Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Ivanova V.A. 1
1

Введение

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра. Здесь проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты – коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди. Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» – основное коренное население Ханты-Мансийского автономного округа [1]. Сохранение традиций и культуры ханты и манси – один из главных принципов культурного развития округа. Культурные традиции этих малых народов постепенно утрачиваются. Поэтому сегодня важно их сохранение.

На занятиях объединения «Танцевальный рай» мы разучиваем танцы народов Севера, выступаем в стилизованных национальных костюмах, украшенные орнаментом, бисерных украшениях. Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Мне стало интересно научиться понимать язык хантыйского орнамента, узнать, каково его значение в культуре народа ханты.

Цель исследования: установить, в каких видах декоративно-прикладного искусства народов ханты встречается орнамент оленя и его рогов.

Задачи:

- проанализировать виды декоративно-прикладного искусства ханты;

- изучить значения хантыйских орнаментов;

- определить наиболее распространенные орнаменты у народа ханты.

Объект исследования: декоративно-прикладное искусство народа ханты.

Предмет исследования: орнаменты народа ханты.

Методы исследования: анализ, сравнение.

Назначение орнамента

На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север, его неяркие краски [2].

Само слово «орнамент» имеет значение – украшение. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир. Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многие хантыйские орнаменты имеют названия, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности. Главной темой узоров является солнце, ведь на севере каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Так, как для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем [3].

Самые распространенные узоры

Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву. Среди геометрических узоров очень часто у северных народов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием «собачья лапа», ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.

Особое место ханты уделяли ромбу, его называли «сердца углублением». Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с «прыгающей женщиной», способной дарить счастье.

Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у ханты. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.

Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у ханты много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов «утиный выводок», «щучьи зубы», «кедровая шишка» [4].

Северные орнаменты и их значение

Орнаменты для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Вот некоторые названия узоров: «Заячьи ушки» – этот узор применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием, «Глухарь» – эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья, «Выводок утят», «Лапа лисы», «Малая рябь воды», «Крыло гуся», «След белки», «Выдра», «Человек на лошади», «Кедровая шишка», «Лягушка», «Жук», «Рога оленя», «Березовая ветвь», «Медвежий след», «Цветущий куст», «Накаты волн» (Рисунок 1) [5].

Рисунок 1. Хантыйские орнаменты

Бисерные работы

Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных ханты бисер имел название «сак» и «сек», что означало «камень». Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки (Рисунок 2).

Рисунок 2. Бисерные работы

Украшение орнаментами одежды

Одним из немногих женских занятий ханты, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание из шерсти. В основном, вяжут теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия. Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным (Рисунок 3).

Рисунок 3. Шерстяные изделия с узорами

Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику. На женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья. Основным материалом для теплой одежды ханты служили оленьи шкуры. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такую одежду расшивали различными орнаментами по краям. У женщин ханты было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах [6]. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках (Рисунок 4).

Рисунок 4. Орнамент на верхней одежде

Свойства узоров, защитные и тотемные функции

Узоры ханты были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор применялся для того, чтобы стать удачливым охотником. Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент «солнце» связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли «найматерь» (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения. Важно отметить, что синий цвет в орнаментах ханты символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой.

Заключение

На протяжении тысячелетий человека на Севере сопровождают верные и неприхотливые животные – олени, которые научились обходиться мхом, добытым из-под снега зимой, и грибами да ягодами – летом. И весь жизненный уклад северных народов неразрывно связан с этим животным. Основным материалом для теплой одежды, обуви ханты служили оленьи шкуры, из кости оленя делали иглы, вещи шили оленьими сухожилиями. Неудивительно, что орнаменты, связанные с оленем встречаются довольно часто. «Оленьи рога» – этот орнамент похож на веточки оленьих рогов. Этому узору ханты отдают предпочтение, потому что олень – самое главное животное в их жизни. Если человек имеет большое количество «рогатых оленей», то он защищен дважды; во-первых, это материальное благополучие (теплая одежда, еда), во-вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств. Орнаменты сопровождают северные народы и в будни, и в праздники – эти традиции свято хранятся и передаются от поколения к поколению.