Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Chubaeva T.E. 1
1

Введение

«На поверхности массового, устоявшегося в своих

формах стиха то и дело вспыхивают частушки –

протуберанцы, которые говорят о том, что этот

жанр живёт, что солнце его не остыло…»

Виктор Боков, поэт-песенник

Русская частушка – уникальный жанр русского словесно-музыкального творчества. Отличительные особенности, достоинства этого жанра – народная песенность, эмоциональная экспрессивность, афористичность, реалистичность, краткость, злободневность, задор, юмор, тематическая широта, экспромтность. Жанр подразумевает некое соревнование, чаще всего – певца и гармониста, иногда – двух певцов. В итоге получается своеобразный частушечный диалог. Частушка – это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец. Частушки основаны на импровизации с опорой на устойчивые музыкальные формы: тексты создаются в момент исполнения и часто посвящены злободневным событиям. Русская частушка – достояние России!

К большому сожалению, в последние годы частушки звучат всё реже, поэтому необходимо к частушкам особое отношение и внимание, чтобы не исчез этот жанр русского народного творчества.

Частушка неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на всё новое. Она проникает в сокровенные мысли и чувства исполнителей; рассказывает о тех сторонах их жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка всему даёт оценку. Это один из способов сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколения, жителей деревни и города. Исходя из вышесказанного, мы решили узнать, что же такое частушка, когда она появилась, какова тематика этих коротеньких песенок, как она придумывалась, когда и кем пелась.

Актуальность исследования: частушка – один из самых популярных жанров русского народного фольклора. В современном мире фольклор постепенно уходит в прошлое, а ведь он часть нашей русской культуры, и мы – молодое поколение – обязаны его сохранить.

Объект исследования: русский фольклор.

Предмет исследования: русская народная частушка.

Цель работы: выявить особенности частушки как жанра русского фольклора.

Задачи работы:

- изучить литературу по теме работы;

- познакомиться с историей возникновения жанра частушки, с существующими классификациями частушек;

- найти примеры обращения к жанру частушки в творчестве композиторов.

Практическая значимость: материал работы может быть использован в учебном процессе с целью знакомства с жанром частушки, а также во внеклассной работе (лектории, фольклорные тематические мероприятия).

История возникновения частушки

Частушка – самый распространённый ныне вид устного народного творчества и самый молодой жанр русского фольклора. Когда произошла частушка? Наблюдаются существенные разногласия в работах литературоведов, искусствоведов относительно происхождения частушек как жанра. Целый ряд исследователей, таких, например, как А.И. Соболевский, Е.Э. Линева, Е.Н. Елеонская, Ю.М. Соколов, Н.И. Андреев, Н.П. Колпакова, предполагают, что частушка имеет древнее происхождение. По мнению Н.П.Колпаковой, наиболее ранней формой является плясовая частушка: «указания на “припевы”, “малые припевы”, исполняющиеся под музыку и при пляске на пирах древней Руси, встречаются уже в былинах наряду с упоминанием о национальных музыкальных инструментах – гуслях и гудках. Возможно, что на основе песенок малой формы, обладавших шутливым характером, развилась позднейшая форма веселых юмористических песенок частушечного типа, издавна употреблявшихся народом для развлечения, в качестве аккомпанемента к пляске» [1- с. 274]. Позднее, по мнению исследователя, формируется четырёхстрочная «лирическая миниатюра с развитым психологическим содержанием» [1-с.256]. Возникновение «Страданий» исследовательница датирует последней четвертью XIX века. Самой поздней разновидностью частушек является «Семёновна» [2 –с.10-11, с.201-202].

Другие исследователи (Д.К. Зеленин, A.M. Путинцев, П.М.Соболев, Е.В. Гиппиус, М.К. Азадовский, A.M. Новикова, В.И. Чичеров, С.Г.Лазутин) относят частушку к новым жанрам. С.Г. Лазутин считает, что частушка как самостоятельный жанр формируется в середине XIX века: «коротенькие песенки шуточного содержания, насчитывавшие от 2 до 12 строк, выделяются в это время из всей остальной массы песен, осознаются народом как особый песенный жанр» [2- с. 37]. Появление частушек в середине XIX столетия было вызвано, по мнению ученого, «формированием новых принципов художественного отражения жизни», в частности реализма [2 -с. 38]. Первое упоминание о частушке относится ко второй половине XIX века Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889), где автор впервые ввёл данный термин. Частушка – короткая рифмованная песенка, исполняется в темпе, который зависит от настроения исполнителя, местных традиций, тематики. Всловаре С.И.Ожегова значение слова объясняется так: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания, исполняемое на определённый напев» [3- с. 878].

Лексическое значение слова «частушка»

В старину частушку называли по-разному: прибаска, коротушка, проходная,

ихохошка, припевка, тараторка, матаня, скоморошина, переберушка, прибаутка. На Урале частушка появилась позже и имела свои названия: припевка, побасенка, набирушка, пригудка, притабора. Кто сочинил первую русскую частушку – не известно. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников – украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные дразнилки, городские песни.

Первоначально частушки возникли в мужской среде (сочинялись юношами): собирались парни тесным кружком и горланили их. А в конце XIX века инициатива создания частушек перешла к девушкам. Данный жанр народного творчества преимущественно стал считаться женским. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека, поэтому считается, что это главный жанр крестьянской лирической поэзии. Частушки обычно исполнялись на посиделках, вечеринках, на гуляньях, на свадьбах, во время семейных праздников, в перерывах между работой, на деревенских и сельских улицах, в доме невесты или жениха. В тот же период в России появилась гармонь, что способствовало быстрому развитию жанра. Исполняли частушки и плясали под гармошку, балалайку, под ритм деревянных ложек. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют её и вовсе без аккомпанемента под так называемый «язык» — сымитированный голосом музыкальный наигрыш. Гармонист был почётным гостем на любом празднике, без него не обходилась ни одно веселье. Поэтому о нём пелось много частушек.

Поиграй повеселее.

Раскрасивый паренёк.

У тебя на белом личике

Пылает огонёк.

Хорошо играете,

Басы перебираете.

Хороша девчонка та,

С которой вы гуляете.

Термин «частушка» не литературного, а народного происхождения. По версии российского филолога А.А.Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки» [4- с. 22]. Другая интерпретация названия – «то, что часто повторяют». «Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Произошла из обрядового припева танцевальной песни, у которой она переняла краткость, рифму и быстрый темп» [5- с. 318]. Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушку.

Художественные средства в русских частушках

Многие приёмы и изобразительно-выразительные средства в частушках те же, что и лирических песнях. Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по лексическому составу значительно богаче лирических песен. Рассмотрим некоторые приёмы и изобразительно-выразительные средства.

В частушке встречается параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна представляет собой символическую картину природы, другая – картину реальной жизни.

В поле белая берёза

Призавяла у межи.

Отчего ты не приходишь,

Сероглазенький, скажи.

В частушке можно встретить метафору – слова и выражения в переносном смысле (Разгорится моё сердце, / Не залить будет водой), и сравнение (Мой милёнок, как телёнок, / Кудреватый, как баран). В частушке встречаются эпитеты – образные прилагательные («ясный сокол», «лебедь белая», «родная сторонушка», «рубашки аловатые»), при этом применяется словотворчество (Мой милёнок редкобай, / Я – частоговорочка).

Гипербола – преувеличение в частушке просто необходимо, т.к. её малая форма принуждает говорить кратко и образно.

Через поле яровое,

Через десять деревень,

Через сорок три дорожки,

Ходит милый каждый день.

Обнимала во всю силушку,

Изломала другу спинушку.

 

Довольно большое место занимает в частушке ирония и юмор:

Хороша наша деревня,

Только улица грязна,

Хороши наши ребята,

Да уж больно беднота.

Меня маменька ругает,

Тятька больше бережёт;

Как идёшь с гулянья поздно,

Он с поленом стережёт.

Частушки имеют рифму – созвучие в окончании двух или нескольких строк, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с ритмом:

Маменька, купи мне чаю,

А не купишь осерчаю.

Он завлек меня речами,

Я не стала спать ночами.

Для усиления образно-выразительной речи в частушках используются стилистические приёмы: анафора – единоначатие, эпифора – повторение концовки.

Хорошо в лесу гулять,

Только очень боязно,

Хорошо с парнем сидеть,

Только очень совестно.

Милая, милёная,

Юбочка зелёная.

Расскажи, милёная,

В кого же ты влюблённая.

Антонимы – противоположное слово по значению к другому слову, широко используются в частушках:

Поиграй повеселее

Ты, гармошка венская,

Милый любит городскую,

А я деревенская.

Повторы:

Плетёт Дрёма,

Плетёт Дрёма.

Плетёт Дрёма шёлковый поясок,

Плетёт Дрёма шёлковый поясок.

(Уральская частушка)

Классификация частушек

Принципов для объединения частушек было найдено немало: формальный, географический, топографический, тематический, возрастной, функциональный и т. д. Существует народная и научная классификации частушек. Эти классификации не исключают друг друга, но дополняют: народная классификация определяет направление научной мысли.

Как только частушки стали объектом собирания и исследования, их тут же начали классифицировать.

Ведущим принципом объединения частушек является тематический. Так, в объёмном сборнике Н.И.Рождественской и С.С.Жислиной (М., 1956) частушки рубрикованы в три группы: «Частушки о старой жизни», «Частушки о новой жизни», «Частушки о любви». В основу структуры сборника Ф. М. Селиванова «Частушки» (М., 1989), вышедшего в многотомной серии «Библиотека русского фольклора», также положена тематика частушек.

В сборнике Л. А. Астафьевой «Частушки» (М., 1987) хронологический сочетается с тематическим, в связи с чем исследователь выделяет такие разделы частушек, как дореволюционные, советского времени, о любви, частушки деревенских гуляний. [6- с. 87].

Поиски оснований для классификации частушек продолжаются. Анализ классификаций научной и народной позволяет сделать вывод, что эти два типа взаимно дополняют друг друга. Географический, тематический, функциональный и другие принципы объединения частушек используются как их создателями, так и учеными.

Проведённый нами анализ литературных источников позволил нам сделать следующую классификацию частушек по типам:

Лирические частушки (припевки) – называют четверостишия, каждое из которых представляет собой художественно законченную песенную миниатюру на бытовую, семейную или любовную тему.

Плясовые частушки – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических. Во время исполнения плясовых частушек исполнители выполняли простые танцевальные движения: приседания, притопывания, повороты.

Частушки–страдания – двухстрочные и четверострочные произведения о тяжёлой несчастной любви, грустные по настроению, исполняются протяжно. «Семёновна» – произведения с заунывным ритмом. В частушках Семёновна изображается как разбитная русская баба. «Матаня» – в частушках очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика частушек

Каждая частушка имеет свою тему. Тематика частушек разнообразна. Рассмотрим некоторые варианты:

Общественно-исторические частушки. Данные частушки быстро рождаются и быстро исчезают. Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины.

– Гражданская война в России 1917-1922 гг. Конфликт между белогвардейцами и красноармейцами.

Не старайтесь, офицеры,

Красну армию разбить:

Ваше времечко минуло,

И по-старому не быть! (Уральская частушка)

– Конец 20-х – начало 30-х гг. XX века – коллективизация и раскулачивание, история появления колхозов.

– Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Гармонь и частушка, как могли, скрашивали горе и печаль.

– Весь народ ждал Великой Победы. Огромная радость отразилась и в частушках.

-Историческая частушка продолжает жить и сейчас, отражая последние события, которые происходят в нашей стране.

Местные (региональные – Южный Урал, уральские) частушки

Распустила Дуня ленты,

Да, а за нею все студенты.

Эй, Дуня, Дуня – я,

Дуня – ягодка моя.Помимо рассмотренных тем частушек, встречаются именинные, обрядовые, праздничные, спортивные, о покорении космоса, целины, о временах перестроечных, о природе мн.др.

Любовные частушки

Любовь ни что-нибудь такое,

Не платочек носовой.

Платочек снегом занесёт,

Любовь нигде не пропадёт.

Свадебные частушки

Расступитесь-ка, ребята,

Дайте мне частушку спеть.

На такой весёлой свадьбе

Не могу я усидеть!

Сатирические, юмористические

Чушь с экранов нам трындят,

Соль и сахар – белый яд,

Только в это я не верю,

Ем их лет шестьдесят.

Детские и школьные частушки

Я друзья готов к учёбе,

И мой папа говорит:

«Станешь ты, сынок, учёным,

Будешь очень знаменит!»

Рекламные частушки

О перипетиях рекламной жизни решили рассказать в простой и доступной форме – в форме частушек.

Современные частушки придумываются и в наше время.

Заключение

Проведённое нами исследование по данной теме показало, что частушки – выражение весёлого нрава народа, его взгляда на жизнь; и они, как другие жанры устного народного творчества отражают быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края, историю. Тематика частушек разнообразна: личные отношения, трудовые будни, культура, природа, подвиги, беды.

Таким образом, за свою почти двухвековую историю частушка вобрала и переплавила самые разные выразительные средства, как из традиционной крестьянской песни, так и из городской музыки. В результате этот жанр обрёл свою образную систему, свои характерные музыкальный стиль и формы исполнения. Знаменитые исполнители «вывели» частушку на профессиональную сцену. Частушки благодаря самобытному мышлению отечественных композиторов так называемой «новой фольклорной волны» органично вплетены в классическую концертную форму.

Русская частушка уникальна, это особый вид народного творчества. Частушка – это интересный синтетический жанр, вкотором соединяются инструментальная игра, пение итанец. Частушка – один из немногих живых и активно развивающихся жанров русского фольклора. Новых сказок, былин, исторических песен уже не возникает. А частушки и сегодня сочиняют, сочиняют новое на основе старого. Замечательно и образно сказал о частушке Павел Флоренский, изучая этот вид фольклора: «Вечно юная, вечно кипучая частушка – есть бродящее вино народной жизни...» [7- с. 8].

В течение работы я начала создавать сборник «Частушечка-частушка», который в дальнейшем буду пополнять новыми куплетами.