Введение: Готовность к проектной деятельности учащихся начальных классов.
Проектная деятельность — актуальная современная парадигма образования. Проектная деятельность рассматривается и в связи с использованием метода проектов в образовательном процессе, и как деятельностное содержание, осваиваемое учащимися. Как показывает практика, в начальной школе предпринимаются попытки работать методом проектов. Насколько правомерно желание учителей делать учебные проекты с младшими школьниками? В какой степени эффективного их усвоения на предметных занятиях, проектные умения и проектная деятельность должны быть сформированы у учащегося хотя бы на уровне минимальной сложности.
Целью данного исследования является разработка основного алгоритма подготовки младших школьников к проектной деятельности Работа учащихся в рамках учебного проекта должна быть в значительной степени самостоятельной.
Что означает, что учащийся готов самостоятельно работать над проектом? Ученик готов осуществлять проектную деятельность, если у него сформированы проектные умения, т.е. он умеет производить проектные действия и операции в последовательности, соответствующей технологии проектирования. Кроме того, у него сформировано представление о том, когда можно осуществлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использования проектирования для решения проблем.
Технология проектирования требует умения анализировать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия ее существования. Результатом такого анализа является проблема для последующего проектирования, из которой затем вытекает цель проектирования. В самом общем виде цель проектирования — найти способ решения проблемы заданной в ситуации. Цель проектирования обусловливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умения находить необходимые действия и выстраивать из них цепочку (систему) требуются для получения результата проектирования.
Готовность к проектной деятельности есть некая способность, которая проявляется, используется в момент необходимости ее применить. Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются [1]. Готовность к проектной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности. Мы не научимся плавать, если нам только расскажут, как надо двигать руками и ногами, и не дадут возможности проделать это непосредственно в воде.
Деятельностный подход в образовательном процессе предполагает организацию мотивированной и целенапни имеются необходимые условия для работы методом проектов?
«Метод проектов — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации» [2]. Подготовить только учителя к использованию метода проектов недостаточно. Прежде чем учитель сможет использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися, для более равленной деятельности учащегося, в ходе которой осваиваются способы действий, операций, способы деятельности.
О деятельностном содержании образования впервые заговорил В.В. Давыдов. Под деятельностным содержанием образования он понимал «способ деятельности» как усваиваемое понятие. Способ деятельности, все элементы которого последовательно выполнены ребенком, затем интериоризируетcя и вращивается внутрь сознания ребенка, составляя основу его способностей [2]. Проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем. Проблем самых разных: от личных внутренних до масштабных социальных, затрагивающих интересы человека, их рассматривающих.
Как формировать эту способность, готовность к проектной деятельности у младших школьников? Здесь мы будем иметь дело не только с деятельностным процессом, но и деятельностным содержанием образования.
Нами предпринята попытка выделить систему действий и операций, которые позволяют осуществить проектную деятельность и разработать способ формирования структуры проектной деятельности. Выявлено, что при обучении проектированию, формировании проектной деятельности, проектной компетентности должны решаться следующие задачи: поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений; соединение их в технологически обусловленные последовательности и, наконец, формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.
Определяя первоочередность формирования проектных умений, заметим, что основным, центральным элементом проектной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проектируемую проблему.
Любое проектирование в основе своей содержит такие умственные действия, которые приводят к мысленному отбору и выстраиванию мероприятий, действий и операций в некую последовательность, позволяющую решить проектируемую проблему. В самом простом виде эти умственные действия мы можем видеть в планировании. Можно утверждать, что планирование и есть элементарное проектирование, если в итоге полученный план является планом решения некой проблемы. Именно поэтому обучение проектированию мы начинаем с формирования умения планировать.
Вместе с умением ставить цель умение планировать поможет составлять цепочку элементов проектирования. Затем постановка проблемы с последующим целеполаганием и планированием — еще более длинная цепочка последовательных элементов проектирования. Такое наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической этапности позволяет постепенно подойти к выполнению полного цикла проектирования.
Нами создана система заданий для организации образовательного процесса с младшими школьниками на деятельностной основе, направленного на формирование проектных умений и проектной деятельности. Используя характерную для этого возраста игровую деятельность, шаг за шагом, от задания к заданию, усложняя задачу специально организованной целенаправленной деятельности, мы помогаем учащимся освоить планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.
Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяются все более сложные и законченные действия и операции и даже этапы в полном цикле проектирования. Работа над заданиями происходит в групповой форме — создается необходимость проговаривать произвольные мыслительные действия и операции. В процессе обучения происходит интериоризация осваиваемых действий, а затем и осознанное их применение — экстериоризация. Групповая форма работы способствует и выработке навыков группового взаимодействия, коммуникативных умений.
Начинается обучение со II класса начальной школы. Курс называется «Проектная деятельность». Он рассчитан на три года. В школьном учебном плане по усмотрению администрации ему выделяется час или за счет школьного компонента, или в рамках дополнительного образования, организуемого в школе. Занятия проводятся один раз в неделю со всем классом. Построены занятия на основе специально выстроенной системы заданий, каждое из которых выполняется за один-два урока.
Во II классе мы начинаем с формирования умения планировать. Необходимость планирования возникает перед учениками в связи с изготовлением несложного изделия из бумаги или картона. Простые для младших школьников операции (обвести трафарет, вырезать по контуру, приклеить деталь) позволяют сосредоточить внимание на составлении плана работы группы и его четкого выполнения. Уже в конце II класса и далее по курсу в заданиях постоянно ставится задача по планированию действий для разрешения простейших проблемных ситуаций. Организуемая на уроках курса содержательная деятельность позволяет говорить об интеграции с предметами «технология», «окружающий мир» и др. Самостоятельная активность школьников опирается на актуализацию знаний по всем предметам и их житейский опыт.
Урок состоит из фронтального диалога учителя с классом для обсуждения заданной ситуации, практической самостоятельной работы в группах и презентации результатов и хода работы. Используются практическая и социальная направленность, доступное и понятное надпредметное содержание, игровая ситуация, проблемная постановка задания. Так, на уроках ставятся проблемы: по теме «Вода» — узнать больше о воде; «Домашние животные» — как заботиться о домашних животных; «Здоровый образ жизни» — как узнать, соблюдаю ли я правила здорового образа жизни; «Безопасный переход» — как перейти улицу по «зебре»; «Фитодизайн» — как ухаживать за цветами класса. Проблемы могут быть представлены и в игровых ситуациях, например, школьники составляют инструкцию по просьбе Незнайки, который задумал посадить куст сирени под окном; предлагают план-инструкцию изготовления елочной гирлянды и делают ее образец; составляют оптимальный план для работы бригады по изготовлению мебели для куклы, график подвоза деталей на строительную площадку без зоны складирования, маршрут и путевой лист для школьного автобуса; размещают агрегаты на детской площадке; выстраивают автоматизированную линию по изготовлению ленивых вареников, прокладывают маршрут от школы до детской поликлиники с безопасными переходами. Все это — простейшее проектирование, в процессе которого мы добиваемся формирования проектных и общеучебных умений.
На уроках названного курса формируются:
умения определять состав действий и операций, составлять план по количеству и размещению деталей при изготовлении изделия, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом;
умения планировать работу группы с учетом времени и составлять оптимальный план и записывать его, используя сокращенные обозначения;
умения анализировать ситуацию, содержащую проблему и условие, формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решать для достижения цели;
» умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде эскиза, карты-схемы, макета, буклета, таблицы, инструкции;
умение представлять ход и результат проделанной работы.
Для усвоения деятельностного содержания образования — способов проектной деятельности — должна применяться рефлексия, так как «деятельность превращается в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексии в ситуации учения — обучения. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание». Рефлексия одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте [3]. В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман описали необходимые и достаточные условия начального образования, развивающего рефлексию [4].
В каждом задании курса «Проектная деятельность» заложена необходимость выполнять в той или иной форме рефлексивные действия для усвоения способов действий. Есть в курсе и специальные уроки рефлексии, уроки размышления и анализа проделанной работы. Так как рефлексивные действия применяются на каждом этапе проектирования, в курсе происходит теоретическое и практическое освоение рефлексивных действий.
Заключение
Таким образом, вспоминая интересные ситуации и задания курса, школьники рассказывают, что нравилось делать на уроках и что запомнилось, когда они огорчались и радовались, чему научились и чему еще необходимо учиться. «Для чего нужны уроки проектной деятельности?» Вот один из ответов на вопрос анкеты: «На них мы готовимся к взрослой жизни».
Результаты контрольных работ, проведенных год спустя (в V классах), показали, что у учащихся, которые прошли такое обучение, сформированные в начальных классах проектные умения актуализируются.
В настоящее время экспериментальная проверка курса «Проектная деятельность» проводится в 85 классах начальных школ гг. Москвы и Кирова, Московской, Свердловской и Калужской областей.
Образовательный процесс курса «Проектная деятельность» поддержан учебно-методическим комплектом, который состоит из рабочей тетради учащегося, комплекта раздаточных материалов для ручной работы учащихся, необходимых для выполнения заданий, методического пособия для учителя с поурочными целями, описаниями содержания и времени каждого* этапа урока и методическими рекомендациями. Готовится к изданию «Дневник наблюдений учителя проектного обучения».