Введение
Великая отечественная война, несомненно, является наиболее трагичной страницей белорусской истории. Данная тема не могла не стать особенно значимой для белорусского изобразительного искусства. Множество белорусских художников занимались зарисовками прямо на поле боя, держа в руках оружие. На их полотна прямо во времена сражений попадали бойцы, партизаны, сцены убийств и страдания мирных жителей, разлуки матерей со своими сыновьями-героями.
Большое количество работ белорусских живописцев позволяет нам полностью проследить эволюцию данного направления искусства. Диапазон творчества белорусских мастеров колоссальный: от трагичных военных сюжетов до портретов наших граждан, героично защищающих свою Родину. До сегодняшних дней тема Великой Отечественной войны прямо и косвенно отражена в изобразительном искусстве Беларуси в виде полотен, монументов и многого другого.
Цель исследования – выявить особенности развития изобразительного искусства на военную тематику в послевоенное время
Задачи исследования:
1) Проанализировать развитие изобразительного искусства периода 1945 – 1970-х годов на военную тематику
2) Рассмотреть особенности изобразительного искусства периода 1980-х – 2020-х годов на военную тематику
Объект исследования: изобразительное искусство в Республике Беларусь
Предмет исследования: военное изобразительное искусство в Республике Беларусь в послевоенное время
Методы исследования включают анализ, синтез, работу с художественными произведениями.
Белорусское изобразительное искусство (1945-е – 1970-е года)
Живопись военных и послевоенных лет имеет огромное многообразие сюжетов: будь то сцены баталий или героические лица наших граждан, отстаивающих свою страну от немецко-фашистских захватчиков. Тематика живописи военных лет наполнена людьми на войне. Портрет был той самой возможностью сохранить для нас лица наших людей. Яркими произведениями того периода можно выделить З. Павловского «Портрет партизанки Нины Хохловой», Е. Красовского «Портрет партизана», Н. Обрыньбы «Выезд партизанской бригады». Художники практически не прибегают к изображению батальных сцен. Вероятнее всего, это связано со «свежестью» страшных воспоминаний сражений [3, c. 4].
В послевоенной живописи происходят определенные изменения. Основное внимание отводилось сюжетно-тематической картине, так как она с наибольшей полнотой воплощала идеологические реалии того времени. Нельзя не отметить эмоциональный подъем, связанный с освобождением Минска. Это событие нашло отражение в работах В. Волкова «Минск 3 июля 1944 года» и Е. Зайцева «Парад партизан в Минске» [1, c. 18].
Помимо того, если на начальном этапе художники старались документально передать события, то далее в работах художников присутствует некое повествование. Больше внимания стало уделяться деталям, которые могут окунуть нас во время и место событий [2, c. 64].
Так же следует отметить, что с середины 50-х годов работы отечественных художников стали просты и лаконичны. Творцы отходят от персонифинизированного подхода и переходят на обобщенно-типизированный. Был разработан стиль, напоминающий монументальную живопись. Одним из наиболее ярких его представителей является М. Савицкий, например его работа «Партизанская мадонна» [2, c. 65].
В данный период времени художники хотели решить проблему героического в искусстве, с преобладанием простых жизненных впечатлений и несложной повествовательностью сюжетов. Следует отметить развитие реалистической живописи. Полотна как бы воссоздают еще недавнюю страшную действительность. Особенно в данном жанре следует отметить В. Волкова, Е. Зайцева, И. Ахремчик, А. Шибнева, В. Суховерхова [1, c. 19].
Определенные изменения происходят и в 60-е годы. Связано это, в первую очередь, с приходом в искусство художников нового поколения. Они обогатили образные и выразительные средства всех видов и жанров. Традиционная для советского искусства политизированная тематика претерпевает изменения за счет разнообразных средств выразительности. Даже самые обыденные события приобретают некоторую напряженность. Новая художественная школа расширила круг тем, сюжетов и образов. Проявлялось это в интересе к национальным традициям, которые до 60-х годов находились под негласным запретом [3, c. 5].
Доминирующей тенденцией в живописи становится монументализация образа. Для работ белорусских художников стали характерны двумерность развернутая на картинной плоскости, статичность форм, графичность в обрисовке контуров [3, c. 5].
Рубеж 60-70-х годов привносит в изобразительное искусство свои новшества. Художники отходят от привычного фабульного пересказа к философскому осмыслению событий Великой Отечественной войны. В композициях М. Савицкого «Витебские ворота» (1967), «Поле» (1974), В. Громыко «1941 год. Над Припятью» (1970), «Женщинам Великой Отечественной посвящается» (1972), М. Залозного «Солдатки» (1969), М. Данцига «Беларусь-мать партизанская» (1967), Л. Щемелева «Мое рождение», (1967) и др. отчетливо виден отход от иллюстративности и внешней описательности в сторону философского обобщения, попытки реализовать новые содержательно-пластические идеи [2, c. 69].
Важным явлением в живописном отражении тем войны стал цикл произведений Михаила Савицкого «Цифры на сердце» (1974-1980). В данном цикле работ художник раскрыл тему одного из самых страшных преступлений против человечества – уничтожение людей в концентрационных лагерях. Серия состоит из 13 работ. По словам художника это то, что «даже страшнее войны». В данных работах просматривается философский вопрос победы света над тьмой, вера в человека и его стойкость [2, c. 73]
Белорусское изобразительное искусство (1980-е – современность)
Несмотря на то, что конец ХХ века отмечается некоторой утратой интереса художников к Великой Отечественной войне, данный период так же можно отметить рядом знаковых работ белорусских творцов. Например, работа С. Романова «Привал над Быховом.1944», на которой изображена сцена отдыха партизан после тяжелого перехода. Символика в картине тактична и неназойлива, монументализированное изображение объединяет в себе масштабность пластики с тонкостью ее проработки [3, c. 6].
В 1980-е года героическая лагетика в работах творцов отходит на второй план, на первый план выходит осмысление войны как трагедии унесшей жизни миллионов людей. Ярким примером является картина М. Савицкого «Годовщина невозрожденной деревни», которая строится по принципу художественной метафоры. Данный прием позволяет расширить возможности ассоциативного обогащения прямого содержания полотна [2, c. 87].
Общество пожелало выразить Великую Отечественную войну как драму и это желание выразилось в ряде полотен, например работа И. Браткова «Расстрел лидского подполья», Г. Ващенко «Война», В. Кожуха «Орденом Красной Звезды». Данные работы пронизаны болью о произошедшей трагедии и являлись прямым откликом души художника [1, c. 20].
Из этого же ряда можно выделить полотно Е. Тихонова «Госпиталь». Картина представляет собой сцену перемещения раненых бойцов, причем, то ли в госпиталь, то ли в храм. Полотно представляет собой уникальное сочетание образов древнерусской живописи и обычной бытовой сцены, где подчеркнута хрупкость человеческой жизни, тонкая грань между жизнью и смертью [3, c. 7].
Реальность образов с субъективным представление о прошлом ярко проявляется в работе Г.Туровской «Память». Картина разделена на три вертикали: слева – полуфигура ветерана Великой Отечественной войны А. Низовцова, справа – он же в военной форме, а по середине натюрморт его домашней жизни. Картина наполнена выразительными деталями, такими как три чарки накрытые хлебом, которые символизирует не вернувшихся с фронта товарищей [3, c. 7].
Своеобразную трактовку темы войны получила работа Н. Селищука «Вернулись». Основу композиции составляет портрет трех вернувшихся с фронта бойцов. Их образы буквально пронизаны радостью победы и осознанием своей роли в этой подвиге. Пейзаж удачно дополняет то лирическое и романтическое, что передает нам картина [1, c. 20].
Поразительной борьбой зла и добра пронизана картина И. Бархаткова «Расстрел лидского подполья». Фигуры, взмытые вспышкой выстрела говорят нам о физической смерти героев полотна, которой противостоит их духовная стойкость. Расположение падающих фигур образовывает на полотне особый знак. Сильный тональный контраст усиливает трагическое впечатление от работы [2, c. 91].
XXI век нельзя отметить высоким интересом художников к теме Великой Отечественной войны. Даже такие знаковые даты, как 75-летие победы над немецко-фашистским захватчиком не были воспеты в своих работах белорусскими творцами. Несмотря на то, что выставки на данную тему все еще проводятся, на них как правило выставляются картины белорусских классиков, таких как М. Савицкий.
Заключение
Изучение белорусского изобразительного искусства на военную тематику в послевоенное время позволяет проследить эволюцию художественного восприятия и интерпретации событий Великой Отечественной войны. В период с 1945 по 1970-е годы живопись Беларуси прошла путь от документального фиксирования событий и героических портретов до философского осмысления трагедии и монументализации образов. Художники этого времени стремились сохранить память о войне через реалистичные и эмоционально насыщенные полотна, которые отражали как героизм, так и страдания народа.
В 1980-е – 2020-е годы наблюдается смещение акцентов в сторону более глубокого и многогранного осмысления войны как трагедии, унесшей миллионы жизней. В этот период художники обращаются к метафорическим и символическим средствам выражения, что позволяет им передать сложные эмоциональные и философские аспекты войны. Несмотря на некоторую утрату интереса к теме в конце XX и начале XXI века, знаковые работы продолжают появляться, подчеркивая важность сохранения памяти о Великой Отечественной войне в культурном наследии Беларуси.
Таким образом, белорусское изобразительное искусство на военную тематику в послевоенное время представляет собой богатое и многослойное явление, которое не только фиксирует исторические события, но и отражает глубокие человеческие переживания и размышления о войне и мире.