Данная методическая разработка направлена на ежедневное внедрение приемов здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Программа рассчитана на детей с 6,5 лет, с первого дня обучения в школе. Разработки внедряются на систематической, регулярной основе с первого дня обучения.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнедеятельность и благополучие. Следовательно весьма значительным представляется защита и улучшение здоровья, прививание навыков здорового образа жизни с детства.
Самочувствие ребенка, его социально-психологическая адаптация, здоровый рост и формирование во многом обусловливаются средой, в какой он живет. Для ребенка от 6 лет этой сферой выступает образовательная организация, т. с пребыванием в нем сопряжена большая часть его времени.
В то же время в этот момент проистекает особенно сильный рост и развитие, закладывание здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм детей наиболее восприимчив к условиям окружающей среды.
Поэтому первоочередной проблемой образовательного учреждения выступает создание здоровьесберегающей сферы ради полного и многостороннего развития учащегося.
Непременное условие для этого – любой учитель обязан знакомиться с основными правилами, критериями, принципами создания здоровой образовательной среды.
Задача любого учителя - освоить базы здоровьесберегающих технологий и оценивать свои действия с точки зрения здоровьесбережения своих воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии обязаны гарантировать формирование естественных возможностей ребенка: его ума, моральных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении начальным навыком общения с людьми, природой, искусством.
Данная методическая разработка соответсвует всем основных принципам здоровьесберегающих технологий. Таким, как:
беспрерывность и преемственность— занятие ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения— обучающийся выступает прямым соучастником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. Соотношение содержания и организации изучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, фокус материала должны отражать возраст учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход— целостность в действиях педагогов, психологов и медиков.
Успех порождает успех—упор производится исключительно на хорошее; в любом поступке, действии первоначально подкрепляют положительное, а лишь после замечают недостатки.
Активность—функциональное включение, а любая активность сокращает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье— у каждого учащегося надлежит стремиться выработать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Целью разработанных и представленных здоровьесберегающих приемов в данной методическом комплексе является обеспечение возможностиью сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Цель подразумевает решение следующих задач:
· культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
· закрепить отдельные оздоровительные меры в виде константных психо - соматических состояний ребенка, которые будут воспроизводиться в режиме саморазвития;
· воспитывать у ребенка способности к самосозиданию, к овладению психологической самокоррекцией.
Планируемые результаты:
Увеличение многофункциональных способностей организма ребенка.
Рост уровня физиологического развития и физической подготовленности школьников.
Увеличение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Увеличение уровня самодостаточности и активности учащихся двигательной деятельности.
Развитие педагогической компетенции и заинтересованности учителей в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Подкрепление родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Достигнутые результаты в ходе учебно-воспитательного процесса.
Повышен уровень функциональных возможностей организма учащихся.
Уровень физической подготовленности и выносливости вырос.
Ведение здорового образа жизни стал одним из приоритетных для учащихся.
Учащиеся проявляют инициативу физической активности, активно участвуют.
Двигательная деятельность перешла в разряд самостоятельной работы учащихся.
Направления деятельности педагога в рамках применения здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе:
Личностно - ориентированное обучение
Физкультурно - оздоровительные элементы
Проблемное обучение
Приемы здоровьесберегающей технологии
1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, учим детей чаще улыбаться. Для этого можно ввести правило правило:
«Хочешь обрести друзей – улыбайся!».
Также полезным будет внести собственный ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, хором все вместе говорить такие слова, сопровождая их показом:
«Здравствуйте, С добрым утром, друзья. День наступил прекрасный, Потому, что в нем вы и я!».
Каждое утро первый урок начинаем с зарядки под музыку. Ежедневно по утрам, Зарядку делать надо нам.
Такими словами мы начинаем зарядку. Ко второму полугодию обучения в первом классе такую зарядку проводят сами дети по очереди.
Создание ситуации выбора и успеха.
Важную роль играет также создание благоприятного эмоционально- психологического микроклимата на уроках и внеурочной деятельности.
Необходимо, чтобы каждый ученик верил в себя, в свои силы и возможности, чтобы он испытывал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети могли в полной мере раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Для этого применяю различные приемы.
Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
снятие страха («Ничего страшного»);
авансирование («У тебя получится»);
внушение («Приступай же»);
высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»);
усиление мотива («Нам это нужно для...»).
Использование приемов рефлексии.
Что впечатлило вас больше всего?
Что получилось лучше всего?
Какие задания показались наиболее интересными?
Что послужило причиной беды?
Что вы хотите в плане последствий?
Какой совет вы бы дали себе?
Кто хочет сделать комплимент?
Пригодятся ли вам знания о спорте в будущем?
2.Проведение физкультминуток:
Физкультминутки под музыку.
Упражнения, корректирующие осанку.
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась! Раз - умылась росой, два - грациозно закружилась, Три - наклонилась и села, четыре - улетела!»
Дыхательная гимнастика. Вдох пауза выдох
4 сек. 5 сек. 6 сек.
2 сек. 2 сек. 2 сек.
4 сек. 4 сек. 4 сек.
Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу на уроке.
Массаж пальчиков, подготовка их к письменной работе.
Следует проводить на письменных предметах. Разогревает мышцы.
Развивает мелкую моторику. Хорошо проводить с хоровым проговариванием.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Ежегодно школьный психолог проводит диагностику при переходе детей из начальной школы в среднюю. Диагностика проводится с целью выявления риска дезадаптации у детей младшего школьного возраста. На основании полученных результатов можно сказать, что у большинства учащихся положительное отношение к учебным предметам, выражен благоприятный эмоциональный фон. В дальнейшем с этими учащимися велась работа, и в конце учебного года все учащиеся успешно добились желаемых результатов.
Я считаю, что такие результаты стали возможны благодаря использованию на уроках здоровьесберегающих технологий.