Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Kvasova A.S. 1
1

Введение

Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа имеет большое значение для его эстетического и этического воспитания, поскольку оно основано на преемственности поколений, передавших свое восприятие мира, воплощенное в художественных образах народного творчества. Костюм всегда был важным показателем социального статуса человека. Он не только отражал его финансовое положение, но и являлся своеобразным индикатором его места в обществе. Исторически сложилось, что костюм играл важную роль в понимании общества и его отдельных групп.

Особенно важно учитывать традиционный русский костюм, который имел свои особенности. Он позволял легко отличить свободную девушку от невесты или замужней женщины, богатую от нищей и т. д. Таким образом, костюм был не только средством самовыражения, но и способом обозначения социального статуса. Кроме того, костюм всегда соответствовал определенной ситуации или событию в жизни людей. Одежда и головные уборы, которые носились в будние дни, отличались от тех, что использовались во время праздников и других мероприятий. Таким образом, костюм был не только средством выражения индивидуальности, но и способом подчеркнуть важность и значимость события.

Когда мы говорим о русском народном женском костюме, первое, что приходит на ум, – это кокошник. Он является символом древних национальных традиций, которые, к сожалению, исчезли из повседневной жизни. Однако, благодаря усилиям дизайнеров и исследователей, кокошник снова стал популярным и востребованным элементом женского гардероба.

Цель исследования: оценить возможность включения образа кокошника в современный женский гардероб.

Задачи:

- изучить особенности традиционных женских головных уборов;

- определить актуальность кокошника в современном гардеробе;

- определить требования к кокошнику в современном гардеробе.

Объект исследования: традиционные женские головные уборы.

Предмет исследования: актуальность кокошника.

Методы исследования: анализ, сравнение, опрос.

Женский головной убор на Руси XVIII-XIX вв.

В русском народном костюме большое внимание уделялось женской прическе, которая позволяла определить не только регион происхождения владелицы, но и ее возраст, семейное положение и социальный статус. Головной убор всегда сочетался с прической. Девушки скручивали свои волосы в косу, которая заканчивалась косником – тугим золотым шнурком, прикрепленным к треугольному основанию, расположенному у начала косы у самого корня волос. Обычно основание косника изготавливалось из прочного материала, например, бересты, и обтягивалось шелком или бархатом, украшенным вышивкой. Для удобства косник часто соединяли с налобной повязкой – «челкой». Особенностью девичьего головного убора было открытое место на макушке. Он представлял собой обруч, украшенный венками, коронами и лентами. В богатых семьях девичьи головные уборы дополнялись драгоценными камнями и металлическими элементами.

Женщины полностью скрывали свои волосы под головным убором. Одним из главных моментов свадебного торжества была смена головного убора с девичьего на женский («окручивание»). От этого обычая произошло выражение «окрутить девку», что означало выдать ее замуж. Вместо одной косы заплетали две, которые укладывали в круг на голове и покрывали легким тонким платком, концы которого завязывались вокруг шеи. Поэтому головной убор женщины назывался повоем. Иногда повой надевался поверх небольшой шапочки или, наоборот, высокого кокошника.

Женские головные уборы, такие как кичка, сорока, позатыльник, кокошник и другие, предназначались для того, чтобы привлекать внимание к женщине, которая их носила. Они всегда были богато украшены, выделялись своей яркостью и необычностью, и служили как декоративный акцент.

Самым известным головным убором является кокошник. Это слово происходит от древнерусского слова «кокошь», которое означает курицу. Название этого убора появилось, вероятно, из-за его сходства с гребешком. Только в нескольких губерниях России, таких как Владимирская, Ярославская, Нижегородская и Костромская, его называли кокошниками. В других русских землях у подобных головных уборов были другие названия, такие как «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или «кокуй».

На Руси головной убор был важным предметом религиозного культа славян и отражал символизм их веры. Самым распространенным названием для головного убора замужней женщины было «кика» или «кичка». Независимо от того, где он возник, каждый вид женского головного убора сохранял в своем названии имя своей родины. Например, «кика новгородская» или «торопецкий каблучок».

Кики, сделанные мастерицами, обычно занимали много времени. Они были куплены мужьями в качестве подарка для своих жен, и хранились с особой заботой в каждом доме. Мягкая часть кики была сшита так, чтобы точно подходить к голове ее владелицы, а на верхней части крепился жесткий каркас различных форм и размеров. Все это было покрыто плотной тканью, которая сшивалась сзади. На передней части кики были украшены сложным кружевом, узорным галуном, перламутровыми пластинками из ракушек, цветными стеклянными бусинами. Если в украшении использовалась вышивка, то чаще всего это были растительные орнаменты или стилизованные изображения птиц.

Каждая кика украшалась жемчужной бахромой или сеткой из жемчуга – «поднизьем» или «очельем». Русские крестьянки и купчихи любили жемчуг, что было отмечено многими иностранными путешественниками. Это было связано с доступностью «бурмицких зерен» (речного жемчуга). Жемчуг был доступен не только богатым слоям, но и умелым девушкам из простонародья. Кика носилась не только на свадьбу, но и на другие большие праздники (Пасху, Рождество), поэтому в ее украшениях использовались детали, скрывающие признаки старения на лице женщины. Жемчужное очелье, спускавшееся до бровей на лоб, и «ряски» или «рясны» – привески по бокам в виде бахромы или виноградных гроздьев из перламутровых бусин, успешно отвлекали взгляд от морщин и старения. Головные уборы для девушек и женщин были не только функциональными, но и соответствовали климатическим условиям. Главное, они хранили память о тех, кто их носил. [1]

Кокошник путь от Руси до современности

В X в. исследователи нашли первое упоминание о кокошнике, который был похож на описанный головной убор. Считается, что кокошник появился на Руси из Византии, где венцы были популярны среди высшего класса незамужних девушек [2, 3]. Причинами такого заимствования стали установленные связи и торговые отношения с Византией. Издавна кокошник имел разнообразные виды, отличающиеся формой, размером и украшениями. Это разнообразие связано с местоположением губерний, где применяли кокошники [4]. Суть в том, что в создании структуры играла важную роль прическа, и именно метод укладки волос: в косы или две косы, вокруг головы, на висках, на затылке и т. д. [5]. Суммируя информацию, можно выделить четыре основных типа кокошников, которые отличаются своей конструкцией:

1. Кокошник с изображением однорога (Рисунок 1) – это традиционный головной убор с символичным названием. Он имеет три различные формы: мягкий с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с острыми или скругленными концами, опущенными к плечам; конусообразный кокошник с удлиненной передней частью; шапочка с высоким очельем и плоским округлым верхом [6]. В костюмах центральной части России часто используются цветные камни в металлической оправе, вышивка золотыми нитями, бисером и жемчугом в качестве украшений. Такие головные уборы можно встретить в национальных костюмах Нижегородской, Костромской, Ярославской, Московской, Владимирской, Вологодской, Казанской, Вятской и Пермской губерний, на прилегающих к ним территориях.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/124/66124130_Kokoshnik_Pskovskogo_uezda.gif

Рисунок 1. Однорогий кокошник Псковского уезда с шишками

2. Такой тип кокошника был популярен в северо-западных губерниях Европейской России (Тверская, Олонецкая, Новгородская). Он представлял собой цилиндрическую шапку с плоским дном и жемчужной или бисерной сеткой на лбу. На задней части головы был платок, а на ушах – небольшие лопасти для закрытия (Рисунок 2). Также этот тип кокошника встречался в Тамбовской, Воронежской, Курской и Орловской губерниях, но без лопастей и понизи.

https://sun9-78.userapi.com/impf/c837736/v837736746/541c9/YsKCeqtKKQA.jpg?size=464x600&quality=96&sign=51bf93ad38c08898d470594e17f57c08&c_uniq_tag=SVSbzEQmo2FxHUekG-06oqKN_XROaBHYapQZq-S4oaw&type=album

Рисунок 2. Кокошник в виде цилиндрической шапки.

Тверская губерния, XVIII – нач. XIX вв.

3. Кокошник с двумя гребнями (Рисунок 3), которые расположены параллельно друг другу в направлении от одного уха до другого. Задний гребень всегда прямой, а передний имеет округлую форму. Этот тип кокошника встречается только в южных губерниях, в основном в Курской, Харьковской и Трубчевском уезде Орловской губернии, и называется «шелмок».

https://sun9-25.userapi.com/impf/c841321/v841321664/13660/cFriJtvVXL4.jpg?size=287x310&quality=96&sign=4499f80830b4c5ecedaa389de0d049e0&c_uniq_tag=O_ybYtbuz8jb7bpAP6Doi_oeG1Vi6cxsoscPaL7Yie8&type=album

Рисунок 3. Кокошник с двумя гребнями. Курская губерния

4. Этот вид отличается тем, что гребень расположен вдоль головы, а не поперек, и направлен от лба к затылку (Рисунок 4) [7]. Он считается наиболее необычным, встречается у крестьян из Дмитровского уезда Московской губернии.

page5image49498560

Рисунок 4. Кокошник Дмитровского уезда Московской губернии, 1850 г.

В течение истории интерес к кокошникам менялся волнообразно. После того, как император Петр I запретил старый костюм, кокошник, как и весь костюм в целом, стал запрещенным в высшем обществе. Его носили только крестьяне, купцы и мещане. Возрождение интереса к этому головному убору произошло только во времена правления Екатерины II, которая ввела так называемое «русское платье» для придворных, выделяя себя из-под влияния Елизаветы Петровны. Екатерина II также проявляла интерес к национальным традициям в своем собственном образе (Рисунок 5) [8].

page5image49503968

Рисунок 5. Виргилиус Эриксен (1769-1772). Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 19 веке, после победы над Наполеоном и на фоне патриотических настроений в обществе, тенденции развития кокошника в искусстве продолжились. Этот головной убор стал все чаще появляться на портретах, особенно на портретах царской семьи, и был важным элементом для Николая I в подчеркивании национальных традиций. Благодаря этому, кокошник оставался популярным среди русских женщин на протяжении долгого времени. В 1903 г., в честь 290-летия дома Романовых, кокошник получил свой последний триумф на костюмированном балу в Зимнем дворце [9].

В начале 20 века интерес к кокошникам угас, и они стали только частью исторического наследия нашей страны. Чтобы обсуждать возможность возвращения национальных традиций через интеграцию кокошников в повседневную жизнь, необходимо понять современные тенденции в женской моде и ее стилистические особенности.

Для создания полного представления о предмете исследования был проведен опрос среди 70 девочек нашей школы, включая преподавателей и мам учениц в возрасте от 16 до 50 лет, в рамках которого задавались следующие вопросы:

1. Знаете ли вы о символическом значении кокошника в России для статуса женщины?

2. Имеет ли для вас значение первоначальное значение атрибута одежды?

3. Считаете ли вы возможным введение кокошника в гардероб современной женщины с учетом тенденций современной моды?

4. Какой стиль одежды вы предпочитаете?

После того, как были обработаны ответы и проанализированы, были получены следующие статистические данные. Большинство опрошенных (89%) не знают о символическом значении кокошника в качестве атрибута замужней женщины. Столько же (98%) участниц опроса не придают значения первоначальному смыслу элементов одежды. Все опрошенные согласились с тем, что исследуемый головной убор может быть интегрирован в современный гардероб. Большинство опрошенных предпочитает носить одежду в классическом стиле (75%).

Обсуждение результатов исследования было направлено на выяснение возможности включения кокошников в современный образ женщины. Для этого был выбран широкий диапазон возрастов участниц опроса, чтобы получить полное представление о том, как женщины относятся к этому головному убору.

Исходя из этого, можно сделать вывод о возможности включения кокошников в повседневный гардероб современной женщины, при условии соблюдения особенностей стиля. Для этого необходимо уменьшить количество украшений и размер головного убора, а также использовать подходящие материалы: бархат, фетр, экозамшу, экокожу, атлас, шерсть, легкий металл и переработанные полимерные материалы. Декором могут служить сменные вставные металлические элементы (например, кольца, шипы), жемчуг, бисер, камни, пайетки, роспись.

Заключение

В ходе исследования был проведен опрос среди 70 девочек и женщин, по результатам которого мы сделали несколько интересных выводов.

Во-первых, несмотря на долгую историю кокошника как части русского национального костюма, многие не знают, что он изначально использовался для обозначения замужних женщин. Этот факт оказался неизвестным для большинства людей, что может свидетельствовать о постепенном исчезновении кокошника из повседневной жизни.

Во-вторых, большинство не придает особого значения этой символике и не видят смысла в его использовании для обозначения социального статуса женщины. Роль кокошника в костюме женщин со временем стала неясной и потеряла свою значимость.

Однако, несмотря на это, все участники опроса высказали свою поддержку включению кокошника в современные образы в качестве головного убора. При этом они отметили важность учета стилистических особенностей кокошника, таких как простые формы, минималистичный декор и сдержанная цветовая гамма. Также было отмечено, что использование новых материалов может придать кокошнику современный вид и сделать его более практичным для повседневной носки.

История кокошника свидетельствует о том, что он то исчезал, то снова появлялся в модных образах. Некоторое время он считался устаревшим элементом, который можно было использовать только в сценических костюмах в стиле старины. Однако при правильном дизайнерском подходе, учитывающем современные реалии и русские народные традиции, возможно восстановление кокошника в женском гардеробе. Это может стать не только модным трендом, но и способом сохранения и продолжения национальной культуры и традиций.