Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Toyvonen A.P. 1
1

Введение

Занимаясь в студии «Художественная обработка бересты» в Доме творчества детей и юношества мы учимся работать с берестой, изучаем разные техники изготовления берестяных предметов, их названия и применение. Одна из основных техник, которую я изучила – работа с пластовой берестой. Мы освоили технологию изготовления туесов, шкатулок в технике наслоения, масленок. Особенно была удивлена тем, что и в прежние времена был такой предмет, как термос, только берестяной. Этот предмет я выбрала, как тему своего исследования.

Цель: освоить технику работы с пластовой берестой путем изготовления туеса – традиционного для Русского Севера берестяного термоса.

Задачи:

- изучить технологии заготовки и применение бересты;

- изучить литературу о туесе и техниках его украшения;

- изготовить берестяной туес своими руками.

Методы исследования: изучение литературных источников, опытно-экспериментальный метод.

Заготовка бересты

Изготовление изделий из бересты – одно из самых древних занятий крестьян Русского Севера, которым занимались преимущественно мужчины. Заготавливали бересту обычно в начале лета, срезая её лентой со ствола березы по спирали. Берестяную ленту (саргу) хранили в клубках, из нее плели крупные изделия. Так же заготавливали бересту пластом – кусок, лист бересты, ограниченный по длине окружностью ствола. Она используется для изготовления небольших изделий, изделий из цельного куска бересты. Ножом осторожно, выполняют вертикальный надрез сверху вниз, не повреждая лубкового слоя, потом отделяют край пласта от дерева и снимают его целиком.

Для изготовления традиционных туесов бересту заготавливают сколотнем (береста, заготовленная в виде цилиндра). Это наиболее трудоемкий процесс заготовки бересты. С особой тщательностью выбирается дерево с прямым гладким стволом. Береста на нем должна быть с небольшими игольями, эластичная, растяжимая. Внимательно осмотрев место вокруг дерева, необходимо повалить его с учетом местности и направления ветра. На лежащем стволе размечают чистые, ровные участки для сколотня. Снимать начинают сколотень с наименьших диаметров, т. е. со стороны кроны дерева. Вначале ножом делают кольцевой разрез, ограничив при этом длину сколотня, и снимают с обеих его концов небольшой участок коры до древесины [1, с. 5-6].

Применение бересты

В берестяных кужонках хранили муку, крупу, яйца. В масленке в виде небольшого туесочка держали топленое масло. На берестяной подкотельник ставили котел (чугунок), чтобы не испачкать стол. В дорогу, в лес по грибы и ягоды, на рыбалку летом надевали за спину кошель. В закрытом кошеле продукты не нагревались даже в жаркий день, а антисептические свойства бересты позволяли им дольше сохранять свежесть. В берестяной солонке соль оставалась сухой в любых погодных условиях, как и порох в пороховице: влага не попадала внутрь благодаря гидроизоляционным свойствам бересты. Это же свойство материала крестьяне использовали при строительстве, подкладывая скалины под нижний венец сруба, подоконную доску и другие места, подверженные воздействию воды. Помогала береста и во время рыбалки: к верхней тетиве ставной сети привязывали в виде поплавков трубочки из бересты длиною в 2-3 вершка – «кибрюшки» (кебрюшки), а к нижней тетиве – грузило, представлявшее собой небольшой камень, обертываемый берестой разными способами, называемый «кибас». Делали из бересты и лапти. Их разновидности отличались и внешним видом, и способом плетения. Одни имели высокие края и задник. Подобного рода обувь изготовлялась техникой косого плетения. Другой, преобладающий на севере Русском Севере тип плетеной обуви, отмеченный краеведами XIX в., – лапти с низкими краями и оборами по бокам, исполненные техникой прямого плетения. Такая обувь обычно употреблялась во время полевых (на пожогах) и покосных работ. Для ношения молока и других съестных жидкостей употребляли туес [1, с. 5-6].

Туес

Туес (туяс) – сосуд из бересты, наподобие ведерышка, цилиндрической формы, со съемной деревянной крышкой. Также в нем хранили яйца, соль и грибы [2, с. 411]. Туес можно назвать старинным термосом, поскольку продукт в нем длительное время не нагревался и не портился. Такой туес обязательно делался на основе сколотня [3]. Это небольшой сосуд цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры березы, который собирается без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа [4].

Туес – уникальный сосуд для хранения как сыпучих, так и жидких продуктов. За счет бактерицидных свойств бересты и низкой теплопроводности в нем долго хранится продукт, не киснет молоко, прохладным остается напиток. Содержат в нем ягоды и лечебные травы, рыбу и мясо, при хранении муки не заводятся жучки. Туеса изготавливают от самых маленьких до 3 – 4 ведер объемом. Основой туеса является сколотень, который определяет будущую форму и объем туеса или другого изделия [5, с. 58].

Традиционные техники украшения туесов:

а) Тиснение (Рисунок 1). Наиболее часто и широко встречается в декорировании берестяных изделий как у старых мастеров, так и мастеров нынешнего времени. Круг, розетка или фрагментальный мотив вырезается в конце деревянного, костяного штампика и многократно выбивается на берестяном полотне. Выбивая один и тот же рисунок на поясах туеса, получится красивая линия. Часто по полю между поясами разбросан розеточный штамп, повторяясь, организовывая при этом крупный рисунок или в диагональной сетке повторяется какой-либо орнаментальный мотив, заполняя все свободное полотно между поясами, напоминая набой ткани. [5, с. 67]

Рисунок 1. Туеса с тиснением. Мастер Шутихин А.В.

б) Прорезной орнамент (Рисунок 2). Ажурная техника декорирования бересты встречалась повсеместно, но имела местные особенности. В Шемогодском районе Вологодской области, Великом Устюге, районе Выга-Олонца, верховьях Северной Двины с XVIII в. было развито мастерство ажурной резьбы по бересте. На олонецких бураках (туесах) Выговской пустыни трудники воспроизводили основные элементы олонецкой резьбы по дереву: заполнение поверхности кругами и полукружьями, розетками с расходящимися лучами. Изделия северодвинских мастеров – портсигары, спичечницы, табакерки, шкатулки – как ассортиментом, так и орнаментом обнаруживают сходство с работами холмогорских резчиков по кости. Шемогодские мастера ажурного украшения берестой восприняли великоустюжские традиции орнаментальной обработки материала, проявившиеся в скани, эмали, просечном железе, кованом металле. В настоящее время искусство прорезной бересты на Русском Севере сохраняется только в творчестве мастеров вологодского художественного промысла «Шемогодские узоры». Орнамент свободный, растительный, с вплетенными изображениями птиц, животных, архитектуры. Резную бересту накладывали на темный или яркий фон из бересты, ткани или фольги. [6, с. 85-86]

Рисунок 2. Шкатулка. Мастер Н.В. Вепрев

в) Роспись на туесе (Рисунок 3). Расписанные туеса охотно покупали для украшения крестьянских изб. Мастера расписывали их не только для продажи, а еще и для своих родственников и друзей. Веселая и яркая манера рисунка превращала простые вещи в настоящие произведения искусства. [7]

Рисунок 3. Туес с росписью

Технология изготовления традиционного туеса с рубашкой без замков

1. Для изготовления туеса подготовим следующие детали (Рисунок 4):

- внутренняя часть – сколотень;

- наружная часть – рубашка (вырезают пласт высотой, равной высоте сколотня и длиной немного больше длины окружности сколотня);

- нижняя и верхняя окантовки (длиннее рубашки на 5-10 см.; они придадут прочность и устойчивость туесу в местах установки донышка и крышки);

- сосновый корень;

- донце и крышка;

- лента для изготовления ручки на крышке.

Рисунок 4. Сколотень, рубашка, окантовки для туеса

2. В местах замковых соединений, на концах пластин окантовок с изнаночной стороны толщину бересты срезать ножом «на нет», чтобы при наложении концов пластин друг на друга они не дали толщину.

3. На концах окантовок вырезать замок, соединив который (один конец вставить в треугольную прорезь на другом конце) берестяная полоска образует кольцо, которое обтянет готовый цилиндр туеса вверху и внизу (Рисунок 5).

4. Плотно подогнать рубашку к сколотню. Окантовки также должны быть установлены плотно, не перемещаться на рубашке даже при значительном усилии, для чего перед установкой их размягчают в горячей воде. (Рисунок 6).

Рисунок 5. Окантовка туеса

Рисунок 6. Закрепление окантовки туеса

5. Прошить верхний край туеса сосновым корнем (Рисунок 7).

Рисунок 7. Прошивка края туеса корнем

6. Донце, диаметром чуть больше диаметра сколотня, установить в нижнюю распаренную часть туеса (Рисунок 8). При опускании в кипяток береста становится пластичной, тянется, за счет этого донце вставляется плотно.

Рисунок 8. Установка дна туеса

7. Сделать ручку у крышки, протягивая в прорези на крышке берестяную длинную ленту (саргу) в несколько слоев и фиксировать ее с нижней стороны крышки деревянными шпильками (Рисунок 9).

Рисунок 9. Изготовление крышки для туеса

8. Туес готов (Рисунок 10). Крышка закрывается традиционным способом (изнутри), поэтому туесок можно нести в руке.

Рисунок 10. Готовый туес

Заключение

Изучая берестяной туес, как один из предметов крестьянского быта Русского Севера, я научилась пользоваться литературой и электронными источниками. В процессе работы узнала много новых и интересных фактов не только про туес, но и про изготовление других изделий из бересты.

В практической части под руководством педагога я изготовила, описала и показала технологию изготовления традиционного туеса на основе сколотня с вертикальной рубашкой без замка и верхней простой прошивкой. Такая технология изготовления туеса наиболее проста и чаще была распространена на территориях Русского Севера, что стало главным в выборе темы исследования и его практической части. Выбранная тема актуальна тем, что и в современной жизни такие изделия могут применяться.