Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Ustinov S.A. 1
1

Введение: Готовность к проектной деятельности учащихся начальных классов.

Проектная деятельность — актуальная сов­ременная парадигма образования. Проект­ная деятельность рассматривается и в связи с использованием метода проектов в обра­зовательном процессе, и как деятельностное содержание, осваиваемое учащимися. Как показывает практика, в начальной школе предпринимаются попытки работать методом проектов. Насколько правомерно желание учителей делать учебные проекты с младшими школьниками? В какой степе­ни эффективного их усвоения на предметных занятиях, проектные умения и проектная деятельность должны быть сформированы у учащегося хотя бы на уровне минималь­ной сложности.

Целью данного исследования является разработка основного алгоритма подготовки младших школьников к проектной деятельности Работа учащихся в рамках учебного проекта должна быть в значитель­ной степени самостоятельной.

Что означает, что учащийся готов само­стоятельно работать над проектом? Ученик готов осуществлять проектную деятель­ность, если у него сформированы проект­ные умения, т.е. он умеет производить про­ектные действия и операции в последова­тельности, соответствующей технологии проектирования. Кроме того, у него сфор­мировано представление о том, когда мож­но осуществлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использова­ния проектирования для решения проблем.

Технология проектирования требует умения анализировать проблемную ситуа­цию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия ее существования. Ре­зультатом такого анализа является пробле­ма для последующего проектирования, из которой затем вытекает цель проектирова­ния. В самом общем виде цель проектиро­вания — найти способ решения проблемы заданной в ситуации. Цель проектирования обусловливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умения нахо­дить необходимые действия и выстраивать из них цепочку (систему) требуются для получения результата проектирования.

Готовность к проектной деятельности есть некая способность, которая проявляет­ся, используется в момент необходимости ее применить. Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются [1]. Готовность к проект­ной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности. Мы не научимся плавать, если нам только рас­скажут, как надо двигать руками и ногами, и не дадут возможности проделать это непос­редственно в воде.

Деятельностный подход в образовательном процессе предполагает организацию мотивированной и целенап­ни имеются необходимые условия для ра­боты методом проектов?

«Метод проектов — это совместная дея­тельность учителя и учащихся, направлен­ная на поиск решения возникшей пробле­мы, проблемной ситуации» [2]. Подгото­вить только учителя к использованию ме­тода проектов недостаточно. Прежде чем учитель сможет использовать учебные про­екты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися, для более равленной деятельности учащегося, в ходе которой осваиваются способы действий, операций, способы деятельности.

О деятельностном содержании образо­вания впервые заговорил В.В. Давыдов. Под деятельностным содержанием образования он понимал «способ деятельности» как ус­ваиваемое понятие. Способ деятельности, все элементы которого последовательно вы­полнены ребенком, затем интериоризируетcя и вращивается внутрь сознания ребенка, составляя основу его способностей [2]. Про­ектная деятельность формируется как спо­собность к формулированию и разрешению проблем. Проблем самых разных: от личных внутренних до масштабных социальных, затрагивающих интересы человека, их рас­сматривающих.

Как формировать эту способность, го­товность к проектной деятельности у млад­ших школьников? Здесь мы будем иметь дело не только с деятельностным процес­сом, но и деятельностным содержанием об­разования.

Нами предпринята попытка выделить систему действий и операций, которые позволяют осуществить проектную деятельность и разработать способ формиро­вания структуры проектной деятельности. Выявлено, что при обучении проектированию, формировании проектной деятель­ности, проектной компетентности должны решаться следующие задачи: поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений; соединение их в техно­логически обусловленные последовательности и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в це­лостном проектировании, проектной дея­тельности.

Определяя первоочередность формиро­вания проектных умений, заметим, что ос­новным, центральным элементом проект­ной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проекти­руемую проблему.

Любое проектирование в основе своей содержит такие умственные действия, ко­торые приводят к мысленному отбору и выстраиванию мероприятий, действий и операций в некую последовательность, поз­воляющую решить проектируемую пробле­му. В самом простом виде эти умственные действия мы можем видеть в планирова­нии. Можно утверждать, что планирование и есть элементарное проектирование, если в итоге полученный план является планом решения некой проблемы. Именно поэтому обучение проектированию мы начинаем с формирования умения планировать.

Вместе с умением ставить цель умение планировать поможет составлять цепочку элементов проектирования. Затем поста­новка проблемы с последующим целеполаганием и планированием — еще более длин­ная цепочка последовательных элементов проектирования. Такое наращивание эле­ментов проектирования с соблюдением тех­нологической этапности позволяет посте­пенно подойти к выполнению полного цик­ла проектирования.

Нами создана система заданий для орга­низации образовательного процесса с млад­шими школьниками на деятельностной ос­нове, направленного на формирование про­ектных умений и проектной деятельности. Используя характерную для этого возраста игровую деятельность, шаг за шагом, от за­дания к заданию, усложняя задачу специ­ально организованной целенаправленной деятельности, мы помогаем учащимся осво­ить планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необ­ходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.

Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяются все более сложные и законченные действия и опера­ции и даже этапы в полном цикле проекти­рования. Работа над заданиями происходит в групповой форме — создается необходимость проговаривать произвольные мысли­тельные действия и операции. В процессе обучения происходит интериоризация ос­ваиваемых действий, а затем и осознанное их применение — экстериоризация. Груп­повая форма работы способствует и выра­ботке навыков группового взаимодействия, коммуникативных умений.

Начинается обучение со II класса на­чальной школы. Курс называется «Проект­ная деятельность». Он рассчитан на три го­да. В школьном учебном плане по усмотре­нию администрации ему выделяется час или за счет школьного компонента, или в рамках дополнительного образования, ор­ганизуемого в школе. Занятия проводятся один раз в неделю со всем классом. Постро­ены занятия на основе специально выстро­енной системы заданий, каждое из которых выполняется за один-два урока.

Во II классе мы начинаем с формирова­ния умения планировать. Необходимость планирования возникает перед учениками в связи с изготовлением несложного изде­лия из бумаги или картона. Простые для младших школьников операции (обвести трафарет, вырезать по контуру, приклеить деталь) позволяют сосредоточить внима­ние на составлении плана работы группы и его четкого выполнения. Уже в конце II класса и далее по курсу в заданиях постоян­но ставится задача по планированию действий для разрешения простейших проблемных ситуаций. Организуемая на уроках курса содержательная деятельность позволяет говорить об интеграции с пред­метами «технология», «окружающий мир» и др. Самостоятельная активность школь­ников опирается на актуализацию знаний по всем предметам и их житейский опыт.

Урок состоит из фронтального диалога учителя с классом для обсуждения задан­ной ситуации, практической самостоятель­ной работы в группах и презентации ре­зультатов и хода работы. Используются практическая и социальная направлен­ность, доступное и понятное надпредметное содержание, игровая ситуация, проб­лемная постановка задания. Так, на уроках ставятся проблемы: по теме «Вода» — уз­нать больше о воде; «Домашние живот­ные» — как заботиться о домашних живот­ных; «Здоровый образ жизни» — как уз­нать, соблюдаю ли я правила здорового образа жизни; «Безопасный переход» — как перейти улицу по «зебре»; «Фитоди­зайн» — как ухаживать за цветами класса. Проблемы могут быть представлены и в иг­ровых ситуациях, например, школьники составляют инструкцию по просьбе Незнайки, который задумал посадить куст си­рени под окном; предлагают план-инструк­цию изготовления елочной гирлянды и делают ее образец; составляют оптимальный план для работы бригады по изготовлению мебели для куклы, график подвоза деталей на строительную площадку без зоны скла­дирования, маршрут и путевой лист для школьного автобуса; размещают агрегаты на детской площадке; выстраивают автома­тизированную линию по изготовлению ле­нивых вареников, прокладывают маршрут от школы до детской поликлиники с безо­пасными переходами. Все это — простей­шее проектирование, в процессе которого мы добиваемся формирования проектных и общеучебных умений.

На уроках названного курса формиру­ются: 

умения определять состав действий и операций, составлять план по количе­ству и размещению деталей при изго­товлении изделия, распределять рабо­ту в группе и выполнять работу в соот­ветствии с планом;

умения планировать работу группы с учетом времени и составлять опти­мальный план и записывать его, ис­пользуя сокращенные обозначения;

умения анализировать ситуацию, со­держащую проблему и условие, фор­мулировать проблему и цель, опреде­лять задачи, которые необходимо ре­шать для достижения цели;

» умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде эскиза, карты-схемы, макета, буклета, таблицы, инструкции;

умение представлять ход и результат проделанной работы.

Для усвоения деятельностного содер­жания образования — способов проектной деятельности — должна применяться рефлексия, так как «деятельность превраща­ется в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексии в ситуации уче­ния — обучения. Именно в системах реф­лексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совер­шенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содер­жание». Рефлексия одна из важней­ших способностей, которая начинает скла­дываться в младшем школьном возрасте [3]. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман описали необходимые и достаточные ус­ловия начального образования, развиваю­щего рефлексию [4].

В каждом задании курса «Проектная де­ятельность» заложена необходимость вы­полнять в той или иной форме рефлексив­ные действия для усвоения способов действий. Есть в курсе и специальные уро­ки рефлексии, уроки размышления и ана­лиза проделанной работы. Так как рефлек­сивные действия применяются на каждом этапе проектирования, в курсе происходит теоретическое и практическое освоение рефлексивных действий.

Заключение

Таким образом, вспоминая интересные ситуации и зада­ния курса, школьники рассказывают, что нравилось делать на уроках и что запомни­лось, когда они огорчались и радовались, чему научились и чему еще необходимо учиться. «Для чего нужны уроки проектной деятельности?» Вот один из ответов на воп­рос анкеты: «На них мы готовимся к взрос­лой жизни».

Результаты контрольных работ, прове­денных год спустя (в V классах), показа­ли, что у учащихся, которые прошли такое обучение, сформированные в начальных классах проектные умения актуализиру­ются.

В настоящее время экспериментальная проверка курса «Проектная деятельность» проводится в 85 классах начальных школ гг. Москвы и Кирова, Московской, Сверд­ловской и Калужской областей.

Образовательный процесс курса «Прое­ктная деятельность» поддержан учебно-ме­тодическим комплектом, который состоит из рабочей тетради учащегося, комплекта раздаточных материалов для ручной рабо­ты учащихся, необходимых для выполне­ния заданий, методического пособия для учителя с поурочными целями, описания­ми содержания и времени каждого* этапа урока и методическими рекомендациями. Готовится к изданию «Дневник наблюде­ний учителя проектного обучения».