Цели урока:
Образовательные:
- совершенствование навыков анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- формирование читательской культуры и навыков осознанного чтения художественного произведения.
Развивающая:
- совершенствование навыков устной и творческой деятельности.
Воспитательная:
- формирование нравственных качеств личности учащихся, умения оценивать поступки людей с нравственных позиций.
Задачи урока:
- развить умения и навыки анализа прозаического произведения;
- определение темы и идеи, особенностей изображения героев, изобразительно-выразительных средств языка произведения, сюжетно-композиционных особенностей текста;
- определение авторского отношения к изображаемому.
Предварительная подготовка:
- учащиеся читают рассказ Т. Толстой «Соня»;
- выполняют исследовательские задания по тексту (выделяют ключевые слова, художественные средства изобразительности, помогающие дать точную характеристику героям): 1 вариант - образ Сони, 2 вариант - образ Ады.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Классическая литература – это произведения, которые считаются образцовыми для той или иной эпохи, но самое главное, они несут в себе «вечные ценности», что-то актуальное для всех времён, они призывают читателя задуматься над какими-либо общечеловеческими проблемами. Классика остаётся в истории и со временем не придаётся забвению.
- Какие произведения классической литературы вы можете назвать?
( ответы учащихся)
- Вы называете классиков 19 века, и вы правы, потому что литературу этого века называют …. (золотой).
А сегодня я хотела бы пройти через мост времени к литературе конца 20 века, вобравшего в себя художественное озарение Серебряного века, эксперименты модернизма начала века, апофеоз соцреализма ( о нём мы будем говорить на уроках), который открывал выход из затяжного духовного кризиса, переживаемого Россией в течение всего столетия.
Татьяна Толстая – яркий представитель современной женской литературы. Она внучка Алексея Николаевича Толстого и поэтессы Н. Крандиевской, а по материнской линии – внучка поэта-переводчика Михаила Лозинского.
Её дебют - рассказ «На золотом крыльце сидели». Он сделал её известной.
Т. Толстая прочно и «уверенно» занимает своё место на российском литературном Олимпе. Её называют «классиком современности», потому что она пишет о «вечных ценностях», актуальных для всех времён.
3. Итак, обратимся к рассказу «Соня». Почему он называется именно так, нам и предстоит сегодня узнать.
- Когда вы произносите имя Соня, какие образы встают перед вами?
(Конечно же, Сонечка Мармеладова, персонаж, известный даже тем, кто не читал роман Достоевского.)
«…вечная Сонечка, пока мир стоит…»
- Как вы понимаете эти слова? В чём героиня видела смысл жизни?
(Смысл жизни она видела в любви и помощи ближним. Она - символ самопожертвования.)
- А что же нужно, чтобы остаться во времени и пространстве навечно? Именно этот проблемный вопрос я хотела бы поставить перед вами.
4. Комплексный анализ рассказа.
В первую очередь нужно обратить внимание на композицию. Она начинается с рассуждением автора о времени. Что остается после человека? Для чего он живёт?
- Когда происходит действие рассказа? (До войны и после)
Временное пространство организованно так точно и плотно, что на 4 страницах Татьяна Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин.( жизнь до войны противопоставляется жизни военной)
-От чьего лица написан рассказ?
(Рассказ написан от третьего лица, человека, совершенно постороннего, наблюдателя, который смотрит со стороны на все происходящее, без оценивания, просто передает то, что услышал).
С самых первых строк рассказа мы понимаем, что рассказ печален, серьезен и даже грустен: «Жил человек – и нет его. Только имя осталось - Соня.
-Что мы узнаем о Соне в начале рассказа?
1) Анализ образа Сони:
Она, как и положено появляться романтическому герою, появляется ниоткуда:
«…неизвестно, кто были ее родители, какой она была в детстве, где жила и что делала до того дня, когда вышла на свет из неопределенности и села дожидаться перцу в солнечной, нарядной столовой».
Возраст: ровесница века («в 41году ей должно было исполниться 40»)
Портрет (нелепая внешность, нелепая одежда)
(Внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные»).
Работала хранительницей в музее. Была одинока.
Внутренний облик:
Соня в переводе с греческого «премудрая». Но почему-то 4 раза повторяется слова, что Соня – «дура».
- Почему автор соединяет 2 несовместимых понятия? Как называется это художественно-изобразительное средство? (оксюморон).
(Может, этот оксюморон должен помочь нам в художественном осмыслении вопросов жизни и смерти.) Продолжим разговор о Соне. (Наивная, непосредственная, бескорыстная, честная «романтическое существо», превосходно шила, прекрасно готовила).
-Как автор показывает своё отношение к героине? (своё отношение автор показывает через отношение к ней детей: дети, как известно, очень тонко чувствуют человека, не умеют лгать. Они любят Соню, ведь она близка к ним своей непосредственностью и наивностью и искренне огорчаются, когда её «перебрасывают в другую семью».
-А что вы можете сказать о её брошке? (брошка в виде голубка очень символична, голубиная душа – невинность, наивность.)
Библейское значение – голубок с оливковой ветвью – весть об окончании всемирного потопа. Брошка для Сони – это часть души, самым важным предметом в её жизни. И позже именно её она дарит мнимому Николаю.
- Проанализировав образ Сони, какой мы можем сделать вывод? (за нелепой внешностью таится чистая, возвышенная душа. )
- Как окружающие относятся к Соне? Кто эти люди, которые ее окружают? Как характеризует их автор? (Автор знакомит нас с компанией людей, в целом считающихся приятными, образованными, интеллигентными. Сами себя эти люди считают интеллектуалами, здесь есть и писатели, и авторы научных монографий: «И сколько было действительно интересных, по-настоящему содержательных людей, оставивших концертные записки, книги, монографии по искусству». («Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца»).
Неизвестно, каким образом Соня попала в эту компанию, но она стала объектом насмешек «милейших» людей.
-Почему? (её некрасивость, её одежда, манера поведения, её «идиотизм»)
Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Ничего не изменилось со времен Ф.М. Достоевского. Искренность, доброту, наивность, бескорыстие принимают за «идиотизм», а человека, обладающего такими качествами, называют «идиотом».
С помощью иронии автор помогает понять фальшивое прожигание жизни всего элитного общества их внутреннюю пустоту, противопоставленную крайне редкому в этом обществе качеству Сони – бескорыстному служению людям. Её «используют» в своих целях как нужную вещь, но при этом подсмеиваются над ней.
- Прочитайте эпизод о разработке «адского планчика». Как вы относитесь к подобным шуткам?
(Унижая человека, люди, в первую очередь, унижают себя, потому что демонстрируют низкие стороны своей души. Достойное поведение Сони, напротив, вызывает уважение и жалость читателя к человеку, не приспособленному к жизни в мире обмана и нечистоплотности.)
- Самое главное, что этот «адский планчик» изменил её жизнь. А была ли она счастлива? (была счастлива от эпистолярного романа с Николаем)
У Сони появляется выдуманный Адой Адольфовной влюбленный по имени Николай, «обремененный семьей и тремя детьми и страстно влюбленный в Соню». «Переписка была бурной с обеих сторон. Соня, дура, клюнула сразу. Влюбилась так, что только оттаскивай. Пришлось слегка сдержать ее пыл: Николай писал примерно одно письмо в месяц, притормаживая Соню».
Как раскрывается Соня в письмах? (Горела неугасимым пламенем высокого чувства; обещала вечную верность; Сообщала о себе все - про все; готова отдать за Николая жизнь; подарила ему белого эмалевого голубка; благословила свою счастливую судьбу.) Я думаю, что дело не в том, был ли реален человек, которого она любила, или нет, дело в том, что она могла любить – это и есть настоящее счастье! И жаль, что не было в жизни человека, оценившего её по достоинству.
- Кому обязана своим счастьем Соня? (Аде)
-А вот о человеке, который подарил Соне счастье, мы сейчас и поговорим…
2) Анализ образа Ады
- В рассказе Ада - антипод Сони. В чем их противоположность?
Ада- (с древнеевр.) - нарядная, украшенная. Первое, что поддерживает имя, это красота.
Ада Адольфовна - видимо, чуть моложе Сони. В 1933 году она в своей лучшей форме: теннис, байдарки, поклонники, всегда первая, всегда в центре внимания, всегда окружена поклонниками.
Она довольно красива, изящна, изменчива, хитра и опасна.
- Как отношение к ней общества выражено в словах рассказа?
(Совершенно противоположное отношение к ней общества выражено в словах рассказа:
О Соне – « Что о ней ещё можно сказать?»
Об Аде - «Жаль, что вы не знали её, интересная женщина»)
И имя у героини неслучайно (вспомним говорящие фамилии и имена у Д. Фонвизина, Н. Гоголя).
- Какие у вас возникают ассоциации с именем и отчеством Ады Адольфовны? (негативно звучащее отчество. Уже само по себе намекает, что Ада – персонаж отрицательный. Сочетание имени и отчество жуткое)
- А какую портретную характеристику даёт ей автор?
«Женщина острая, худая, по-змеиному элегантная». Имя, отчество, термин «змеиная» многое говорит о героине.
-Проанализировав образ Ады, какой мы можем сделать вывод?
(За красивою внешностью скрывается «змеиная душа». Образы Сони и Ады противоположны в рассказе». Красота-явление преходящее.)
Символична брошка Ады («Большая камея приколота у горла, на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»).
- Из-за чего она решает начать переписку Сони и Николая?
(Она мечтает наказать Соню) За что непонятно. Может, хочет посмеяться.
Сначала Ада была на высоте, трепетала. Но затем затея стала надоедать, Ада собиралась умертвить обременявшего её Николая, но получив на день рождения Николая голубка, отложила «убийство» до лучших времён.
А лучшие времена не наступили. Началась война. Мы видим блокаду Ленинграда.Удивительно,как автор в двух предложениях показал весь ужас блокадного города.
-Найдите строчки, подчеркивающие тот ужас, который испытали люди блокадного Ленинграда.
(Эвакуировали садик, где был её сын, «копала рвы», съела все, что можно было «Сварила кожаные туфли», «пила горячий бульон из обоев», отвезла в братскую могилу отца, потом брата.. Немало горя принесла ей война.)
О Соне автор не пишет.
- А как же эпистолярный роман с Николаем?
(Ада сначала продолжала писать, но потом «ей было не до любви», она пишет последнее письмо Соне.)
- Какой по-вашему самый кульминационный момент рассказа? (Спасение Николая-Ады)
- Какой предстает героиня в самый кульминационный момент рассказа?
(Соня готова на всё ради любимого. Сначала она расстаётся с единственным своим сокровищам – эмалевым голубком. Почувствовав, что Николай в беде, Соня «в блокадный зимний день она, несмотря на слабость и холод, побрела по адресу Николая», она несёт ему баночку довоенного томатного сока. «И сока там было ровно на одну жизнь». И Соня сдержала клятву, которую дала вместе с присланным голубком: за Николая она отдала свою жизнь – ты баночку сока, которой можно было спасти лишь одного. За ним она пошла на край света – на другой конец Ленинграда, что во время бомбежек для еле живой от голода женщины было сродни целому миру.)
- Соня идет с баночкой сока к своему Николаю. Кого она увидела? Кому отдала бесценную баночку сока?
А) материализовавшемуся Николаю?
Б) Соня приняла Аду за Николая?
В) Соня поняла, что это Ада, но это было уже не важно. «Она благословила свою счастливую судьбу и ушла за водой, чтобы больше никогда не вернуться»? (показ фрагмента фильма «Дом на песке».)
- А если бы Соня получила письмо Ады, поступила бы она так же?
Несомненно, потому что всегда была готова пожертвовать собой ради других!
Возможно, благодаря этой баночке сока, этим письмам, обогревшим ее пальцы холодной ленинградской зимой, Ада Адольфовна пережила войну. Та, над которой она так безжалостно подшутила, отплатила ей бескорыстием и состраданием.
Чем была бы ее жизнь без романа в письмах – повседневность, обыденность, быт. Но Соня заслужила и другое. Соня оказалась самой счастливой потому, что верила в любовь.
Жизнь скрыла от нее пошлую правду, и она умерла умиротворенной.
3) Образ автора в рассказе.
- Как мы уже говорили, повествование ведётся от имени постороннего наблюдателя.
Автор появляется в начале и в конце произведения. Но, тем не менее, авторское присутствие очевидно.
- В чём это выражается?
В использовании художественно - изобразительных средств: метафорами, художественными деталями, символами .
-Посмотрите, какие художественные средства нашли ребята (групповое выступление)
- А какие метафоры вы бы отметили?
«Но напрасны попытки ухватить воспоминания грубыми телесными руками», «Стыло бульонное озерцо», «Кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями», «Голубков огонь не берёт». Получаешь истинное эстетическое удовольствие, читая такую литературу.
Работа с ключевой фразой рассказа.
- Итак, ребята, мы рассмотрели основные аспекты комплексного анализа текста.Но в любом произведении есть фраза, которая является ключом к тексту и открывает его суть .
- Давайте подумаем, какая это ключевая фраза в рассказе? («Голубков огонь не берет»)
- Пристально вдумаемся в данную фразу…
Подберите слова, которые ассоциируются со словами:
Голубки - это…(на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «чистота, любовь, самопожертвование, надежда»..)
Огонь - это…(на экране появляются слова, которые называют учащиеся: «опасность, испытания, время, лишения»…)
Не берет - ( на экране проявляются слова, которые называют учащиеся: «не погашает, не уничтожает, не убивает»…).
Брошь - предметная деталь – превратилась в деталь символическую, она символизирует любовь, мысль о вечности и истинности любви. В пространстве и времени – любовь, красота души, добро – вечны.
Белый голубок – символ чистоты, бескорыстия, любви. А над этими понятиями не властно время.
Время - категория…Продолжите…(вечная)
А для человека…(не вечная)
Что остается во времени? (истинное, прекрасное…)
-И вот мы подошли к нашему проблемному вопросу: «Что нужно, чтобы остаться во времени и пространстве навечно?»
(Отдать положительную энергию самопожертвования, любви. Вечны в пространстве и времени Любовь, Красота Души, Добро…
Некоторые живут недолго, но их существование наполнено событиями и великими делами. Их жизнь, как яркая вспышка света, мелькнёт быстро, но отразится в судьбах многих людей. Большинство же проживают длинную жизнь, однако не успевают осознать, для чего жили.
Длина жизни измеряется не числом прожитых дней, а тем, чем эти дни были наполнены, количеством тех прекрасных минут, в которые действительно чувствуешь себя счастливым.
Соня прожила счастливую жизнь с осознанием того, что она любимая, спасла своего «Николая» от неминуемой смерти и ушла в небытие в самый счастливый момент своей жизни).
- А счастлива ли Ада?
В конце рассказа - Ада Адольфовна – 90 летняя парализованная старуха, она никому не нужна, она никем не любима.
- Почему Т. Толстая называет рассказ именем Сони, а не Ады?
(Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку с соком - Ада не заслужила).
И не заслужила не потому, что когда-то в 33 году придумала в наказание Соне эпистолярную любовь, Николая, а потому, что зимой 41 отреклась от нее: написала Соне, что «все ложь, что она всех ненавидит, что Соня – старая дура и лошадь, что ничего не было и что будьте вы все прокляты». И обвинять-то ее в этом тяжело – «было не до любви» в декабре 1941 года. Но вот Соне же было до любви…
Потому и рассказ о Соне.
Ада обязана Соне жизнью. Но и Соня обязана Аде своим счастьем. Так все удивительно переплелось в этой жизни.
-Вернёмся к названию нашего урока. Как вы понимаете эти слова?
Что значит душевная красота?
- А кто еще из литературных героинь обладал такой красотой?
(Татьяна Ларина, княжна Марья Болконская, Матрена, Соня – все эти женщины не обладали внешностью красавиц. Но от их души исходил волшебный свет красоты и гармонии, согревающий каждого.)
Домашнее задание.
Написать рецензию на рассказ Т. Толстой «Соня».