Введение
Термин «Урало-Сибирская роспись» в 1970-х годах ввел один из ведущих деятелей данного направления Барадулин Василий Алексеевич [1]. Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Побывав в Школе-Мастерской, где мне наглядно показали, что это такое, я заинтересовалась данным видом народного промысла.
Сегодня Урало-Сибирская роспись набирает обороты популярности в мире декора помещений, дизайна одежды и росписи бытовых приборов. Актуальность моей работы заключается в том, что за счет росписи различных предметов и ознакомлением других людей из моего окружения с этим видом искусства, я смогу популяризировать данное ремесло и поддерживать его исторические и культурные традиции.
Цель исследования: освоение техники росписи Урало-Сибирской росписи и составление композиции на различных предметах.
Задачи:
- изучить историю Урало-Сибирской росписи;
- изучить манеру письма мастеров Урала;
- расписать предметы быта и современный плафон.
Объект исследования: Урало-Сибирская роспись.
Предмет исследования: роспись предметов быта, в т. ч. современных.
История Урало-Сибирской росписи
Зарождение Урало-Сибирской росписи связано с колонизацией в XVII-XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. В конце XVIII – начале XIX веков крестьянскую роспись видоизменила вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины и Поволжья. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму (Рисунок 1).
Рисунок 1. Примеры Урало-Сибирской росписи
Главными орнаментами были природные мотивы, такие как ягоды, листья, цветы, различная зелень, дополнялась картина приписками черного цвета. Выполнялись рисунки техникой двойного мазка, которая заключалась в нанесении на одну из сторон плоской кисти белой краски, а на другую цветной. Цвета, хотя и были натуральными, оставались яркими. Основными были красный, синий и желтый (Рисунок 2). Ранее красильщики использовали не плоские кисти, а кисти из беличьих хвостов заранее обработанные с помощью высоких температур, что и предавало им плоскую форму.
Рисунок 2. Исторический образец Урало-Сибирской росписи
Как и многие народные промыслы, к концу XIX – началу XX веков уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию. В ХХ веке было проделано множество работ для возрождения Урало-Сибирской росписи.
Обучение технологии Урало-Сибирской росписи
Моим обучением занималась Наталья Ивановна Конюхова – член Ассоциации народного искусства и дизайна, которая профессионально занимается Урало-Сибирской росписью и является автором множества работ в данной технике. Мы провели серию уроков, на первых из них меня ввели в курс истории возникновения и возрождения Урало-Сибирской живописи через рассказы и ознакомление с другими источниками [2]. Интересным опытом в изучении росписи был просмотр лекции одной из участниц возрождения росписи Веры Ивановны Быковой, также я изучила ее книгу «Тюменская Домовая роспись: технологии народных художественных промыслов» [3]. Это подкрепило мои знания и позволило узнать о том, как поддерживают и распространяют роспись другие мастера.
Далее от теоретической базы мы перешли на практику, ознакомились с основными элементами (Рисунок 3) и преступили к их отработке (Рисунок 4). Некоторые элементы давались поначалу с трудом, но вскоре, набив руку, и потренировавшись дома, стал виден прогресс, и элементы превратились в более четкое изображение.
Рисунок 3. Основные элементы Урало-Сибирской росписи
Рисунок 4. Освоение техники Урало-Сибирской росписи
После того как рука была уже готова к более серьезным композициям, а не отдельным элементам, мне дали задание составить эскиз композиции для росписи кухонной доски и лопатки для готовки, после чего мы доработали эскизы и приступили к росписи самих предметов. Это были мои первые работы в технике Урало-Сибирской и росписи (Рисунок 5). Дома мною была расписана ненужная доска для резки, но из-за того, что я работала самостоятельно, роспись получилась в более современной технике исполнения (Рисунок 5, справа).
Рисунок 5. Мои первые работы в технике Урало-Сибирской и росписи
Однако я считаю, что популяризировать Урало-Сибирскую роспись нужно именно в ее традиционном варианте, и из этого утверждения получился замысел росписи плафона. «Реформировать, сохраняя» – данный тезис из идеологии консерваторов идеально описывал задумку росписи современного плафона в традиционной технике Урало-Сибирской росписи. Как же такая старинная техника впишется в современный интерьер? Это и предстояло узнать. Роспись мы начали с подмалевков – это специальные очень упрощенные фигуры элементов Урало-Сибирской росписи, которые помогали красильщикам многие десятилетия, благодаря подмалевкам краска ложились лучше, и узор был ярче. Далее на подмалевки наносился уже окончательный вариант элемента. После чего я начала добавлять приписки, небольшие дополнения в композиции (Рисунок 6).
Рисунок 6. Процесс росписи плафона
Когда плафон был готов, мы передали его заказчику, на Рисунке 7 можно увидеть, как он вписался в современный интерьер дачного домика.
Рисунок 7. Современный плафон с Урало-Сибирской росписью в интерьере
Заключение
В итоге проделанной работы я решила, что буду продолжать углубленное изучение техники Урало-Сибирской росписи. Расписанный мною плафон отлично вписался в интерьер и позволил понять, что эту технику можно активно использовать в росписи предметов современных интерьеров.