Введение
Одной из главных проблем, связанных с египетскими казнями в Ветхом Завете, является ограниченность исторических и археологических свидетельств, которые могут помочь нам изучить десять казней египетских как реальное историческое событие. Некоторые исследователи относят Библейские сюжеты исключительно к мифической литературе, которая была создана для нравственного и религиозного наставления народа. Эта точка зрения подрывает идею о прямом свидетельстве реальных событий, описанных в Библии. Тем не менее, есть также и те, кто утверждают, что египетские казни, как и все события, описываемые в Священном Писании, имеют историческое основание и отражают действительность времени, в котором были написаны каждые из фрагментов Библии.
Эта дискуссия вызывает необходимость детального изучения материалов исторических источников и оставляет вопрос актуальным до сих пор. Изучение темы может быть полезно для школьников и других интересующихся лиц как для самообразования, так и академической необходимости. Более того, мое исследование может пролить свет на взаимоотношения между египетскими и иудейскими народами в ту эпоху.
Целью моей работы является определить степень достоверности информации о существовании 10-ти казней египетских как исторических событий.
В мои задачи входит:
1) Изучить текст «10-ти казней египетских» как текст исторического источника;
2) Проанализировать сюжет текста исторического источника как литературного произведения;
3) Проанализировать существующие исторические теории по десяти египетским казням;
4) Проверить существующую доказательную базу 10-ти казней египетских;
Предмет исследования - исторический контекст сюжета «10-ти казней египетских».
Гипотеза - 10 казней египетских историчны.
Обзор литературы
Вопрос об историчности Библейских событий волнует ученых с незапамятных времен, и за все время развития истории и библейской критики появилось множество теорий и именитых исследователей: Николай Сербский, Иммануил Великовский, Александр Мень, Ростислав Снигирев, чьи труды высоко ценятся среди историков. Все работы, как трактующие Библию, так и предлагающие новые теории, важны для современной науки. В моей работе будут объединены исследования прошлого и выявлены хронологические закономерности исторических источников, содержащих информацию по теме статьи.
Методы исследования
Общенаучные методы – индукция, синтез.
Специально-исторические методы – историографический анализ, индукция, ретроспективный метод, историко-генетический метод.
Основная часть
Ветхий завет - самая древняя часть христианской библии, состоящая из 39 книг. Он включает книги Танаха, еврейских священных текстов, а также неканонические книги в православии и католицизме [3]. Книги Танаха были созданы между XIII и II веками до нашей эры и были написаны на иврите. Ветхий завет состоит из трех частей: Пятикнижие, Пророки и Писания. В древности считалось, что Пятикнижие было написано Моисеем, Псалтирь – Давидом, а писания Пророков принадлежали самим пророкам.
Касаемо историчности Библии и ее сюжетов, известно следующее - согласно исследованию библейской критики, патриархи переехали в Палестину из Месопотамии и первые истории о сотворении мира и патриархах были переданы из уст в уста, а затем записаны израильскими книжниками. В XVII веке до н.э. евреи переселились в Египет, откуда вышли под предводительством Моисея в XV в. В X веке до н.э. появляется Израильское царство Давида [2]. После Давида государство унаследовал его сын, Соломон, а после го смерти царство распалось на две части - Северное царство (Израильское) и Южное царство (Иудейское). В 722 году до н.э. Северное царство пало, а в 622 году до н.э. был обнародован текст Моисеева закона в Иерусалиме. После гибели Иерусалима в 587 году до н.э. изгнанные иудеи сохранили свою веру и национальное самосознание [1].
Первые 43 листа с фрагментами текста Ветхого завета были обнаружены на Синайском полуострове в 1844 году [1]. Самым древним текстом считаются два серебряных листа, найденные в гробнице времен первого храма в долине Гейхенном. Большинство книг Танаха были написаны на иврите, который не содержал гласных букв, кроме "а", что значительно усложняло перевод. Впервые гласные были добавлены в II веке до нашей эры. Это затрагивало не только иврит, но и другие западносемитские языки. Поэтому первый греческий перевод Ветхого Завета - Септуагинта - получил большое значение для исследований, так как был сделан на время, когда древнееврейский еще существовал.
Теорий, пытающихся объяснить различные сюжеты Ветхого Завета, включая 10 казней, множество, но тех, на которые стоит обратить внимание, единицы. Согласно исследованиям исторических источников, все научные концепции, связанные с историческим существованием 10-ти казней египетских, так или иначе сводятся к речению Ипувера и к камню Эль-Ариш, которые, по сути, как доказательства представляют собой одно и то же. Судя по всему, для историков и археологов, изучающих вопрос, этот документ и камень невероятно ценный материал для исследований, ибо других в достаточной мере сохранившихся свидетельств нет. Так или иначе, для начала следует разобраться, что из себя представляют эти исторические источники.
Речение Ипувера – древнеегипетское литературное произведение в жанре плача. Папирус с «Речением Ипувера» был обнаружен в некрополе Саккара, около Мемфиса. С 1828 года хранится в Лейденском музее. Папирус размером 378 х 18 см содержит 17 листов по 14 строк (на 10 и 11 листах — 13 строк). На одной стороне записаны «речения», на другой — гимны. Начало и конец текста утеряны, в середине также имеются повреждения. Из-за плохой сохранности папируса и ошибок переписчика текст сложен для перевода и интерпретации, но тем не менее его часто связывают с исходом евреев из Египта, основываясь на схожести используемого языка.
Главный сторонник этой теории – Иммануил Великовский, профессор и исследователь – считает, что содержание Торы об исходе израильтян из Египта может быть подкреплено данными из египетских исторических источников, если пересмотреть устоявшуюся хронологию и по его мнению, поразительное сходство 10 казней египетских с бедствиями, описанными в речении Ипувера не может быть совпадением и является доказательством исторического основания казней. Рассказывает речение о мудреце Ипувере, явившимся в Египет, чтобы сообщить о надвигающихся бедах [2].
О датировке речения Ипувера мало что можно сказать достоверно, однако по палеографическим признакам относится ко времени Среднего царства. Письмо и орфография относятся к середине Нового Царства, то есть около 1300 г. до н.э., однако язык текста указывает на период с 2000 по 1700 гг. до н.э. Можно сказать, что это обусловлено тем, что писец жил около 1300 г. до н.э. и скопировал текст, относящийся к указанному выше периоду. С точностью можно сказать, что текст был написан где-то между XVIII и XIII веками до н.э. [2].
Так как временем написания книги Исход принято считать XIII век до н.э., можно заметить хронологическую взаимосвязь между этими двумя документами. Но, стоит заметить, что теория Великовского имеет место быть только в случае, если речение Ипувера было написано не раньше XIII века до н.э., иначе это будет лишним опровержением моей гипотезы, так как будет означать, что книга Исход, как и вся Библия, является сборником мифов и легенд еврейского народа.
О камне Эль–Ариш известно намного меньше. Этот исторический источник представляет собой фрагмент гранитной породы весом в две тонны, который в древние времена использовался в качестве поилки для скота. Найден он был в 1887 году на ферме недалеко от города Эль-Ариш, отсюда и получив свое название. От обычного минерала его отличает то, что он покрыт древним текстом, якобы рассказывающем о исходе евреев с египетской точки зрения.
Археолог Фрэнсис Ллевеллин Гриффит обнаружил гранитную плиту, на которой важными ключами к ее значению были иероглифы. В своем письме он отнес этот объект к периоду правления Птолемеев, в частности 30-й династии (380-360 гг. до н.э.), предположительно использовавшейся в качестве святыни. Надписи, видимо, относятся к событиям, произошедшим примерно в 1500 г. до н.э. и, возможно, рассказывают историю Исхода.
Текст, отнесенный к периоду Птолемеев, является своего рода пересказом темного периода в истории Египта, который очень похож на описанные в Писании эпидемии в сочетании с климатическим событием утопления фараона и его армии в «месте водоворота», то есть на пересечении Красного моря. На плите изображен уникальный иероглиф: три волны и два ножа, что намекает на историю гибели у моря, описанную в Исходе.
Позже, когда израильтяне уходят из Египта, они берут с собой кости Иосифа в Землю Обетованную (Исх. 13:19), а камень Эль-Ариш говорит, что, когда иудеи покинули Египет, они взяли с собой «Dagai», что является одним из имен, которое в Египте дали Иосифу [4], что может являться доказательством историчности исхода евреев из Египта.
Результаты и обсуждение
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что все сюжеты исторических источников описывают одни и те же явления, но повествование выдержано в разных стилях и с разных точек зрения. Наиболее вероятно, что исход евреев из Египта действительно был, еврейский народ проживал в Египте с XVII по XV вв до н.э., но в исходе не было ничего божественного или сверхъестественного, а 10 казней египетских это лишь стократно приукрашенные сказания и легенды, придуманные уже после исхода евреев и основанные на природных катаклизмах, так удачно обрушившихся на Египет как раз в период переселения евреев.
Вывод
Изучив предполагаемые датировки написания книги Исход, речения Ипувера и исхода евреев из Египта по данным ученых и историков, а после сопоставив их, можно сделать вывод, что все это происходило примерно в одно и то же время, а книга Исход появилась в том виде, в котором мы ее знаем много позже, и в эти смутные времена порабощений, войн и вечных скитаний Израильского народа появилась легенда о якобы Божественном вмешательстве Бога в судьбу евреев. Исход евреев, если и был, скорее всего сопровождался природными катаклизмами, такими как извержение вулкана и изменение климата, понесшее за собой все то, что впоследствии назвали десятью казнями египетскими, но никак не сверхъестественными наказаниями египтян за непослушание Господу.
Вывод, основанный на проведенном исследовании, указывает на то, что историчность 10 казней, описанных во Второзаконии Ветхого Завета, нельзя подтвердить однозначно. Несмотря на их большое значение в библейских текстах, исследователи сталкиваются с отсутствием археологических и исторических доказательств, которые бы подтверждали эти события. Отсутствие упоминания о 10 казнях в исторических свидетельствах и мемориальных надписях Древнего Египта, а также отсутствие археологических свидетельств о массовых погребениях первородных в Египте, указывает на то, что эти события, скорее всего, не имеют исторической основы.
Важно отметить, что этот вывод не означает полное отрицание всех библейских событий. Большинство историков и археологов признают, что Ветхий Завет содержит исторические элементы, но в случае 10 казней они сталкиваются с отсутствием доказательств. Однако статья также подчеркивает, что важность и значение этих событий не сводится только к их исторической достоверности. Верующие люди продолжают придавать этим событиям религиозное и символическое значение, и они остаются важными для их духовной веры и понимания библейской традиции.