Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Lebedev A.V. 1
1

Введение

Проблема исследования: недостаточность знаний по определению проблемы исторической памяти в произведениях русских авторов XX века для подготовки к государственной итоговой аттестации (итоговому сочинению, сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку).

Актуальность исследования: проблема исторической памяти предлагается для осмысления выпускникам при написании итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку. Это помогает понять исторические процессы, без которых невозможно дальнейшее развитие общества, например, революции и гражданские войны. Кроме того, обращение к этой проблеме способствует осознанию роли людей, жизнь которых из-за этого проходила в сложных обстоятельствах, без возможности избежать негативных последствий: террора, анархии, голода и других, на примере литературных произведений XX века, изучаемых в 11 классе. Так происходит укрепление связей между поколениями, утверждение идеалов добра и гуманизма.

Цель исследования: рассмотрение проблемы исторической памяти в произведениях русских авторов XX века на примере поэм А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием».

Задачи исследования:

1. Прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать»;

2. Проанализировать содержание поэмы в аспекте отражённых в ней исторических событий (Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и её последствий);

3. Прочитать поэму и Р. Рождественского «Реквием »;

4. Проанализировать содержание поэмы в аспекте отражённых в ней исторических событий (Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и осмысления её роли в памяти народа);

5. Написать сочинение на тему: «Проблема сохранения исторической памяти в литературе XX века»;

6. Представить написанную работу на XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»;

7. Опубликовать написанную работу в журнале « Старт в науке».

Объект исследования: поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием».

Предмет исследования: аспекты отражения проблемы исторической памяти в поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием».

Гипотеза исследования: в поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием» содержится богатый литературный материал по проблеме исторической памяти.

Методы исследования:

Методы чтения (аналитический, синтетический, оценочный), методы работы с информацией (конспектирование: выписки, цитаты, тезисы; планирование, сравнение, обобщение, описание) - использованы при изучении литературы по теме исследования, в ходе исследования во время консультаций с руководителем и при описании проекта; творческий метод, стиховедческий анализ – использованы при анализе поэм [2-4].

К осмыслению проблемы исторической памяти в произведениях русских авторов XX века я обратился при подготовке к государственной итоговой аттестации (итоговому сочинению, сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрю её на примере поэм А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием».

Существуют исторические процессы, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. К сожалению, они вызваны различными кризисами, и поэтому особенно остро сказываются на судьбе отдельного человека. Например, это революции и гражданские войны. Не случайно китайский мыслитель Конфуций утверждал: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» Даже если исторические перемены необходимы для общества, нельзя забывать о людях, жизнь которых из-за этого проходит в сложных обстоятельствах, «здесь и сейчас», без возможности избежать негативных последствий: террора, анархии, голода и других.

Одним из таких событий в истории России является Великая Октябрьская революция. Осмыслению её влияния на жизнь людей посвящена поэма Александра Александровича Блока «Двенадцать». Автор обличает полное обесценивание человеческой жизни в то суровое время: за убийство Катьки, совершенное членом патруля Петрухой, очевидно, никто не будет отвечать ни перед людьми, ни перед Богом. Люди, чья миссия – обеспечение порядка, не осознают тяжести и бессмысленности совершенного преступления. Петруха предпринимает попытку исповеди, но это вызвано лишь прошлыми чувствами к Катьке, а не раскаянием в её гибели. Вняв увещеванию («…не такое нынче время, что бы нянчиться с тобой…»), он быстро обретает прежнее состояние духа («…он опять повеселел…») и собирается участвовать в грабежах. Такая анархия, чувство полной безнаказанности – прямое следствие революционных процессов, важнейший урок истории, о котором нельзя забывать и в наше сложное время,

Интересен и собирательный образ двенадцати. Кто они? Простые ребята, которые вынуждены служить Красной Армии («Как пошли наши ребята // В Красной Армии служить – // В Красной Армии служить – // Буйну голову сложить!»). Они голодные, раздетые, не способные решать масштабные государственные задачи. Это автор выражает саркастической частушкой: «Мы на горе все буржуям // Мировой пожар раздуем,// Мировой пожар в крови – // Господи, благослови!». А.А. Блок, понимая неизбежность революции, необходимость расширения прав простых людей, всё-таки саркастически определяет полученную свободу (« Свобода, свобода, // Эх, эх, без креста!»). Люди предали веру, которой веками определялся уклад их жизни, и это привело к обесцениванию идеалов гуманизма. В сохранении православной веры суть исторической памяти русского народа, его нравственные и культурные истоки. Отрицательный образ «двенадцати», кроме того, подчёркивают строки: «В зубах цигарка, примят картуз, // На спину надо бубновый туз!». Эта художественная деталь – указание на то, что «двенадцать» совершают тяжелейшие преступления, причём они наделены властью и решают судьбы других людей.

Обличая пороки революции, А. Блок свято верил, что она необходима, и облегчение жизни простого народа приведёт в будущем к процветанию любимой им России.

Не менее тяжёлым испытанием для российского народа стала Великая Отечественная война. История наших дней, к сожалению, свидетельствует о том, что не все люди на Земле усвоили её жестокие уроки. В некоторых европейских государствах сносят памятники советским воинам, нацистов провозглашают героями, переписывают итоги Второй мировой войны. Чтобы восстановить историческую справедливость, не допустить возрождения нацистской идеологии, сегодня российский народ участвует в специальной военной операции.

А между тем бесчеловечность войны обличается в литературе XX века. В поэме «Реквием» Роберт Рождественский призывает поколения, живущие на мирной Земле, быть достойными памяти павших. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателя, используются лексические повторы «достойны», «вечно». Эпитет «вечно» означает, что от сохранения этой памяти зависит счастье всего человечества, возможность жить под мирным небом. Синтаксически эмоциональное воздействие этого призыва усиливается использованием многочисленных восклицательных знаков и парцелляции.

Обращаясь к людям, автор призывает их помнить, «какою ценой завоёвано счастье» (он имеет в виду десятки миллионов погибших солдат, осиротевших детей, матерей, познавших горе утраты). Это горе не одного народа, а целого мира, о котором действительно нужно помнить.

Важность этой памяти Роберт Рождественский подчёркивает также использованием многочисленных лексических повторов и особой организации стихотворного текста, выделяя ключевое слово – «запомнили»:

Детям своим расскажите о них,

Чтоб

Запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Жестокость произошедших во время Великой Отечественной войны событий, недопустимость их повторения в гуманистическом обществе подчёркивается призывом:

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!..

В этом фрагменте образ войны олицетворяется. Так Роберт Рождественский хочет показать читателю, что только люди виноваты в войнах…

Позиция Роберта Рождественского по проблеме исторической памяти такова: война – антигуманное явление, и только сохранение правды обо всех её ужасах поможет людям сделать всё возможное, чтобы она никогда не повторилась. Автор предлагает потомкам воплотить мечту о мире тех воинов, кто не смог этого сделать, пожертвовав жизнью. Именно поэтому в финале поэмы повторяется призыв – «Помните!».

Я согласен с позицией Роберта Рождественского: сохраняя память о жертвах дедов и прадедов во имя мирного неба над головой, наше поколение должно делать всё возможное для укрепления идеалов гуманизма на Земле и процветания своего Отечества! [1,5].

Заключение

Прочитав и проанализировав в заданном аспекте поэмы А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием», я написал сочинение «Проблема сохранения исторической памяти в литературе XX века» и представил написанную работу на XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», награждён дипломом победителя второй степени.

Мое предположение подтвердилось. В поэмах А.А. Блока «Двенадцать» и Р. Рождественского «Реквием» содержится богатый литературный материал по проблеме исторической памяти, составляющий культурное наследие российского народа.