Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Myakonkikh E.A. 1
1

Введение

Каждый народ имеет свой национальный костюм. Красив, богат и оригинален костюм народа мари. Раньше в каждой марийской семье женщины умели шить, вышивать, плести из бисера. Позже, во второй половине XX в., изготовлением костюма и украшений к ним начали заниматься мастерицы. В каждой деревне Ачитского района Свердловской области было по 2–4 мастерицы, которые шили костюмы, делали нагрудные украшения. В 2024 году осталась только одна мастерица. Вместе со старшим поколением с мастерицами уходит и технология изготовления традиционного костюма.

Костюм уральских марийцев был неоднократно описан исследователями XVIII–XIX вв., а в ХХ–XXI вв. был объектом изучения как отечественных, так и финских этнографов разных поколений. Одним из основных источников настоящего исследования являются материалы полевых работ в деревне Марийские Карши Ачитского района. Большую помощь оказали информаторы из числа марийцев д. Марийские Карши: Яшкина Л.П., Николаева Н.С., Михайлова С.А., Николаева О.Б., Власова Е.Л., Сташкина М.П.

Цель исследования: выявить особенности нагрудных украшений марийцев д. Марийские Карши Ачитского района.

Задачи:

- рассмотреть историю нагрудных украшений как элемента марийского народного костюма;

- изучить сохранившиеся нагрудные украшения марийцев;

- изучить нагрудные украшения д. Марийские Карши.

Объект исследования: нагрудные украшения марийцев.

Предмет исследования: особенности нагрудных украшений марийцев д.Марийские Карши Ачитского района.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опрос информаторов, беседа с мастерицами, фотографирование, сравнение.

История нагрудных украшений марийских народных костюмов

В исследовании рассматриваются нагрудные украшения марийцев д.Марийские Карши Ачитского района Свердловской области.

Марийцы относятся к финно-угорской группе народов. Марийцы Свердловской области относятся к уральской группе и компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах и Екатеринбурге. Марийское население формировалось здесь за счет переселенцев из двух районов: Среднего Приволжья – основной этнической территории марийцев, и Уфимского уезда (территория современной республики Башкортостан).

Нагрудные украшения надо рассматривать в связи с костюмным комплексом. Традиционный костюм уральских марийцев был похож на костюм марийцев Поволжья, таким он оставался почти до конца XIX в. Он выполнялся из белого холста и богато орнаментировался вышивкой, преимущественно в красно-черных тонах. Было несколько традиционных видов нагрудных украшений, которые дополняли женский костюм. Медная застежка-фибула шыркама скрепляла грудной разрез рубахи. «Шыркама» восточных марийцев – медное штампованное ажурное кольцо – бляха диаметром 6-7 см. С круглым в центре и фигурными отверстиями у краев, с круглыми зубцами по наружному ободу. Для пристегивания к рубашке застежка снабжена язычком – иголкой из проволоки. «Шыркама» еще в конце XIX – начале XX вв. были широко распространены среди уральских мариек [1; стр. 205].

Особенностью уральских марийцев было ношение не одной, а нескольких шыркама – до 10. Количество шыркама было показателем степени зажиточности семьи (Рисунок 1).

Рисунок 1. Марийцы Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Начало XX в. Из фондов Пермского краеведческого музея

Существенные изменения в костюмном комплексе марийцев произошли в конце XIX – первой половине XX в. в связи с распространением пестрядинных тканей. Пестрядинные рубахи и передники постепенно заменяют белую одежду в будничном и праздничном комплектах. На смену застежке-фибуле «шыркама» приходит другое нагрудное украшение «яга», состоящее из бисерной сетки и монет. Название украшения происходит от тюркского яка – «ворот», «воротник».

У уральских марийцев яга представляет из себя прямоугольный кусок ткани, на которой нашиваются 3 – 4 узорные полосы бисера, позумент, монеты. Она органично сочетается с пестрядинным костюмом (Рисунок 2). Яга одевалась во время больших обрядовых праздников, во время свадьбы.

Рисунок 2. Фото из частной коллекции. Деревня Артемейкова Ачитского района

В отличие от соседнего Пермского края яга существует трех видов: изи яга (маленькая яга) (Рисунок 3), собственно яга и кугу яга (большая яга). «Изи яга представляла собой небольшую матерчатую ленту, к которой крепилась бисерная сетка с рядом монет в нижней части. Несколько рядов цветного бисера переплетались при этом так, что создавался рисунок геометрического узора» [2, с. 330].

Рисунок 3. Изи яга. Деревня Иванково Суксунского района, 2008 г.

Большой нагрудник кугу яга включала в себя более 3-4 рядов бисера и монет на матерчатой основе (Рисунок 4).

Рисунок 4. Фото из частной коллекции. Деревня Артемейкова Ачитского района

Все элементы в марийском народном костюме были продуманы и имели свое значение. Нагрудное украшение яга выполняло две функции. Было украшением и в то же время оберегом. Во-первых, яга закрывала грудь молодой женщины. Грудь всегда должна быть под защитой. Полный набор украшений женщина могла носить только до того времени, пока рожает. У пожилых женщин – минимум украшений. Во-вторых, звон монет на яга отпугивает нечистые силы, создавалась положительная энергетика. Особенно на свадьбу поэтому одевали много украшений с монетами. В-третьих, узор из бисера на яге повторял узор нагрудной вышивки на платье. «В бисерном узоре марийцев часто встречается орнамент, связанный с земными хтоническими силами и, очевидно, имеющий силу оберега – кишке тодыш, змея – бисер» [1, с. 102].

В современный период продолжает бытовать праздничный вариант традиционного костюма. От поколения к поколению передавались комплекты женских и мужских костюмов, бережно хранились они в семьях. Старшее поколение старается изготовить для детей и внуков некоторые элементы костюма, например, яга. Они еще сами умеют и могут реставрировать нагрудные украшения. Многими ясно осознается значимость сохранения народного костюма и передачи традиций.

Заказывают мастерицам изготовить яга на свадьбу, для фольклорных коллективов. Но сейчас используется больше современный материал: пайетки, блестки крупные. Изменилась форма яги. Если традиционная яга была прямоугольной формы, то сейчас верхнюю часть яги углубляют. Чаще изготовляют кугу яга (большая яга) из 5–6 рядов, что было не характерно у кунгурских марийцев. Молодое поколение для обозначения принадлежности к марийцам носит как нагрудное украшение подвески, сплетенные из бисера, или вышитые, или металлические подвески.

Таким образом, можно сделать вывод, что нагрудные украшения вместе с марийским народным костюмом проходят несколько этапов развития. В начале костюм уральских марийцев был близок к костюму марийцев Поволжья. Грудной разрез платья из белого холста скрепляла шыркама. В конце XIX в. активное распространение пестрядинных рубах привело к смене шыркама на нагрудное украшение яга, которое выполняло две функции, было украшением и оберегом. Такой костюмный комплекс бытовал до 60-х годов XX в., потом он начал использоваться только во время праздников, на свадьбах. В настоящее время марийский народный костюм сохранился, сохранились и нагрудные украшения яга. Под влиянием народного костюма появляются и другие формы нагрудных украшений, которые носят с современной одеждой: подвески, колье.

Нагрудные украшения в марийских национальных костюмах жителей д.Марийские Карши

В рамках исследования был собран материал о нагрудных украшениях из частных коллекций жительниц д. Марийские Карши.

Из нагрудных украшений бытовала застежка-фибула шыркама (Рисунок 5). У всех групп уральских марийцев она одинаковая, круглая, разница могла быть в формах отверстий у краев.

Рисунок 5. Нагрудное украшение шыркама

Изи яга схожа с собственно яга. Разница в том, что используется 1 ряд из бисерной сетки и 1 ряд монет. Разноцветные полосы из ткани перемежаются позументом. Полосы ткани и позумент могли быть украшены разноцветными пуговицами и пайетками (Рисунок 6). Такое украшение носили как в будничном, так и праздничном костюме.

Рисунок 6. Нагрудное украшение изи яга, 1950-е гг.

Судя по тому, что в Марийских Каршах найден только один экземпляр изи яга, они сохранились на фото 1940-1960-х гг., и, что опрошенные жители не помнят такое украшение, можно сказать, что изи яга в этой местности не получила дальнейшее развитие и широкое распространение в конце XX – начале XXI вв.

Современные изи яга появились в деревне совсем недавно, позаимствованы из Йошкар-Ола. По этому образцу сейчас изготовляются изи яга для фольклорных коллективов, но узоры из бисера плетутся по схеме, которая была на яге (Рисунок 7).

Рисунок 7. Нагрудное украшение изи яга

В ходе исследовательской работы была обнаружена еще одна разновидность яги – поперечная яга, которая использовалась во время похоронных обрядов.

Таким образом выделены особенности яга д. Марийские Карши: во-первых, прямоугольная форма; во-вторых, по бокам яга украшаются кисточками из трех низок бисера, которые заканчиваются сплетением в форме цветка – «треножками». На Рисунке 8 представлены работы двух мастериц д.Марийские Карши: Яшкиной Л.П. и Семеновой Кӱмазь.

Рисунок 8. Нагрудное украшение яга. Д. Марийские Карши Ачитского района. Мастерица Семёнова Кӱмазь, 1984 г. (слева)

Мастерица Яшкина Л.П., 2004 (справа)

В целом, можно сделать вывод, что особенности нагрудного украшения яга д. Марийские Карши не зависят от принадлежности жителей к определенной локальной группе, а больше зависят от искусства мастериц.

Заключение

Изучение истории нагрудных украшений показало, что они являются частью марийского костюмного комплекса, который прошел большой путь развития. В конце XIX – начале XX века нагрудное украшение яга пришло на смену медной застежке-фибуле шыркама, которая скрепляла грудной разрез рубахи. К этому привело активное распространение пестрядинных рубах, пришедших на смену белой одежде. Произошедшие изменения привели к формированию нового варианта костюма уральских мари, который еще более ярко выделил его среди других комплектов марийской одежды. Они обусловлены не внешними причинами, а являются следствием творческого развития самобытной культуры марийцев. Несмотря на изменения, происходящие в разные исторические периоды в традиционных нагрудных украшениях, в современный период они продолжают бытовать в праздничной и ритуальной сфере.