Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Scherbakova N.V. 1
1

Одной из самых главных воспитательных задач любого государства является воспитание полноценного гражданина-патриота своей страны. Главными помощниками государства в данном направлении деятельности являются образовательные и социально-культурные учреждения, осуществляющие программы и планы по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию, как и любое другое направление воспитательной работы, имеет свою историю. Если говорить о гражданском воспитании, то его ведущая цель состоит в том, чтобы формировать гражданственность как интегративное качество личности. В данном направлении, гражданско-патриотическое воспитание представляет собой осознание личностью важности межкультурной коммуникации, полной индивидуализации – осознании себя как отдельной и полноценной части социума, части государства.

На данный момент автор работает в МБОУ «СОШ 112» шестой год преподавателем организатором ОБЖ и заместителем директора школы по гражданско- патриотическому воспитанию (ГПВ), также является куратором отряда ВВПОД «Юнармия». Автором были составлены и реализованы Программы по ГПВ ( 2018-2024 гг.) и планы ГПВ школы и планы деятельности отряда Юнармии «Сокол». Летом 2024 года закончили школу учащиеся, которые 6 лет являлись активными членами отряда Юнармии «Сокол», также заканчивается срок реализации программы ГПВ, как части «Программы воспитания школы»[2].Так насколько мы выполнили поставленными цели и задачи и каких результатов мы достигли в рамках программы ГПВ, а именно, деятельности отряда Юнармии «Сокол»?

Условия реализации программы: школа №112 располагается в центральной части Авиастроительного района г. Казани, является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 июня 2024 года составляет 1080 человек, численность педагогического коллектива – 60 человека. Открыто первичное отделение федерального проекта «Российского движения детей и молодежи» («Движение первых»), Республиканской антинаркотической акции «SaMoSтоятельные дети». В школе функционируют отряды «Юного инспектора дорожного движения», экологический отряд «Яблоко», военно-патриотический отряд Юнармии, сформирована «Дружина юного пожарного»»», отряд профилактики, пресс центр «112 Новостей». Источниками положительного влияния на детей, прежде всего, являются педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по качеству обеспечиваемого образования. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.

Автор приступил к реализации данной программы в 2018 году, которая включает в себя:

Методы реализации:

-создание и функционирование на базе школы 112 отряда Юнармии «Сокол» из числа учащихся 6-11 классов, привлечь и мотивировать учащихся на участие в деятельности отряда

- отвлечение учащихся от, не всегда, позитивного влияния социума, через учебно-тренировочный процесс развивать специальные умения через военно-прикладные виды спорта, строевую подготовку, участие в Знаменной группе, стрельбы и т.д.;

- рекрутирование всех желающих, в т.ч. находившихся на различного вида учетах и их семей СОП;

Через реализацию программы автор ставит следующие цели:

-воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности, патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия идеологии экстремизма . [1].

- создание условий и предпосылок для школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

- повышение (количественное и качественное) участия в мероприятиях, конкурсах ( как индивидуальных, так и групповых), классных часах, Уроках Мужества, Уроках ОБЖ, митингах, акциях, волонтерской деятельности, отрядах Смотра и песни, Почетном карауле, Знаменной группе, Параде Победы – и как следствие- занятость учащихся;

- выявление и работа с «одаренными» учащимися по данному направлению, моделирование ситуации «успеха» на данном поприще;

Автор реализует свою деятельность с применением инновационных технологий XXI века, делая максимальный упор на метод проектов и ролевых игр: достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом. Метод ролевых игр позволяет детям полностью погрузиться в процесс обучения, а не только пассивно воспринимать информацию.

Технология проектной деятельности подразумевает:

Исследовательско–творческие виды деятельности, где дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет (в нашей школе газета «112 новостей»), исследовательских проектов в виде исследовательского материала семейных архивов ветеранов (ВОВ, Афганской, Чеченской, СВО), поиск информации среди населения микрорайона «Соцгород» сотрудничество с ВВУ, посещение «Дня открытых дверей» в Танковом училище).

Ролево–игровые: деятельность специализированных отрядов (правоохранительный отряд «Защитники будущего», Отряд Юнармии «Сокол», Знаменную группу), включающих в себя специализированную подготовку, участие в конкурсах, акциях, соревнованиях, памятных мероприятиях школы.

Информационно-практико-ориентированные: просветительские (классные часы, модули в рамках уроков, митинги, месячники ГПВ, акции, и т.д.).

Творческие: участие в конкурсах школы, района, города, республики. КТД по данному направлению.

Также, активно используется традиционный метод сотрудничества - обучение в малых группах. В период обучения учащиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. Автор организует совместную деятельность педагогов, обладающих авторитетом среди учащихся и коллектива учащихся ( разновозрастных, 6-11 класс), но мотивированных на участие и не только участие, а на результативность, через коммуникации общения и передачи знаний от старших к младшим.

Патриотизм как качество личности молодого человека проявляется и

развивается в его поступках и конкретной деятельности. Деятельная сторона патриотизма является определяющей для системы работы по патриотическому воспитанию. Поэтому системный и личностно-деятельностный подходы являются базовыми в работе по патриотическому воспитанию подростков и молодежи [3].

Продуктивность деятельности гражданско-патриотической направленности выражается в предметно-практических достижениях подростка. Для определения результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся необходимо опираться на показатели:

- оценка качества обучения детей истории, обществознания, права и экономики, сознательное участие во внеурочной деятельности в рамках «Разговоров о важном»;

- уровень вовлеченности учеников в исследовательскую, познавательную и творческую деятельность при изучении истории, обществознания и права, и результаты этой деятельности;

- уровень активности учеников во внеурочной деятельности в рамках отряда «Юнармии» и ее результаты;

- выводы, сформулированные учениками после глубокого исследования и изучения событий истории России и истории родного края, деятельности исторических личностей, государственной символики, законов, прав человека, участия в конкурсах, акциях т. д.

По мнению автора, гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу, и специализированных отрядов (отряд Юнармии), которые посредством индивидуальной работы с учащимися, делегируют специальные навыки (строевая подготовка, знаменная группа, сбор- разбор АКМ, стрельба, постоянное участие в массовых мероприятиях в роли ведущих, общение с ветеранами, работа с информацией), которые затем используются как ресурс, для организации остальных учащихся школы и награждение медалями и грамотами ВВПОД «Юнармия», как одна из мотиваций к участию.

На основании бесед, опроса (с обучающимися, родителями, педагогами), наблюдения, анкетирования, проведения педагогическогоэксперимента (разновозрастные учащиеся в одном коллективе) выяснилось следующее:

Наиболее эффективным оказался метод творческих проектов, ролевые игры, технология сотрудничества.

В результате проделанной работы можно судить об успешном выполнении программы:

-сформировался сплоченный коллектив, выстроились коммуникации;

-стала работать система наставничества (сменяемость состава отряда в рамках старшая группа и младшая группа отряда Юнармии, всего 58 человек)

-учащиеся стремятся к ситуации успеха, повышается самооценка, меняются интересы;

-происходят позитивные изменения во взаимоотношениях с учителями, с социумом ( т.н. «управляемость»);

-происходит идентификация личности с домом- школой- государством, выступают за школу ( на основе результатов деятельности получают медали, грамоты (награды) движения «Юнармии»);

- актуализируется работа по профориентации;

Результативность программы:

В своем арсенале члены отряда «Сокол» имеют государственные награды и следующие результаты:

- Медаль ВВПОД РФ «Юнармейская доблесть», 3 степень , 2 штуки , 2023 год;

- Медаль ВВПОД РТ «Юнармейская доблесть, 3 степень , 2 штуки , 2021 год;

- Медаль ВВПОД РФ «Юнармейская доблесть, за участие в Параде Победы, 3 степень , 6 штук г.Казань, май 2024 год;

-2 место в номинации «Стрельба из пневматической винтовки», индивидуально, г. Казань, 2020 год;

-1 место в номинации «Стрельба из пневматической винтовки» район, индивидуально, Спартакиада по военно-прикладным видам спорта, г.Казань, 2020 год;

- Победа в номинации «Методические материалы ГПВ общеобразовательной школы» , Российского конкурса «Растим патриотов России», Республика, 2020 год;

-грамота за участие в Республиканском конкурсе Юнармии «Проект Юнармии- Наставничество», декабрь 2022 г.;

-победа в номинации конкурса «Лучший руководитель юнармейского отряда», Республиканского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лидеры Юнармии», март 2023г.;

-3 место на Республиканском конкурсе методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию в номинации: «Методические рекомендации по организации воспитательного процесса» ,2023г.;

-Статья в сборнике на тему: «Деятельность отряда Юнармии как ресурс в рамках модели гражданско-патриотического воспитания (ГВП)» на ХХIХ Международной научной конференции «Одаренность и талант в условиях научно-технологического обновления содержания непрерывного образования» , г.Казань, 2024 год;

-4 место и диплом «За особый взгляд в раскрытии темы эссэ», Смотр-конкурс юнармейских отрядов «Мы – ЮНАРМИЯ России», г.Казань, 2022 год;

-4 место в командном конкурсе военно-спортивной игры « Мы-Юнармия России!», Смотр-конкурс юнармейских отрядов «Мы – ЮНАРМИЯ России», г.Казань, 2022 год;

-1 место в военно-исторической викторине «Ратные истории России», Смотр-конкурс юнармейских отрядов «Мы – ЮНАРМИЯ России», город, 2022 год;

-4 место в общем зачете в Смотр-конкурс юнармейских отрядов «Мы – ЮНАРМИЯ России», г. Казань, 2022 год;

-3 место в номинации «Визитка – КВН» городского смотра- конкурса юнармейских отрядов ОУ «Мы-Юнармия России»!, г. Казань, 2023г

-1 место в номинации «Пост № 1» городского смотра- конкурса юнармейских отрядов ОУ «Мы-Юнармия России»!, г.Казань,2023г

-3 место в командном конкурсе военно-спортивной игры «Мы- Юнармия России», городского смотра- конкурса юнармейских отрядов ОУ «Мы-Юнармия России»! г.Казань,2023г;

- 3 место в общекомандном зачете конкурса, также грамота руководителю отряда Юнармии Щербаковой Н.В. ) городского смотра- конкурса юнармейских отрядов ОУ «Мы-Юнармия России»!,г. Казань, 2023г.;

Также много призовых мест на уровне районных мероприятий.

И в результате мы получаем «продукт», формирование сознательной личности, обладающей следующими качествами:

- идентификация личности к своему народу и к общности граждан России, понимающий свою сопричастность и значимость;

-активно участвующий в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности (волонтерство, экология);

- сформированная потребность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;

- активно выражающий позицию готовности к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;

- мотивированный на активное гражданское участие на основе закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.

Оценка результативности реализации Программы осуществлялась на основе использования системы объективных критериев, которые выступали в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами( таблица 1).

И члены Юнармейского отряда «Сокол» были тем важным звеном, теми одаренными учащимися, которые эффективно реализовали программу ГПВ, «работали» на результат, приобретали навыки военно-прикладного спорта, наряду с общегражданскими, патриотическими, являлись примером для участия в данном направлении воспитания.