В современном мире образование становится важнейшим элементом в деле изменения общества по направлению к устойчивому развитию. Данный процесс представляет собой непрерывное развитие общества, благодаря которому мы должны научиться жить экологически, экономически и социально более устойчиво. [3]
На основании ФГОС основного общего образования одним из планируемых личностных образовательных результатов освоения программы должно стать формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [4].
Внеурочная работа школьников экологической направленности может являться способом реализации концепции устойчивого развития. Кроме того, четко данная форма работы имеет большое воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроке знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеурочной деятельности, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента основных методов географических, химических, биологических и экологических наук. Проводя эксперимент, наблюдения за теми или иными явлениями и живыми объектами, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей их действительности.
Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, делать соответствующие выводы, а затем представлять свои результаты на уроке, школьной конференции – все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Широкое использование во внеурочной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, анализа различных литературных источников развивает у школьников исследовательские склонности. Кроме этого, данная деятельность способствует выявлению одаренности учащихся, расширяет возможности профориентации. Данная работа в нашей школе имеет экологическую направленность.
Результаты школьных экологических исследований составляют основную часть исследовательских и проектных работ. Например, во второй половине июля лета один из искусственных водоемов нашего села внезапно изменил свой цвет. Вода в нем приобрела красный оттенок. Односельчан поразило это необычное явление природы. Нами были взяты пробы воды для определения причины указанного феномена. Все выше изложенное и обусловило актуальность нашего исследования. Целью работы являлась оценка состояния искусственного водоема методами химического и биологического анализа.
При проведении исследования был применен комплекс общепринятых методов: биологический, химический, сравнительный. Для определения химического состава использовался тест-комплект для анализа пресной воды (JBL). С помощью определителя пресноводных водорослей выявляли наличие водорослей в пробах [1]. На основании исследования временных препаратов, приготовленных из проб воды, нами определен вид водорослей, обнаруженный в значительном количестве и вызвавший «цветение». Это представитель типа Сине-зеленые водоросли (Cyanobacteria), вид Синехококкус синевато-зеленый (Synechococcus aeruginosus Nag.) (рис.1).
Рис. 1 Исследуемые водоросли под микроскопом - Synechococcus aeruginosus Nag (x40)
Эти виды при высоких температурах накапливают фикоэритрин, красный пигмент, который маскирует хлорофилл. Таким образом, именно данный пигмент определенного нами вида, предал цвет исследуемому водоему в результате их бурного «цветения». Анализ химического состава воды выявил, что по уровню рН относится к слабощелочной воде. Во всех пробах в пределах нормы наличие фосфатов (PO4) и кислорода (O2). Незначительное превышение железа (Fe). Выше допустимой нормы в пробах содержится аммония (NH4); нитратов (NO3); нитритов (NO2). Данные химические соединения являются показателями органического (бытового) загрязнения воды. Нитриты свидетельствуют о показателях свежего органического загрязнения, а нитраты старого органического загрязнения. Тест на органику подтверждает результаты химического анализа и дает представления о степени загрязнения воды (рис.2). Тест на органику подтверждает результаты химического анализа загрязнения воды и говорит о процессе эвтрофикации исследуемого водоема. Это естественный природный процесс, однако интенсивность его увеличивается из-за сброса коммунально-бытовых стоков.
Рис. 2. Сравнение показателей химического состава
Внеурочная деятельность имеет большое значение как в разрешении воспитательных задач школьного курса на уроках естественнонаучного цикла, так и в развитии экологического образования, которое, в свою очередь, формирует активную жизненную позицию, направленную на изменение к лучшему своего родного села, места, где они живут.