Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shaydurova E.S. 1 Ibragimova M.I. 1
1
1177 KB

Введение

В настоящее время несмотря на то, что во всем мире многие люди носят одинаковую одежду: джинсы, майки, кроссовки, бейсболки и многие другие вещи, которые можно встретить на всех континентах, все чаще можно встретить элементы традиционной одежды в том числе, украшенные вышивкой, которую носили ранее, а также носят многие народы Севера до сих пор. Кроме того, что это красиво, вышивка содержит большую смысловую нагрузку.

В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся визитной карточкой самобытной культуры, ee исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, о ее развитии во времени.

Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.

Цель исследования: выявить общие черты хантыйской и русской (славянской) вышивки.

Задачи:

- изучить особенности 5-ти видов вышивки южных ханты;

- определить общие и отличительные черты вышивки южных ханты и русской вышивки;

- научиться основным приемам вышивки южных ханты.

Объект исследования: вышивка южных ханты.

Предмет исследования: техники вышивки.

Методы исследования: сравнительный анализ.

Вышивка южных ханты

Среди рукоделий народов Севера, в частности ханты, видное место занимает вышивка нитками по ткани. Вышивка – это вид декоративно-прикладного искусства, которое использовалось в южной части обско-угорского ареала для украшения одежды из крапивного и льняного холста.

Распространение вышивки южных ханты совпадает с районами обильного произрастания крапивы. Вышивка бытовала на реках Иртыш, Салым, Демьянка и главным образом, Конде и ее притоках [1]. Это обусловлено тем, что вышивали на крапивном холсте, который отличается крепостью и способностью к отбеливанию. Реже и в более поздних работах встречаются льняные и конопляные холсты. Иногда основа и уток тканей бывали из разных нитей: крапивных и льняных. Но в любом случае, для вышивки предпочиталась ткань домашнего производства, причем особенное внимание уделялось правильности переплетения основы с утком, так как нити ткани служили канвой для вышивки [2].

Для вышивки нарезали куски ткани, из которой затем, по окончании нанесения узора, кроили одежду. Наиболее обильно вышивкой украшалась женская одежда: рубахи, халаты, платки (Рисунок 1).

Рисунок 1. Туникообразная женская рубаха южных ханты, украшенная вышивкой и бисером. Фотоматериал музеев г. Санкт-Петербург

При украшении платков особое значение придавалось тождеству узора на обеих его сторонах. Ханты расшивали треугольные татарские косынки, на которые наносили три-четыре полосы вышивки. Встречается только один прием вышивки – «руть-ханчь». У народа манси в костюмном комплексе представлены большие квадратные платки, поверхность которых сплошь покрыта различной вышивкой. Мужские рубахи украшались вышивкой по груди, подолу и рукавам. Штаны покрывались широкой полосой шитья почти сплошь [3].

Шерсть для ниток получали от своих овец, ее окрашивали в домашних условиях отварами корней деревьев, ягод, трав. Навыки шитья прививались девочкам в раннем возрасте, и по умению шить судили о степени готовности к замужеству. Умение шить красивую одежду считалось большим достоинством женщины. У всех богинь одежда покрыта узором «Узором из ста голов» (содержит в орнаменте очень много разных мотивов). Одна из самых знаменитых – Казымская богиня, имела дочь «иглу железную держащую», т.е. традиция обильно украшать одежду имеет древние корни и связывает южных ханты и манси с другими народами [2].

Существует пять традиционных приемов вышивки:

Первый прием считался самым старинным видом вышивания – «керем-ханч» (от хант. – кередем – перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу (Рисунок 2). Таким образом, получается непрерывная красная или синяя черта, т.к. для вышивания использовались два цвета нити. Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда, вероятно, она получила свое название. Вышитые полотна состоят из геометрических узоров, часто встречаются солярные знаки. Часто в изделиях данный вид техники совмещается с другими видами.

Рисунок 2. Вышивка южных ханты «керем-ханч»

Второй прием «ханда-ханч» – традиционная хантыйская вышивка. Первоначально черной или коричневой шерстяной нитью наносится контур мелкими параллельными стежками в виде ступенчатой или зигзагообразной линии. Часто вершины полученных углов украшают стежками, отходящими в сторону или завитками из нескольких стежков. На изнаночной стороне получается такой же рисунок, как на лицевой стороне. Затем крупными параллельными стежками заполняют контур с лицевой стороны сплошь цветной шерстяной нитью. Цветовая гамма богатая. Применялись в этом виде вышивки все цвета, использующиеся в вышивке южных ханты: синий и черный, зеленый, красный, желтый (Рисунок 3). Мастерицы говорили, что «керем-ханч» шьется быстрее, чем «ханда-ханч». Чтобы полностью расшить рубаху техникой «ханда-ханч» нужно потратить «всю долгую зиму», а техникой «керем-ханч» можно вышить за один месяц.

https://sun9-48.userapi.com/impg/WhH4KMpbNTcJjR8u2qopP2IL6QjdGYd726NG_g/gv5WxxUTi0Y.jpg?size=1200x1600&quality=95&sign=0501ec800536b4dac303015fe8c4a4a1&type=album

Рисунок 3. Вышивка южных ханты «ханда-ханч»

Третий прием «руть-ханч» – «русский узор» или вышивка квадратами. Этот прием вышивается мелкими стежками одинаковой длины. Рисунок состоит из ряда мелких квадратиков, соприкасающихся концами диагоналей. Вершины углов заполняются завитками из нескольких стежков в сторону. Употребляются нити красного, синего, желтого и зеленого цвета. Данный прием вышивания встречается только на хантыйской одежде. Для декорирования используются орнаменты, состоящие из изобразительных элементов – деревьев и птиц (Рисунок 4).

Рисунок 4. Вышивка южных ханты «руть-ханч»

Четвертый прием «севем-ханч» – плетеная вышивка. Выполняется мелкими крестиками. Крестики соприкасаются иногда одним концом, двумя или четырьмя. Особенностью данного вида вышивки является плотный узор, сплошь закрывающий фон. Для вышивания использовали все цвета шерстяных нитей. Орнаменты составляют изображения птиц и деревьев (Рисунок 5).

Рисунок 5. Вышивка южных ханты «севем-ханч»

Пятый прием «ектем-ханч». Название свое получил от того, что набирается сразу много нитей ткани на иглу. Этот прием напоминает «керем-ханч», но отличается применением более крупных стежков, вроде тех, которые употребляют при заполнении контура вышивки «ханда-ханч» (Рисунок 6).

https://sun9-19.userapi.com/impg/9EA8rAxs1HYLObiK7nh8i09u-QAKDWuiCXMHmQ/Wkh04iq8Igk.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=e60ee621feac79ba20e962d653f4d801&type=album

Рисунок 6. Вышивка южных ханты «ектем-ханч»

Сравнительная характеристика вышивки южных ханты и русской вышивки

Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений.

Орнаментальное искусство составляет важную часть современной культуры ханты. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Одежда южных ханты является усиленно орнаментированной, по сравнению с русской. У южных ханты почти вся рубаха покрыта вышивкой. Большое символическое значение имеет и цвет изображаемого символа, знака. Сравнительный анализ южнохантыйской и русской вышивки приведен в Таблице.

Таблица

Места расположения вышивки на одежде

 

Хантыйская вышивка

Русская вышивка

Места расположения вышивки на одежде

Одежда практически полностью богато украшена вышивкой

Подол, рукав, ворот – места соприкосновения тела человека с внешним миром

Используемые цвета в вышивки

Многоцветная, но при этом отсутствовали яркие оттенки. Цвета сдержанные, близкие к природным:

синий – реки и озера края;

белый – цвет снега;

зеленый – цвет тайги.

Белый – чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей»; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.

Красный (или золотой) – цвет солнца, огня; цвет жизни, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Красный узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя энергию Солнца и готовую произвести все живое.

 

Еще одно отличие русской вышивки от вышивки южных ханты в том, что русская вышивка использовалась не только для одежды, но и для орнаментации рушников, полотенец, скатертей, прошв, занавесок.

Традиции орнаментики включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Композиции из этих изображений, как и сами изображения, в течение последних нескольких столетий не претерпевали изменений и были жестко зафиксированы традицией.

В вышивке южных ханты развитие получили три категории мотивов [4]:

- изображение птиц,

- изображение деревьев,

- геометрические мотивы – еще одно сходство с русской вышивкой.

Также в русской вышивке одним из самых распространенных приемов построения орнамента является симметрия [5]. В хантыйской вышивке встречаются парные птицы (Рисунок 7). Считается, что подобного рода изображения проникли к чувашам, а затем к уграм из стран востока, но есть основания полагать, что взаимоотношения между востоком и народами Поволжья и Приуралья развивались как в Булгарское время, так и в более ранний период времени.

Рисунок 7. Фрагменты вышивки южных ханты «ханда-ханч» (слева) и русской вышивки в технике настил (справа)

Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила мамонта заключается в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у неба, солнца и земли, удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры. Волнистые линии символизировали воду; горизонтальные – землю; косые – дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними – зерна, брошенные в землю.

В настоящее время искусство вышивания по холсту цветными шерстяными нитями у южных ханты, к сожалению, утрачено. Последние бытовавшие образцы подобных изделий относятся к началу XX века. Сегодня они хранятся в музеях г. Тобольска, Санкт-Петербурга и других городов. Нам повезло, и мы смогли освоить эти удивительные способы вышивки (Рисунок 8).

Рисунок 8. Процесс вышивки в южнохантыйской технике

Заключение

Орнаменты – своего рода символическая «формула». До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должна были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода. Много загадок хранит в себе народная вышивка, тем интереснее ее изучение. Потому что по сию пору находятся люди, умеющие вышивать и желающие носить традиционные национальные костюмы. Мы считаем, что у вышивки южных ханты – великое будущее. Благодаря современным мастерам ее новая жизнь только начинается. И еще мы уверены, что вышивка южных ханты – находка для современных дизайнеров.