Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Dontsova Y.A. 1 Voevodina E.S. 1
1

Федеральные государственные образовательные стандарты существенно изменили отношение к содержанию образования. В соответствии с требованиями стандарта в основу обучения должен быть включен «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от предметного деления знаний к единообразию восприятия окружающего мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных способов деятельности, способных обеспечить формирование органической картины мира в сознании ребенка.

Игровой подход являются одним из эффективных методов обучения. В играх сочетается нетривиальный поход к организации обучения и разнообразные формы деятельности, что способствует развитию навыков свойственным метапредметным результатам обучения [1].

Основной задачей игры является стимулирование интереса учеников, повышение их внимания, вовлеченности, побуждение к сотрудничеству и здоровой конкуренции [4].

В соответствии с основной задачей, можно выдвинуть следующие требования к игре:

- простота и понятность правил;

- присутствие предметной составляющей, доступной пониманию ребенка;

- сложность материала, соответствующая возрасту ребенка;

- удобство использования вспомогательного материала;

- вовлеченность каждого ребенка в процесс игры;

- обеспечение контроля за результатами игры [2].

Говоря о математике, следует помнить, что сложность этого предмета обуславливается повышенным уровнем его абстрактности. Зачастую, учащимся кажется, что знания, получаемые на этом уроке, не имеют отношения к их повседневной жизни. Игры, проводимые на уроке в рамках «недели математики», могут помочь разнообразить деятельность учащихся, удержать их внимание и активизировать их познавательную инициативность [3].

Игра «Математический элиас» является адаптированной версией игры «Элиас», разработанной в Финляндии. Целью игроков игры является объяснение загаданного слова напарникам по команде, без использования жестов, произнесения загаданного слова и однокоренных с ним слов. В рамках урока математики данную игру можно использовать для закрепления материала и при проведении повторительно-обобщающего урока.

Учащиеся разбиваются на пары и получают карточки с математическими терминами. Игра проводится в несколько раундов, длительность одного раунда 1 минута. Цель игры – объяснить, как можно больше терминов и привести свою пару к победе. Учитель в данном случае выступает организатором игры. В случае нечетного количества игроков учитель может выступить в качестве партнера одного из учащихся.

Правила игры:

1. Важно подбирать правильные синонимы, ориентируясь на знания партнера;

2. Запрещается использовать однокоренные слова, однако можно подбирать синонимы, описывать качества и свойства, придумывать ассоциации;

3. При объяснении словосочетания необходимо объяснять его целиком. Например, если на карточке написано «равнобедренный треугольник» нельзя говорить «это треугольник, у которого две стороны равны». Необходимо объяснить и само слово «треугольник»;

4. Правильным считается только точный ответ;

5. Если слово никак не получается разгадать, можно взять другую карточку, однако этот ход будет считаться штрафным;

6. Победа в игре зависит от обоих партнеров, ведь слова они объясняют по очереди.

В рамках данной игры можно повторять основные понятия математики, фигуры, их свойства, вспоминать известных личностей, их научные достижения.

Данная игра соответствует следующим метапредметным результатам обучения:

-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов;

- делать умозаключения по аналогии;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- выполнять свою часть работы, достигать результата и координировать свои действия в соответствии с действиями других членов команды;

- делать выбор и брать ответственность за решение;

- владеть способами самоконтроля и рефлексии;

- корректировать свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившейся ситуации, возникших трудностей;

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

- признавать свое право на ошибку и такое же право других [5].

Таким образом игровая внеклассная деятельность может стать хорошим подспорьем для формирования метапредметных УУД у учащихся средней школы.