Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Algadeva N.L. 1
1

Введение

Поселок Хулимсунт Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создан на базе национальной деревне Хулимсунт и поселка газокомпрессорной станции «Сосьва». В переводе с мансийского языка на русский Хулимсунт означает «устье язевой речки». Здесь проживают северные манси – верхнесосьвинские. Они сохраняют свою культуру и чтут традиции. Местные мастера изготавливают традиционные предметы быта северных манси. В моей семье изгтоавливают колыбель из бересты «апа».

Цель исследования: изучение особенностей традиционной люльки северных манси.

Задачи:

- опросить мастеров по изготовлению люлек;

- описать устройство люлек северных манси;

- выявить особенности люлек северных манси.

Объект исследования: традиционные изделия северных манси.

Предмет исследования: детские люльки.

Методы исследования: теоретические (изучение источников), эмпирические (интервью, фотографирование, сравнение).

В своем исследовании я работала с информантами:

1. Адина (Алгадьева) Елена Ильинична, 1966 г.р., манси, проживает в д.Хулимсунт Березовского района ХМАО-Югры.

2. Алгадьева (Самбиндалова) Галина Константиновна, 1943 г.р., манси, проживает в д. Хулимсунт Березовского района ХМАО-Югры.

3. Алгадьева (Анямова) Анна Николаевна, 1978 г.р., манси, проживает в д. Хулимсунт Березовского района ХМАО-Югры. Место рождения д.Тресколье Ивдельского района Свердловской области.

Традиционно обские угры изготавливают несколько видов колыбелей.

Дневные колыбели четко разделяют обских угров на две группы. У северных манси и северных ханты люльки изготавливают из бересты, а восточные ханты изготавливают деревянные колыбели (Рисунок 1). У первых люльку изготавливают женщины, у вторых – мужчины.

Рисунок 1. Люльки восточных ханты (слева) и северных манси и ханты (справа)

Для берестяных колыбелей северных манси берётся береста коричневатого цвета, собранная весной (в мае), или осенью (в сентябре), когда она легко отделяется от ствола. Это условие необходимо для нанесения орнамента в технике выскабливания (процарапывания). Верхний – коричневый слой легко соскабливается, желто-оранжевая поверхность летней бересты создает необходимый узор. Кроме формы изделия, для берестяных колыбелей северных манси обязательным элементом является изображение «птицы сна» «мансин эква» на внешней поверхности спинки, напротив головы ребенка (Рисунок 2).

Рисунок 2. Изображение «птицы сна» «мансин эква»

Первая люлька «апа» от рождения до отпадения пупка выглядит как удлинённая коробочка. После отпадения пупка проводится обряд очищения ребёнка и матери, и первую люльку уносят в лес.

Ночные люльки северных манси сделаны из бересты, имеют овальную форму, расширяющуюся к изголовью, плоское дно и стенки выкраивались отдельно, с низкой спинкой-надставкой или со спинкой, выполненной из одного куска бересты с дном (Рисунок 3).

Рисунок 2. Ночная люлька северных манси

Дневные люльки «хотал апа сан» из бересты были широко распространены у северных манси (Рисунок 1, справа). Они имеют полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов из прутьев черёмухи и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок берестяная колыбель орнаментировалась техникой скобления [2]. Узоры на спинке и боковых стенках колыбели изображают преимущественно стилизованные изображения животных (Рисунок 4).

Рисунок 4. Орнаментация колыбели в технике выскабливания:

Цельный рог оленя самца – Пус хар аньт (слева) заячьи ушки – совыр паль, парт ёр ханса

К бортикам люльки пришивали ровдугу – обработанную тонкую кожу оленя. Мастерицы окрашивали её в оранжевый цвет краской, приготовленной из ольховых гнилушек. Окрашивали ровдугу как для украшения, так и для антисептической обработки и долговечности использования. Некоторые мастерицы ровдугу не окрашивали. У каждой люльки была шнуровка из ровдужных верёвок для безопасности ребёнка. К спинке люльки пришивали обработанную шкуру с лба оленёнка «сали вильт сов», у которой был короткий мягкий ворс. В антисептических целях в колыбель помещали берестяной вкладыш-коробку «сан» с хорошо впитывающей влагу берёзовой трухой «сап» (Рисунок 5), поверх клали подшейный волос оленя «тулх» или мох сфагнум. Берёзовая труха очень гигроскопичный материал, впитывающий как влагу, так и запах. А подшейный волос оленя наоборот не впитывает ни влагу, ни запах. Между этими двумя материалами клали ткань, чтобы берёзовая труха не прилипала к подшейному волосу оленя. Намокшую берёзовую труху высыпали в лес, под дерево, но только не под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. Считалось, что прилетевшая весной ворона грела лапки на тёплой берёзовой трухе, ворона является символом прихода весны и рождения детей.

IMG_20190323_143649.jpg

Рисунок 5. Шнуровка из ровдужных верёвок и берестяной вкладыш-коробка

Интересен способ усаживания ребёнка в люльку. Маленького ребёнка одевали в рубашку, на ноги надевали «чуни» из овчины или пыжика, пеленали только верхнюю часть туловища. Нижняя часть туловища была голенькой, её накрывали одеялом, сшитым из заячьей или оленьей шкурки, а затем шнуровали верёвками из ровдуги. Ребёнок сидел неподвижно, не мог выпасть из люльки.

Зимой, при перевозке ребёнка, люльку с ребёнком укутывали в тёплые вещи. Был такой случай зимой, когда люлька на ходу вывалилась из нарт, вернувшись назад, родители увидели, что ребёнок не пострадал и даже не проснулся. Ещё был случай летом с семьёй из Хулимсунта. Их лодка перевернулась, люлька с ребёнком вывалилась в воду и поплыла. Взрослые, выбравшись на берег, догнали её, выловили из воды, ребёнок также не пострадал и продолжал спокойно спать.

Для использования люльки в домашних условиях к спинке, через кожаную петлю, и бортам привязывали петли из «сыромятины» (необработанная толстая кожа оленя), при помощи которых подвешивали колыбель на специальном кованном крюке на потолке. На бортиках сыромятина продевалась через металлические кольца. Кольца были с изображением человека на лошади «Мир суснэ хум» (за миром смотрящий). Кольца также были с другими изображениями и даже с серпом и молотом. Кольца меняли ранее у купцов, а в советские времена их делали умельцы, знающие потребность в них (Рисунок 6). Это были украшения для кос «ат уй».

Рисунок 6. Металлические кольца с различными изображениями

По форме спинки люльки делали дугу из прутьев рябины. Концы дуги прикрепляли к бортам двумя узлами, вверху её крепили на нить из лосиных жил «тан». На такую дугу накидывали ткань для защиты ребёнка от комаров или солнца. Колыбель раскачивали с помощью металлической цепочки.

Люлька для ребёнка у северных манси – это «микрокосмос», в котором было много особенностей строения, существовали определённые запреты и правила пользования колыбелью. Например, люльку с ребёнком и даже пустую нельзя ставить на пол, потому что может вселится злой дух, ребёнок будет болеть. Пустую люльку нельзя качать, ребёнок потом будет бояться. Нельзя сильно качать и трясти ребёнка в люльке, потому что сон пропадёт «улме хот раяты». Нельзя перешагивать через люльку. Нельзя класть в неё что-то постороннее, одежду взрослых, особенно женщин «викщам».

Северные манси использовали обереги для ребёнка: в люльку клали нож – для защиты от злых духов; спички – символ света, огня; православный крестик – независимо от того крещёный ребёнок или нет, а также оберег духа-покровителя своего рода. Когда ребёнок подрастал, то люльку хранили в «сумьяхе» (домик на четырёх ножках). Согласно исследованиям кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника МАЭ РАН (Кунсткамера) Фёдоровой Е.Г, «сумьяхом» до сих пор пользуются только верхнесосьвинские северные манси.

Заключение

Информация в описании люльки верхнесосьвинских северных манси может незначительно отличатся от среднесосьвинских, нижнесосьвинских и ляпинских северных манси. В каждой семье верхнесосьвинских северных манси сохранились традиционные берестяные люльки «апа», в некоторых семьях их до сих пор используют. Этот предмет является семейной реликвией. Материал, из которого сделана люлька долговечен, поэтому сохранится на долгие годы для будущих поколений.