Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Khanina T.V. 1
1

Цели урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение;

Задачи:

1)Образовательные:

- продолжить работу над установлением связи между сложением одинаковых слагаемых и действием умножения; закреплять умения решать задачи и находить значения выражений изученных видов.

2)Развивающие:

- развивать вычислительные навыки;

- логическое мышление, умение анализировать, оценивать;

- развивать интерес к учебному материалу, способам решения задач;

3)Воспитательные:

- воспитывать интерес к математике и литературе;

-самостоятельность и способность к преодолению трудностей.

Планируемые результаты УУД:

Предметные: понимать связь между умножением и сложением ( умножение – есть сумма одинаковых слагаемых).

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение, интерес к новому изучаемому материалу.

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять ее в течение урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения.

Тип урока: комбинированный (повторение изученного, освоение и закрепление нового материала)

Оборудование: проектор, экран, презентация, компьютер, учебник, портрет К. И. Чуковского, карточки с заданиями, наглядный материал, насекомые с домашним заданием., смайлики для рефлексии, рисунки солнышка и тучки.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Ребята, у нас сегодня праздник-мы с вами принимаем гостей на своем уроке...

-Как вы думаете, зачем они к нам пришли?

-Для гостей - все самое лучшее, вот поэтому мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно и радостно у нас.

-На ваших партах лежат рисунки солнца и тучек. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Минута чистописания.

-Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число, классная работа.

-Какое число сегодня?

-А какой по счету месяц март?

-Пропишите цифры 6 и 3.

- И полезна и важна математики страна.

Урок я хочу начать словами китайской мудрости:

Я слышу - и забываю,

Я вижу- и запоминаю,

Я делаю- и понимаю.

- Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну математики. Урок у нас сегодня необычный-путешествие в сказку. К нам в гости пришел замечательный детский писатель К.И. Чуковский (фото писателя)

-Кто помнит его настоящую фамилию? Мы сегодня попадем в одну его замечательную сказку, а вот в какую, вы сейчас попробуете отгадать.

2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Устный счет.

- Название этой сказки зашифровано в числовых выражениях. Вы должны прочитать числовые выражения разными способами и найти их значения. Каждому числу соответствует буква,

54+33=

88-56=

77+9=

25-8=

- Поставьте числа в порядке возрастания. Переверните карточки. Если задание выполнили правильно, то у вас получится слово (рис. 1).

17

32

86

87

м

у

х

а

Рис. 1 Отгадка

-Как же называется эта сказка?

-Но прежде чем попасть в сказку, нам нужно открыть в нее ворота, а для этого нужно выполнить задание.

-Замените, где это возможно, сложение умножением.

6+5+5+6=

22+22+22=

3+3+3+3+7=

8+8+8+8=

2+2=

6+6+6+6+6=

5+5+9+55=

- Почему не везде можно заменить сложение умножением?

-Что же такое умножение?

-Кто мне сформулирует тему сегодняшнего урока?

-Правильно, сегодня мы продолжаем работу по теме «Умножение». Будем учиться решать задачи на умножение и повторим решение задач разных видов.

-Итак, сказка начинается.

Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

-А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда выполните следующее задание.

(26+4)-29= (рисунок 1 рубля на доске)

-Какую же денежку нашла Муха? А сколько это копеек?

-Сколько десятков в числе 100? А сотен?

-Сколько значков требуется для записи числа 100? Значит какое оно?

3.Актуализация знаний.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Приходите тараканы

Я вас чаем угощу.

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали.

А букашки по 3 чашки

С молоком и крендельком.

-Букашек 5. Каждая выпила по 3 чашки. Сколько чашек они выпили?

-Что я вам прочитала?

-Что должно быть обязательно в каждой задаче?

-Прочитайте условие задачи?

-Прочитайте вопрос задачи?

-Сколько чашек выпила 1 букашка?

-Сколько букашек пили чай?

-Какое слагаемое повторяется?

-Сколько раз?

-Как записать решение задачи?

-Что вы можете сказать про слагаемые?

-Что мы умеем делать с одинаковыми слагаемыми?

-как записать решение задачи умножением?

-После решения задачи что мы должны записать?

-Что означает первое число в умножении?

-Что означает второе число?

4.Первичное усвоение новых знаний. (На доске рисунок сапожек)

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые,

В них застежки золотые.

-Вот какие сапожки. Красивые?

-Сколько у Мухи ножек?

-Значит и сапожек тоже 6.

-На каждом сапожке по 2 застежки. Сколько застежек на 6 сапожках?

- Сколько застежек на 1 ножке?

-Сколько ножек у Мухи?

-Какое слагаемое повторяется?

-Сколько раз оно повторяется?

-Как записать решение задачи сложением?

-Как записать решение задачи умножением?

-Молодцы.

5.Физкультминутка.Выполняют движения под музыку

6.Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа.

А сейчас проверим как вы поняли решение задач на умножение.

Откройте учебники на стр. 51 № 2.

Прочитайте задание самостоятельно.

-Прочитайте вслух.

-О чем в задаче говорится?

Сколько парт в 1 ряду?

-Сколько рядов в классе?

Сделаем схематический чертеж вместе (рис. 2). Обозначим 1 парту квадратиком. Сколько у нас рядов?

1р.

2р.

3р.

Рис. 2 Схематический чертёж

-Запишите решение задачи самостоятельно, сначала сложением, а потом умножением. Молодцы.

-Гости пустились в пляс. Посчитаем сколько было пар. Что значит пара?

Пляшет Муха с Комаром,

Козявочка с Мотыльком.

А Жук рогатый-

Мужик богатый

Шапочкой машет.

С Бабочкой пляшет.

7. Обобщение и систематизация знаний. (рисунок баночек с медом на доске)

Приходила к Мухе

Бабушка-Пчела.

Мухе-Цокотухе

Меду принесла.

-А мед Пчела принесла в двух баночках. В одной банке 50 грамм меда, а в другой 25 грамм.

-Поставьте вопрос задачи так, чтобы задача решалась вычитанием.

Бабочка-красавица,

Кушайте варенье.

Или вам не нравится наше угощенье?

Бабочка съела 12 ложек вишневого варенья, а яблочного на 4 ложки больше. Сколько всего ложек варенья съела бабочка?

-Какое варенье ела бабочка?

-Значит, чтобы составить краткую запись к задаче, какие опорные слова нам нужны?

-Решим эту задачу у доски.

-Чем питается бабочка?

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

- Гости разбежались, спрятались.

И никто даже с места не сдвинется,

Пропадай, погибай, именинница.

А кузнечик, а кузнечик,

Ну совсем как человечек.

Скок, скок, скок, скок,

За кусток, под мосток

И молчок.

-Найдите карточку, на которой изображена линия. Что это за линия?

-Что такое ломаная? Что такое ломаная?

-Посмотрите, какими прыжками скакал Кузнечик.

Работа в парах. Измерьте длины его прыжков. Найдите длину ломаной.

- А Паук зубы острые

В самое сердце Мухе вонзает

И кровь у нее выпивает.

Муха криком кричит, надрывается,

А злодей молчит, ухмыляется.

- Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик. Рисунок 3 на доске.

-Найдите у себя рисунок фонарика.

         
 
   
 
   
 
   

Рис. 3 Фонарик

-Из каких геометрических фигур состоит фонарик?

-Сколько треугольников7

-Сколько квадратов?

-Сколько прямоугольников?

-А сколько четырехугольников?

-Что мы знаем о квадрате?

-Что мы знаем о прямоугольнике?

-Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 2 см.

-Что такое периметр?

-Решите самостоятельно.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли нашел периметр ваш сосед.

- Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей.

- Комарик подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает.

Муху за руку берет

И к окошечку ведет:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил.

И теперь душа-девица

На тебе хочу жениться».

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали:

Бом, бом, бом.

Пляшет Муха с Комаром.

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница.

8.Итог урока.

Вот и закончилась сказка. Урок подошел к концу. Чему мы учились на уроке?

-Что повторили?

9.Рефлексия.

- У вас на столах лежат смайлики. Поднимите смайлик, который улыбается, если вам понравился урок и вы все поняли на уроке?

-Если вам не понравился урок и вы что-то не усвоили, то поднимите другой смайлик.

10.Домашнее задание.

-Насекомые приготовили вам карточки с домашним заданием. Решить задачу сначала сложением. А потом умножением.