Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Rasskazova D.P. 1
1

Читая произведение Ольги Надточий, можно предположить, что это философское стихотворение, соединяющее в себе темы единения человека с природой и творчеством и затрагивающее вопрос о роли и месте человека в мире и в собственной жизни. Композиционно и тематически его можно разделить на три части.

Первая часть – природа – первозданная, самостоятельная и чистая, как душа лирической героини. Именно поэтому она может наблюдать созидательную сторону мира. Героиня, как познающий, наивный ребёнок, восхищается тем, что происходит вокруг: как небо «сочиняет птиц», как эти птицы «полётом рисуют стих». Эпитеты «чёрные, безумные, вечные» позволяют раскрыть многозначность первых строк. С одной стороны, небо сочиняет «чёрных» птиц – то есть самых обычных, как вороны. С другой стороны, «безумные» птицы, созданные небом, - это люди-творцы, созданные Богом. С третьей стороны, «вечные птицы» - это слова и стихи, которые рождаются в душе, в самой природе и не пропадают, находя воплощение в будущем. Первые две строфы, описывающие природу, - это наблюдение за, казалось бы, очевидными процессами жизни: то, как птицы летают или «листья срываются» для лирической героини – процесс созидания «стихов», «мемуаров» и «историй». Повседневность, постоянность этих процессов помогает выразить синтаксический параллелизм: предложения построены без инверсии, завершаются пояснением в виде обособленного оборота, сравнения или однородных членов.

Вторая часть – сопряжение природы и творчества. Героиня распределяет подходящие каждому виды созидания: «Летопись – это для гор-старух», - точно так же основываясь на простых ассоциациях, как и в первой части стихотворения. Здесь меняется синтаксис: предложения становятся неполными, почти нераспространёнными, что даёт ощущение утверждения, факта. Необычный стихотворный размер – дактиль с намеренными пропусками в конце строк – помогает в этом и не даёт читателю усомниться в достоверности высказываний. Неожиданно в конце третьей строфы появляется «я», которое «притаилось», стало «взглядом и слухом». С одной стороны, речь идёт о наблюдении за природой, но с другой – позиция этого самого «я», как олицетворение авторского мнения, отсылает нас к А. Блоку, который был наблюдающим и слушающим поэтом. Также обращение в «слух» и созидание природы схоже со стихотворением А. Ахматовой «Творчество», в котором лирическая героиня, услышав «один, всё победивший звук» с лёгкостью стала творить, строчки сами стали «ложиться в белоснежную тетрадь». Так и в стихотворении Надточий: лирическая героиня «собирает» всё, что увидела и услышала, в одну «стаю». Это стало третьей частью стихотворения, которая полностью посвящена творчеству. Героиня и автор, который «собирает» и является наблюдателем, «взахлёб» читающим этом мир. В объединении этих частей рисуется путь человека-творца от наблюдения и восхищения к созиданию через понимание устройства этого мира.

Три эти состояния подкрепляются различными средствами выразительности. Звукопись, изменяющая звучание стиха на протяжении всего текста, в первой части передаёт восторг и живость при помощи аллитерации (рычащие и громкие) и ассонанса (открытые гласные), вот второй – при помощи аллитерации (сонорные и мягкие), в третьей – отсутствия звукописи. При помощи соединения звукописи, лексических средств выразительности и используемого размера создаётся чёткая картина окружающего мира. Например, «Длинным письмом протянулся луч». Лексика, используемая в пятой строфе, подтверждает мысль о том, что лирическая героиня, как автор, берёт «дар» у природы: «взахлёб – река», «вольный стих – сочиняет птиц», «пишется мир – сочиняет, рисует, пишет». Метафора «капля всеобщей воли» возвращает читателя к вопросу о месте человека в мире и отсылает ко сну Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и мир», в котором он увидел мир как водяной шар. Тот же вопрос раскрывается «распределением» ролей лирической героини. Рифма подчёркивает темп стихотворения: чередование мужской (языка – река) и женской (вечных – речью) сохраняет плавность повествования, несмотря на обрывистость некоторых предложений.

Можно предположить, что все описания природы – аллегория, раскрывающаяся в последней строфе.

Анализ формы и содержания лирического произведения позволил выявить основные мысли, разбросанные по всему тексту. Первая мысль: искусство первобытно, хаотично, оно повсюду и постоянно, не нуждается в словесной записи: «рисуют стих/ Пренебрегая речью». Первая мысль тянет за собой вторую: человек – часть природы, а потому писатель или любой творец – наблюдатель искусства, который интерпретирует, облачает его в слова. Третья мысль: у каждого своя роль в этом мире, своя задача; как «река пишет историю», а «листья срываются, как мемуары», так и каждый творец увидит и запишет, увековечит что-то своё.

В целом, стихотворение Ольги Надточий «Небо легко сочиняет мысль» позволяет прийти к осознанию, что, только сохраняя чистоту и невинность души, человек может увидеть всё то прекрасное, что есть в нашем мире, и обрести своё место в жизни.