Великая Отечественная война – война СССР против фашистской Германии. Советский Союз всеми силами пытался избежать её, но стал жертвой неспровоцированной агрессии. В этой борьбе, на фронте и в тылу, решались вопросы жизни и смерти не отдельных людей, а народа и государства. Победа далась слишком большой ценой – унесено миллионы жизней.
Тема проектно-исследовательской работы актуальна, так как в настоящее время возникла острая необходимость сохранения памяти о подвигах тех, кто ценой своей жизни отстаивал нашу Родину. Во многих семьях есть свой герой-участник Великой Отечественной войны, и мы должны передавать из поколения в поколение ту информацию, которую знаем и помним о них.
Научная новизна исследования состоит в том, что после проведённой работы создано книжное издание о моей прабабушке, как о Герое Советского Союза.
Целью данной проектно-исследовательской работы является изучение боевого пути прабабушки, Героя Советского Союза Федутенко Надежды Никифоровны.
Исходя из цели, нами были определены следующие задачи:
1) узнать, что такое Великая Отечественная война, применив метод поиска информации;
2) рассмотреть понятие «Герой Советского Союза», применив метод поиска информации;
3) узнать, какой боевой путь прошла прабабушка до того, как стала Героем Советского Союза, применив метод поиска информации;
4) узнать у моей бабушки военные и послевоенные истории из жизни прабабушки, применив метод интервьюирования;
5) провести классный час и поделиться историей прабабушки с одноклассниками;
6) выяснить, знают ли дети о Великой Отечественной войне, есть ли в их семьях герои-участники Великой Отечественной войны, применив метод анкетирования во 2 «Г» и 3 «Д» классах;
7) создать книгу о моей прабабушке, в которой будет кратко изложена её история.
Объект исследования – Великая Отечественная война.
Предмет исследования – моя прабабушка, участник Великой Отечественной войны, герой Советского Союза Федутенко Надежда Никифоровна.
Теоретическая значимость проектно-исследовательской работы – изучение и систематизирование литературы по теме работы и материалов из семейного архива.
Практическая значимость проектно-исследовательской работы – ознакомление учеников с историей Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза Федутенко Надежды Никифоровны. Использование данного материала на уроках окружающего мира и классного часа.
Базой исследования является семейный архив с данными о моей прабабушке, а также учащиеся школы №7.
Моя прабабушка родилась в селе Ракитное Белгородской области 30 сентября 1915 года. Окончила она только 7 классов средней школы. Затем она отучилась в школе фабрично-заводского ученичества. Как только ей исполнилось 18 лет, она поступила в Тамбовское училище пилотов Гражданского Воздушного Флота.
В июне 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны, прабабушка была призвана в Красную Армию. Сначала она летала пилотом на самолете типа Р-5 в составе Гражданского Воздушного Флота и выполняла ответственные задания по доставке боеприпасов, снаряжения, продовольствия и медикаментов войскам, которые находились в окружении и в глубоком тылу противника. Также, она вывозила из окружения тяжелораненых и доставляла разведывательные данные о противнике для командования наземных войск [1].
Несмотря на всю помощь, которую оказывала прабабушка, она всё время просила командование, чтобы её отправили во фронтовую авиацию. И, в 1942 году, когда она окончила курсы лётной подготовки, её назначили командиром эскадрильи в 125 Гвардейский бомбардировочный авиационный полк, один из трех женских полков, который был сформирован Героем Советского Союза Мариной Михайловной Расковой. Моя прабабушка научилась управлять боевым самолётом Пе-2 и легко смогла командовать своим полком. Вместе они участвовали в обороне города Сталинград, в боях на Северном Кавказе и Западном Фронте. А в 1943 году её эскадрилья принимала участие в освобождении Белоруссии и Советской Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков [2].
За все свои героические подвиги моя прабабушка была награждена орденами и медалями, и ей было присвоено почётное звание «Герой Советского Союза».
Конечно, её полёты проходили нелегко: она получала ранения, даже могла погибнуть, когда её самолёт пытались сбить немецкие войска, но случались с ней и интересные, весёлые истории. Обо всём этом я поговорил со своей бабушкой, которая рассказала мне много военных и послевоенных событий о прабабушке.
Полученной информацией мы поделились со 2 «Г» классом на классном часу. Затем было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 2 «Г» (29 опрошенных) и 3 «Д» (26 опрошенных) классов, с целью выяснения, что дети знают о Великой Отечественной войне, и есть ли в их семьях герои-участники Великой Отечественной войны. Анкета состояла из пяти вопросов с вариантами ответов.
Как показал опрос, о том, что была Великая Отечественная война во 2 «Г» классе знают 24 ученика (83%), и не знают 5 учеников (17%). В 3 «Д» классе почти все ученики знают об этом: 25 учеников (96%). Не знает только 1 ученик (4%).
На второй вопрос, о том, когда началась Великая Отечественная война, во 2 «Г» классе большинство учеников ответили верно – в 1941 году (16 человек – 55%), 10 человек (35%) не знают этого, а 3 человека (10%) ответили неверно, указав, что война началась в 1945 году. В 3 «Д» классе правильный ответ дали 24 ученика (92%), и лишь 2 ученика (8%) ответили ошибочно.
В третьем вопросе нужно было ответить, когда закончилась Великая Отечественная война. 10 учеников (35%) 2 «Г» класса ответили верно – в 1945 году. К сожалению, 12 учеников (41%) не знают, в каком году закончилась война, а 7 учащихся (24%) ответили, что Великая Отечественная война закончилась в 1943 году. В 3 «Д» классе верно ответили 23 ученика (88%), 1 ученик (4%) ответил, что Великая Отечественная война закончилась в 1943 году, а 2 ученика (8%) не знают, в каком году это произошло.
В четвёртом вопросе анкеты нас интересовало, есть ли в семьях опрашиваемых учеников участники Великой Отечественной войны. Как выяснилось, во 2 «Г» классе у 18 учащихся (62%) таковые имеются, у 10 учащихся (35%) – отсутствуют, а 1 ученик (3%) не знает об этом. В 3 «Д» классе у 12 ребят (46%) нет в семьях участников войны, у 8 учеников (31%) – есть, а 6 человек (23%) – не знают, есть ли таковые.
Последний вопрос заключался в следующем: знают ли опрашиваемые историю своих родных, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Как показали ответы, во 2 «Г» классе только 8 человек (28%) знают историю своих родных, а 21 ученик (72%) – не знают. В 3 «Д» классе знают и не знают историю своих родных-участников Великой Отечественной войны 7 человек (27%) и 19 человек (73%) соответственно.
Опрос показал, что не все учащиеся знают о Великой Отечественной войне, когда она началась и закончилась. У некоторых ребят в семьях имеются герои-участники Великой Отечественной войны, но не все знают их историю.
В ходе написания проектно-исследовательской работы, полученные мной сведения о прабабушке, мы решили поместить в книгу.
В неё вошли краткая биография Надежды Никифоровны, фотографии юного возраста и во время войны, образцы полученных прабабушкой медалей и наградные материалы за боевые подвиги.
Ещё в книге имеются данные о том, как увековечено имя Федутенко Надежды Никифоровны в родном посёлке и данные о её захоронении.
Таким образом, созданная книга поможет сохранить историю моей прабабушки, и имя участницы Великой Отечественной войны, лётчицы, командира эскадрильи, Героя Советского Союза Федутенко Надежды Никифоровны будет жить вечно.