Введение
Уже несколько лет я увлекаюсь созданием украшений из бисера. Это очень интересный материал, изделия получаются яркими и оригинальными. В наши дни существует множество техник бисероплетения: простое низание, сетчатое, мозаичное, кирпичное, монастырское, ткачество, фриформ.
Мне захотелось побольше узнать об истории бисера, о традиционных народных украшениях. Я посещала краеведческий музей в Перми, смотрела информацию в интернете. Рассматривая коллекции Виртуального Русского Музея [1], я обратила внимание на серьги необычной формы, в виде бабочек. Это удивительно нежные, необычные изделия, их носили в основном модницы русского Севера. Так возникла идея создать реплику серег-бабочек. Серьги из бисера являются одними из самых ярких и самобытных украшений русской культуры. Эти украшения имеют богатую историю и традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Цель исследования: Освоить технику изготовления традиционных для Русского Севера серег-бабочек.
Задачи:
- изучить историю серег-бабочек;
- изучить технику изготовления серег-бабочек;
- изготовить реплику музейного экспоната.
Объект исследования: бисерные серьги Русского Севера.
Предмет исследования: технология изготовления серег-бабочек.
Методы исследования: анализ, опытно-экспериментальный метод.
Бисероплетение как вид рукоделия
История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Египтяне научились изготавливать стекло одними из первых в мире, а самая древняя египетская бусина, найденная на сегодняшний день, диаметр около 9 мм, изготовлена из зеленоватого стекла и обнаружена неподалеку от стен древних Фив. Находке около 5,5 тысяч лет.
На Руси интерес к бисеру появился в XVII в., а в 1754 г. была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла и мозаики. Большая роль в процессе изготовления русского бисера принадлежит М.В. Ломоносову. Все же долгое время бисер продолжали возить из Европы.
Женщины всех сословий занимались бисерным рукоделием. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи: сумочки, трубки-чубуки, картины, оклады икон. В то же время, бисер широко использовался в народном костюме для изготовления украшений, как альтернатива дорогому жемчугу.
В старину украшения носились не только для красоты, но и служили оберегами. Русские народные украшения из бисера многочисленны и разнообразны. В технике бисерного плетения в XIX-XX вв. делали съемные украшения: шейно-нагрудные и накосные [2]. В качестве съемных нашейных украшений использовали и простые бисерные низки, к которым крепили крестики. В конце XX в. из бисера стали плести и перстни, и браслеты, и медальоны. Плетеные бисерные полосы нашивали на плечевую одежду, меховую обувь, на пояса.
Герданы – это украшения, которые носили на шее или груди. Они представляли собой длинную цепочку из бисера или других материалов, на которой располагались различные элементы, такие как бусины, подвески, камни и т.д. Герданы могли быть выполнены в различных стилях и техниках, но всегда сохраняли свою уникальность и оригинальность.
Серьги – украшение, известное со времен Древней Руси. Для их изготовления использовали серебро, медные сплавы, олово, кость, дерево. Особенно популяры были серьги из бисера. Они могли быть простыми или сложными, с различными элементами и узорами. Серьги могли быть как одиночными, так и двойными, а также иметь различные формы и размеры.
Бисерные герданы и серьги являются не только красивыми украшениями, но и символами русской культуры и традиций. Они отражают историю и культуру народа, его обычаи и верования. Сегодня народные бисерные украшения продолжают оставаться популярными среди многих людей, особенно среди тех, кто интересуется русской культурой и традициями.
Традиционные серьги Русского Севера
Одним из наиболее распространенных материалов для ювелирных изделий, как на Севере, так и в центральной части России, был жемчуг. Издавна жемчуг добывали в северных реках. Он широко использовался в изготовлении и украшении церковной утвари, окладов икон, пелен. Жемчугом украшали головные уборы и одежду. Большой популярностью пользовались жемчужные украшения: серьги, бусы, сетки-поднизи, сохранившиеся в народном костюме вплоть до начала XX в. Особый интерес представляют собой жемчужные серьги, прошедшие сложную эволюцию и получившие в результате развития наиболее разнообразные формы.
Форма жемчужных серег сложилась к концу XVIII в. и различалась в отдельных районах Русского Севера. С XV в. на Руси получили широкое распространение три типа серег: серьги – «одинцы», «двойчатки», «тройчатки» в виде прикрепленных к толстой проволочной мочке 1, 2 или 3 стерженьков с бусинами, камнями, жемчужинами. Позднее появились так называемые серьги – «голубцы», которые связывают с культурой Новгорода XVI–XVII вв. Эти массивные серебряные серьги напоминали по силуэту стилизованные фигурки одной или двух птиц, обращенных друг к другу спинками. Серьги покрывались сканым орнаментом, эмалью, жемчугом, перламутром, камнями или стеклами. С XVII в. получили распространение серьги в виде полумесяца, с гранеными шариками в виде подвесок.
С XVIII в., в результате реформ Петра I, затронувших все стороны жизни общества, кардинально изменилась и мода. Все эти новшества отразились на развитии ювелирного дела в России. Появились новые формы серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями, жемчужинами. Начали украшать мочки серег. В целом, формы серег стали более разнообразными. Вошли в моду недрагоценные металлы и камни. С конца XVIII в. начали оплетать жемчугом серьги разных форм. Серьги, сходные по форме с северными жемчужными серьгами, появились в это время в городском, купеческом и крестьянском костюме. Не смотря на то, что в XIXв. городская мода стремительно менялась, в крестьянском костюме традиционные формы жемчужных серег сохранялись до начала XX в. [3]
Наиболее ранняя форма жемчужных серег, относящаяся к началу XVIIIв., представляет собой плоские двусторонние ажурные серьги, по силуэту напоминающие трапецию. Они подвешивались к головному убору за дужки из толстой проволоки. К концу XVIII в. появляются серьги из нитей мелкого речного жемчуга, сплетенных в длинную ажурную ленту, сложенную вдвое. В это же время появились серьги с грушевидными и иными подвесками. Подвески могли быть как ажурными, так и сделанными из тонкой меди, обтянутой жемчужной сеткой. Похожие формы встречаются в единичных экземплярах в различных районах Русского Севера. Большинство сохранившихся экземпляров принадлежит Олонецкому краю. Таким образом, можно сделать вывод, что эта форма жемчужных серег получила широкое распространение именно в Олонецкой губернии.
Жемчужные серьги были одним из самых дорогих украшений. Именно они вносили в костюм элемент роскоши и щегольства. В начале XIX в. серьги стоили от 30 до 100 рублей. Не смотря на это, они пользовались большим спросом. Серьги надевались по большим праздникам и передавались по наследству от матери к дочери как большая драгоценность. Изготавливали серьги сами крестьяне. По размеру и форме их старались подобрать и к лицу, и к силуэту убора. Тем не менее, общая стилистическая основа серег Олонецкой губернии оставалась одинаковой. Серьги напоминали бабочек с ажурными крылышками и грушевидной подвеской. Отсюда произошло название: «серьги-бабочки» (Рисунок 1).
Рисунок 1. Музейные образцы серег-бабочек [3]
Основными материалами для изготовления серег служили: металлическая основа, мелкий речной жемчуг и конский волос. Из латуни отливали мочку серьги, крестообразную центральную часть, к которой прикреплялись жемчужные крылышки серег и полый внутри бубенчик. Форма и размер бубенчика могли варьироваться в разных серьгах. Детали основы соединялись друг с другом широкими металлическими петлями. В мочке, крестовине и бубенчике просверливали небольшие дырочки, расположенные в определенном порядке, для продевания конского волоса с нанизанным на него жемчугом. Размер деталей основы зависел от размера изготавливаемых серег. В металл для дужки, вдеваемой в ухо, добавлялось некоторое количество серебра. Дужки серег могли различаться по типу застежки. К верхней части мочки серьги добавляли небольшую металлическую петельку. Таким образом, серьги можно было носить, продетыми в мочки ушей или привязанными за веревочку или ленту к головному убору [4].
Элементы серег-бабочек современные мастера используют для создания оригинальных украшений (Рисунок 2). Замечательно, что народные традиции не теряют актуальности и в наше время.
Рисунок 2. Современный вариант использования традиционного изделия
Изготовление реплики серег-бабочек
При изготовлении реплики музейного экспоната возникают определенные трудности. Надо подобрать материалы, близкие к образцу, так как точно такие же найти будет очень сложно и стоят они недешево. Например, раньше использовали жемчуг и перламутр, которые сейчас заменили на бисер, стекло. Конский волос, использовавшийся раньше, также заменили на нить, леску. Замена основного материала была обусловлена двумя связанными друг с другом причинами. Во-первых, бесконтрольная ловля жемчуга привела к его практическому исчезновению уже к середине XIX в. Во-вторых, в это время начал появляться и активно вошел в моду различных слоев населения бисер – дешевый материал, использование которого позволило изготавливать или приобретать более крупные и красивые серьги. Таким образом, жемчужные серьги-бабочки Олонецкой губернии стали одним из основных элементов традиционного костюма, как русского, так и карельского населения.
Серьги-бабочки выполняются в технике сетчатого плетения.
Для того, чтобы изготовить такие сережки понадобится: нитка, тончайшие бисерные иголки, предназначенные специально для микробисера, и, конечно же, сам бисер (чешский, он ровнее, чем китайский, и дешевле, чем японский), центральные бусинки-жемчужины, прикрепленные между крыльями и бусины, оплетенные бисером, которые крепятся снизу изделия.
Для изготовления серег-бабочек я выполнила следующие действия:
1) подготовила материалы;
2) сплела 4 элемента-крылышка, используя схему плетения (Рисунок 3);
3) сшила 2 полных крыла;
4) оплела бусину-капельку;
5) соединила крылья с центральной бусиной;
6) собрала серьги;
7) прикрепила швензы.
Рисунок 3. Схемы плетения
Работа эта мелкая, требует определенных навыков, терпения и освещения, которое при работе с таким мелким бисером просто необходимо. У меня тоже все получалось не с первого раза – сначала я пробовала плести на нитке, поняла, что бисер не держит форму, и начала плести на леске. Я попробовала несколько вариантов плетения и соединения: сначала сделала изделие из бисера побольше, чтобы потренироваться и при плетении в основном материале возникало меньше сложностей.
Заключение
Нами была проведена интересная и увлекательная работа по изучению истории серег-бабочек, освоению техники их плетения. Мне очень понравился процесс, и я довольна результатом работы. Создание изделия очень успокаивает и позволяет фантазировать, ведь не на все есть схемы и где-то надо придумывать самому.
Я научилась плести серьги из бисера, узнала много нового о русском народном творчестве и традициях. Мои серьги получились очень красивыми и оригинальными (Рисунок 4). Я надеюсь, что они понравятся не только мне, но и окружающим и вдохновят кого-нибудь также заняться бисероплетением.
Рисунок 4. Реплика музейного экспоната