий является армия. Колесо давало военным новые возможности: боевые колесницы двигались перед пехотой, сеяли панику в рядах противника и очень быстро оказывались вне пределов досягаемости вражеских стрел.
(Слайд 14)
В эпоху средневековья люди передвигались на таких каретах.
Люди мечтали построить такую повозку, которая бы могла двигаться без лошадей. Чего они только не придумывали: и педали (механик-самоучка Иван Петрович Кулибин), и лопасти, наподобие мельницы, и даже паруса. Слайд 15
Новый поворот в истории автомобиля, произошел, когда люди научились использовать силу пара.
Французский изобретатель Куньо в 1770 году изобрел такую машину. Едет такая машина по городу – впереди медный котел подвешен, как будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит, что пар в котле кончился. Надо слезать и становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: «шофер» – по-французски и есть «кочегар» (Слайд 16)
Экипаж Карла Бенца (1886) – дедушка всех современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (как и у современных машин). (Слайд 17)
Первые автомобили были шумными и лошади – основная тягловая сила тех времен – пугались их. В Лондоне издавались даже такие законы:
Автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им.
Перед каждым автомобилем должен идти человек с красным флажком и предупреждать их об опасности. (Слайд 18)
С каждым годом автомобилей становилось все больше в разных странах. Тогда владельцы автомобилей собрались в Париже и устроили гонки: им хотелось узнать, чей автомобиль лучше. «Я мчался так быстро, – хвастался один из победителей гонок,- что даже обогнал лошадь, которая неслась вскачь!» (Слайд 19)
Вот и закончилась наша экскурсия по музею. (Слайд 20)
Назови все транспортные средства на рисунке. Какие из этих машин перевозят пассажиров? Как они называются? Что перевозят грузовые машины?
Дорогие ребята! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.
Рефлексивный экран
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: «Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Было трудно…», «Я выполнял задания…», «Я понял, что…», «Теперь я могу…», «Я почувствовал, что…», «Я приобрел…», «Я научился…», «У меня получилось …», «Я смог…», «Я попробую…», «Меня удивило…», «Урок дал мне для жизни…», «Мне захотелось…».
Итог урока
1. Какие правила пешеходов мы вспомнили?
2. Как правильно переходить дорогу?
Спасибо за внимание, за активную работу на занятии.