Введение
Большое внимание уделяется в каждой стране – детям. Дети – это продолжение, и как они будут жить, в какие идеалы верить, кому поклоняться, зависит от их воспитания.
В России с начала XX века существует организованное детское движение. Практически все детские объединения и организации были нацелены на развитие и укрепление нравственного и физического здоровья подрастающего поколения и на воспитание патриотизма. Этим занимались взрослые - вожатые, наставники, педагоги, методисты, которые отдавали свой талант, знания, силы детям.
Детских организации было немало в истории нашего российского государства, и в настоящее время они есть. Школа может создать свою организацию со своим уставом и законами.
В истории страны пионерское движение охватило целую эпоху и продолжает существовать и в настоящее время. Слова пионер, пионерская организация – известны более старшему поколению. Слово «пионер» пришло к нам из французского языка и переводится как «первый, идущий впереди». «Идущий впереди» –именно это значение и определяет смысл нескольких понятий, которые объединяются словом «пионер». На школьных фотографиях прошлых лет можно увидеть учащихся моего возраста в школьной форме с пионерским галстуком и значком на груди. Красный галстук – символ принадлежности к пионерской организации.
Когда познакомилась с историей детских организации, у меня возникли вопросы.
Проблемные вопросы
· Что представляла собой детская пионерская организация?
· Кто такие пионеры?
· С какого возраста принимали в пионеры?
· Пионерская атрибутика
· Чем занимались пионеры? Было ли им интересно?
· Каким они считали своё детство в пионерской организации?
Цель работы:изучить историю всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и выяснить, что знает нынешнее поколение о пионерах и значении слова «пионер».
Задачи:
· изучить историю детского движения и опыт работы детских организаций и объединений страны.
· найти информацию о пионерах и пионерской организации
· поиск новой информации (рассказы старшего поколения по данной теме);
· обсудить результаты исследования с учителями и родителями.
· установить уровень осведомлённости нынешнего поколения по данной теме.
Гипотеза исследования:
Пионеры – это высокое и почётное звание.
В работе использованы методы исследования:
-поисковый (изучение школьного архива, поиск фотографий связанных с историей пионерии);
-вербальный (беседа со старшим поколением);
-информационный (анализ интернет-ресурсов).
-анкетирование.
Объект исследования:рассказы учителей и родителей, литература, ресурсы ИНТЕРНЕТ, видеоматериалы.
Объект наблюдения:
Творческое оформление результатов:мультимедийная презентация.
Пионеры и пионерская организация
Социологический опрос
Я решила обратиться к своим родителям, бабушкам, дедушкам, педагогам школы и к старшеклассникам. Но, к сожалению, большинство родителей наших не состояли в пионерской организации.
Ответы родителей и педагогов на вопрос: «Вы были пионерами?».
|
Родители |
Педагоги |
Да |
20 % |
75 % |
Нет |
80 % |
25 % |
В различных источниках я искала ответ на интересующий меня вопрос и
узнала, что пионер – это:
· тот, кто идет впереди и за кем идут другие;
· это участникпионерского движения;
· первый помощник;
· почётное звание для каждого советского школьника;
· тот, кто шёл первым и нёс ответственность за свои поступки;
· активный, успешный в учёбе, спортивный и примерный во всех делах.
Каждый пионер знал и выполнял законы пионерской организации.
У них была своя форма, которая состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка.
В каждом классе были пионерские звенья. Класс назывался пионерским отрядом и носил имя воина-героя или пионера–героя, имел девиз, отрядную песню.
Объединялись отряды в пионерскую дружину. Дружина нашей школы носила имя Лёни Голикова. Атрибутом дружины являлось знамя. ( Класс - отряд, председатель совета отряда и его флаговой – пионер, избранный отрядом).
Дружина – пионерская организация школы, председатель совета дружины – пионервожатый или молодой педагог - комсомолец.
- Районная пионерская организация
- Областная пионерская организация
- Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина
Высший орган дружины, отряда, звена – пионерский сбор.
Девиз пионеров: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» – следует ответ: «Всегда готов!»
Важнейшие пионерские атрибуты:
· дружинное знамя;
· отрядные флажки;
· горн и барабан,
которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы
Был у пионеров и свой Гимн.
Принимали в пионеры в торжественной обстановке 22 апреля – День рождения В.И.Ленина, 9 Мая – День Победы, 19 мая – День рождения Пионерии.
Сначала они произносили торжественную клятву: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». А затем старшие товарищи повязывали им пионерский галстук.
Как повяжут галстук - береги его.
Он ведь с нашим знаменем цвета одного.
А под этим знаменем в бой идут отцы,
За Отчизну борются братья и отцы.
Из рассказов учителей и домашнего архива я узнала о многих интересных традициях пионеров, которые были в школе. Некоторые из них меня заинтересовали:
· Торжественный приём в пионеры
· Пионерские сборы отряда и дружины
· Пионерские линейки
· 19 мая – пионерский костер
· Смотр строя и песни
· Фестиваль военной песни
· Выпуск стенгазет
· Пионерские поощрения
В школе проходили традиционные сборы пионерской дружины, а также посвященные различным событиям в истории нашей Родины.
Общественно – полезный труд и досуг пионеров:
· Сбор макулатуры (Таким образом, сберегли много деревьев от вырубки).
· Сбор металлолома (Помогали стране и берегли полезные ископаемые).
· Самоуправление в школе (Привыкали нести ответственность за свои дела и поступки).
· Общественная работа.
· Помощь пенсионерам и одиноким жителям (Тимуровское движение).
· Почетное право – Вахта Памяти у памятников Героям.
· Почетная фотография у Знамени пионерской дружины.
· Активные в общественной жизни пионеры награждались значком "За активную работу".
· Лучшие награждались путевкой в пионерский лагерь "Артек" или "Орленок".
В каждой школе есть трудолюбивые ребята, которые вносят свой вклад в большие дела страны. Есть такие ребята и в нашей школе. Школа у нас большая, в ней учится более 400 человек.
· Побывали в тех лагерях и ребята из нашей школы.
В лагере «Артек» побывали следующие ребята из нашей школы. Они были награждены путёвкой в лагерь «Артек».
· Гагуев Ислам в 2019г. - за спортивные заслуги.
· Акбаев Улан в 2019г. - за хорошую учёбу.
· Коркмазов Радмир в 2019 г. - за хорошую учёбу
· Богатырёв Осман 2019г. - за спортивные заслуги.
Рассказывали ребята, что жизнь в «Артеке» была весёлой, интересной. Там они приобрели новых друзей. Им дни, проведённые в лагере, запомнятся навсегда.
В разных пионерских лагерях работали вожатыми и учителя нашей школы.
Своё детство в пионерской организации наши учителя назвали так:
Историческая справка
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пионерское движение – это светлая страница в истории нашей страны. И мы обязаны всё то лучшее, что было подробно изучать и передавать будущему поколению. К сожалению, моё поколение ничего не знает о пионерах и пионерском движении. Мы глядим на рассыпанные перед нами черно-белые фотографии: пожелтевшие от времени, с обломанными углами, пахнущие стариной. Их осталось не так много, и нам сейчас, до обидного жаль, что мы ничего не знаем о них. Многих и очень многих уже нет в живых, осталась только память, которую завещано хранить нам, молодым.
Анкетирование и анализ полученных данных по его результатам.
Для установления уровня осведомленности нынешнего поколения по этой теме, среди учащихся 5 – 11 классов, мы с учителем провели небольшое анкетирование, в котором предложили им ответить всего на два вопроса: «Кто такие пионеры?» и «Какое значение имеет слово «Пионер»?».
В результате анализа собранной информации получили следующие данные:
Кто такие пионеры?
Член Всесоюзной детской организации им. Ленина - 2 %
Люди, готовые помочь в любом деле – 40%
Члены детской организации СССР – 10%
Не знаю – 48%
Значение слова «Пионер»?
Первый, первопроходец – 38%
Открыватель нового – 20%
Патриотизм, преданность, помощь – 12%
Не знаю – 30%
Символика и атрибуты всесоюзной пионерской организации
Торжественное обещание пионера
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».
Примечание: До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Законы пионеров
Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.
Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.
Пионер имеет право: избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления; обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина; просить рекомендацию совета дружины для вступления в ряды ВЛКСМ.
Девиз пионеров
На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!»
Гимн пионерии
Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым.
В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерская форма
В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях надевалась парадная форма, которая включала в себя:
красные пилотки, пионерские галстуки и значки.
Заключение
Моё исследование доставило мне огромное удовольствие. Очень важно сохранить для последующих поколений историю, методику и практику деятельности детских коллективов, рассказать о детях и взрослых - участниках исторических событий.
· Я узнала, что пионерская организация имени В. И. Ленина была Всесоюзной и массовой детской организацией в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии.
· Пионер – значит первый: тот, кто идет впереди и за кем идут другие.
· В пионеры принимали с 9 – 14 лет.
· Пионерская атрибутика – красный галстук (частица красного знамени), значок, горн, барабан, пионерское знамя.
· Пионеры занимались общественно – полезным трудом, были дисциплинированны, интересно проводили досуг, в школе было самоуправление. Пионеры очень гордились своим званием, особенно берегли красный галстук. Пионеры были самыми главными помощниками старших товарищей.
· Пионерам было очень интересно учиться и приносить стране пользу, а своё детство все считали счастливым и значимым.
· Гипотеза о том, что пионеры – это высокое и почётное звание подтвердилась.
Вывод :
Проанализировав полученные в ходе анкетирования данные, я сделала вывод,
что нынешнее поколение в большей части просто не знает, что когда-то была Всесоюзная пионерская организация, которая носила имя В.И. Ленина, что членов этой организации называли пионерами. Дети и подростки в лучшем случае знают лишь, что были такие ребята, которые ходили в красных галстуках, собирали макулатуру и металлолом, помогали пенсионерам и нуждающимся в помощи людям.
Что же касается самого значения слова «Пионер», то здесь картина более позитивная, большая часть опрошенных знают, что слово «Пионер» подразумевает какие-либо открытия. Что пионер – значит первый, первопроходец, открыватель нового, неизведанного.
В ходе проведённого исследования мне удалось достигнуть поставленной цели. В большей мере изучена история Всесоюзной пионерской организации. Пионеров приводили в пример и брали с них пример. Нам предстоит о них прочитать ещё много книг и посмотреть фильмы, чтобы тоже быть полезными нашей стране.
Было очень интересно общаться с разными людьми. Работая с разными информационными источниками, я узнала много нового. Я стала внимательней. А сколько интересного могут рассказать внимательному человеку окружающие его люди! Я обязательно продолжу изучать историю детских организаций.
Я считаю, что подобная молодёжная организация нам тоже необходима!
Много еще сменится поколений, пройдут века, и наши потомки будут интересоваться тем, чем было до нас. Некоторые факты теряются, забываются, но не забывается сама история. Надо возрождать свое прошлое, чтобы из уст в уста, из поколения в поколение передавались истории нашего начала.