Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Shabanova E.I. 1
1

Введение

Косторезный промысел – это древнее искусство обработки костей и рогов животных. Он зародился еще в древности и до сих пор остается популярным среди мастеров из разных стран мира. В прошлое канули частные мастерские, артельные условия труда. На покой ушли лучковая пила, традиционные резцы. Стремительная техника пришла на помощь резчикам. Не десятками и сотнями измеряется объем продукции, выходящей из цехов фабрик. Неизмеримо повысился спрос, расширился рынок сбыта. Но как сами мастера, так и благодарные почитатели резной миниатюры по-прежнему задерживаются у музейных витрин. Сегодня важно не утратить богатство народов Севера, ведь это часть культурного наследия нашего государства. Поэтому, мы считаем, что тема изучения народного художественного промысла России – Тобольской резной кости очень актуальна.

Цель исследования: изучение истории, традиций и современных тенденций развития Тобольской резьбы по кости.

Задачи:

- изучить историю Тобольской резьбы по кости;

- изучить традиционный процесс резьбы по кости;

- оценить современные тенденции развития резьбы по кости.

История Тобольской резьбы по кости

На высоком холме у слияния рек Иртыша и Тобола раскинулся старинный Тобольск, один из крупнейших очагов русской культуры. Заслуженную славу Тобольску снискал уникальный промысел художественной резьбы по кости. Последние данные доказывают, что промысел возник с основанием самого города в конце XVI века и заимствован у северных народностей. Уже в то время имеются сведения, что Тобольск торговал со многими странами: Китаем, Бухарой, государствами Западной Европы. В числе товаров по обмену были и предметы из кости. Это были предметы военно-охотничьего снаряжения (например, рукоятки для ножей), а также бытовые предметы: слоновые гребни, костяные нашивки, пуговицы и т. д. [1]

Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII в. В 1721 г. сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости – точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. Особого развития промысел достигает в конце XIX века. В это время в Тобольске работают ссыльные поляки. На этом этапе ассортимент резных изделий пополнился женскими украшениями, образами святых. [2] До конца XIX века косторезы работали небольшими группами. Затем постепенно появляются хорошо организованные мастерские по обработке мамонтовой кости. Первая сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С.И.Овешковой открылась в 1874 году (Рисунки 1, 2).

Рисунок 1. Иван Иванович Овешков за работой. Москва, 1930-е гг.

Рисунок 2. Работы мастеров XIX века

Овешков И. И. Ножи для разрезания бумаги 1880-е гг. Кость мамонтовая (слева)

Мастерские 2-й половины XIX в. Шкатулка Сани с дровами. Кость мамонтовая (Справа)

Порфирий Григорьевич Терентьев был одним из тех резчиков, чей талант и великая работоспособность помогли мастеру выстоять в сложной борьбе за существование, добиться высокого общественного признания. Он родился в селе Самаровском в 1862 году. С детских лет стал вырезать фигуры из дерева. Ни один из резчиков не оставил столь яркий след в истории промысла. В Тобольске Порфирия Григорьевича знали все. Он уже при жизни был знаменитостью. Терентьев был необычен во всем. В отличие от других мастеров работал преимущественно перочинным ножом. Первым из тобольских резчиков Терентьев стал решать проблемы передачи в малой пластике душевного состояния героев, создавать образцы-типы как на темы прочитанных книг, так и по наблюдениям в жизни (Рисунок 3).

Кости требовалось очень много. Специальные промысловики ходили летом по берегам рек и на обнаруженные в осыпях мамонтовые клыки клали две веточки: знак, что находка имеет хозяина. Клыки тяжелые, поэтому приходилось ждать зимы, чтобы санным путем собрать их в одно место, а затем доставить на ярмарку. Один пуд стоил от 50 до 120 рублей [3] (Рисунок 4).

Рисунок 3. Работы Тереньтьева П.Г. Кость мамонтовая

Рисунок 4. Бивень мамонта

В начале XX века косторезный промысел в Тобольске приходит в упадок и возрождается после установления Советской власти. В первые годы Советской власти начинается возрождение косторезного промысла. В 1921 году Тобольский отдел народного образования пытался организовать художественно-промышленную школу. Высокое мастерство тобольских умельцев стало популярно и востребовано. [4]

В послевоенное время косторезный промысел значительно развивается. Чаще всего работы первых послевоенных лет показывали мирный труд людей. В это же время мастера начинают искать новые сюжеты и стремятся к соответствию материала и формы. Их привлекает сказочная тематика и северные мотивы. Искусство Тобольской резьбы по кости – истинно сибирское явление, имеющее свои традиции и особенности. Главенствующая и определяющая тема на всех ее этапах – это, конечно, жизнь Севера. Коренные народы, оленьи упряжки, труд жителей Севера – традиционные жанровые композиции тобольских косторезов (Рисунок 5).

Рисунок 5. Работы мастеров советского периода:

Лопатин В. Н. Остяк-охотник, 1936 г. (слева)

Толстогузов В.И. Каюр, 1976 г. (справа)

В настоящее время мамонтовые бивни и зуб кашалота стали редкостью. Несмотря на это, резчики, работающие в мастерских предприятия «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий» продолжают вырезать свои так понравившиеся людям изделия, не утратив мастерства и не изменив старым традициям. Из коровьей кости они умудряются извлекать теплый тон, мягко и выразительно строить объем фигурок, сохраняя спокойную плавность линий и в сквозной ажурной резьбе женских украшений и брелоков. Тобольских косторезов по-прежнему привлекает тема народов Сибири и Крайнего Севера – их жизнь, обычаи, необычный праздничный костюм. Вместе с высоким мастерством это дало тобольским косторезам возможность приобрести всемирную известность.

Традиционный процесс резьбы по кости

Материалы для резьбы по кости:

- мамонтовая кость, зуб кашалота,

- моржовая кость,

- коровья кость,

- лосиная кость.

Инструменты для резьбы по кости: пила, набор резцов, стамески и напильники (Рисунок 6).

Рисунок 6. Инструменты для резьбы по кости

Получив исходный материал, мастер выпиливал общую форму лучковой пилой (предварительно сделав разметку по шаблону). Едва угадываемая будущая фигура подвергалась сначала грубой обработке стамесками, а затем резцами и напильниками. Для облегчения работу замачивали в воде на 3-4 дня, повторяя эту процедуру 3-4 раза.

Музей истории кости в Тобольске

Музей истории кости в Тобольске – единственное учреждение такого рода в России (Рисунок 7). Сегодня здесь можно ознакомиться с работами мастеров различных периодов, археологическими находками, поделками из бивня мамонта, рогов лося и оленя. А начиналась экспозиция с частной коллекции семьи Тимергазеевых. Прогуливаясь по залам музея, можно проследить эволюцию взаимоотношений человека и кости. Вначале это были лишь примитивные инструменты, а сегодня опытные резчики создают из этого материала удивительные по красоте и изяществу произведения искусства.

https://tobolsktravel.ru/wp-content/uploads/2023/07/3-кость.pnghttps://tobolsktravel.ru/wp-content/uploads/2023/07/2-кость.png

Рисунок 7. Экспозиции Музея истории кости в Тобольске

В Музее истории кости представлены работы разных школ – северных народов России и, конечно же, изделия тобольских резчиков. Минсалим Валиахметович Тимергазеев – один из старейших мастеров нынешнего Тобольска, резьбой по кости он занимается более полувека (Рисунок 8).

Рисунок 8. Тимиргазеев В.А. – Тобольский мастер-косторез, член Союза художников России

Заключение

В последние десятилетия ввиду отсутствия традиционного материала, тобольские резчики вынуждены работать с обычной костью, которая имеет трубчатую форму и тонкие стенки, что осложняет создание полноценного объема. Поэтому тобольским резчикам пришлось перейти к созданию предметов со скульптурными завершениями (коробочки, вазочки, стаканы, ножи). Работая с новым сырьем, тобольские резчики стараются сохранить традиции искусства своего промысла.