Цели урока: формировать умение решать текстовые задачи на умножение;
Задачи:
1)Образовательные:
- продолжить работу над установлением связи между сложением одинаковых слагаемых и действием умножения; закреплять умения решать задачи и находить значения выражений изученных видов.
2)Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- логическое мышление, умение анализировать, оценивать;
- развивать интерес к учебному материалу, способам решения задач;
3)Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике и литературе;
-самостоятельность и способность к преодолению трудностей.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: понимать связь между умножением и сложением ( умножение – есть сумма одинаковых слагаемых).
Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение, интерес к новому изучаемому материалу.
Метапредметные:
Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять ее в течение урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения.
Тип урока: комбинированный (повторение изученного, освоение и закрепление нового материала)
Оборудование: проектор, экран, презентация, компьютер, учебник, портрет К. И. Чуковского, карточки с заданиями, наглядный материал, насекомые с домашним заданием., смайлики для рефлексии, рисунки солнышка и тучки.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята, у нас сегодня праздник-мы с вами принимаем гостей на своем уроке...
-Как вы думаете, зачем они к нам пришли?
-Для гостей - все самое лучшее, вот поэтому мы с вами должны работать на уроке так, чтобы гостям было интересно и радостно у нас.
-На ваших партах лежат рисунки солнца и тучек. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению сейчас. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Минута чистописания.
-Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число, классная работа.
-Какое число сегодня?
-А какой по счету месяц март?
-Пропишите цифры 6 и 3.
- И полезна и важна математики страна.
Урок я хочу начать словами китайской мудрости:
Я слышу - и забываю,
Я вижу- и запоминаю,
Я делаю- и понимаю.
- Я предлагаю вам отправиться в сказочную страну математики. Урок у нас сегодня необычный-путешествие в сказку. К нам в гости пришел замечательный детский писатель К.И. Чуковский (фото писателя)
-Кто помнит его настоящую фамилию? Мы сегодня попадем в одну его замечательную сказку, а вот в какую, вы сейчас попробуете отгадать.
2.Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Устный счет.
- Название этой сказки зашифровано в числовых выражениях. Вы должны прочитать числовые выражения разными способами и найти их значения. Каждому числу соответствует буква,
54+33=
88-56=
77+9=
25-8=
- Поставьте числа в порядке возрастания. Переверните карточки. Если задание выполнили правильно, то у вас получится слово (рис. 1).
17 |
32 |
86 |
87 |
м |
у |
х |
а |
Рис. 1 Отгадка
-Как же называется эта сказка?
-Но прежде чем попасть в сказку, нам нужно открыть в нее ворота, а для этого нужно выполнить задание.
-Замените, где это возможно, сложение умножением.
6+5+5+6=
22+22+22=
3+3+3+3+7=
8+8+8+8=
2+2=
6+6+6+6+6=
5+5+9+55=
- Почему не везде можно заменить сложение умножением?
-Что же такое умножение?
-Кто мне сформулирует тему сегодняшнего урока?
-Правильно, сегодня мы продолжаем работу по теме «Умножение». Будем учиться решать задачи на умножение и повторим решение задач разных видов.
-Итак, сказка начинается.
Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
-А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда выполните следующее задание.
(26+4)-29= (рисунок 1 рубля на доске)
-Какую же денежку нашла Муха? А сколько это копеек?
-Сколько десятков в числе 100? А сотен?
-Сколько значков требуется для записи числа 100? Значит какое оно?
3.Актуализация знаний.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Приходите тараканы
Я вас чаем угощу.
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
А букашки по 3 чашки
С молоком и крендельком.
-Букашек 5. Каждая выпила по 3 чашки. Сколько чашек они выпили?
-Что я вам прочитала?
-Что должно быть обязательно в каждой задаче?
-Прочитайте условие задачи?
-Прочитайте вопрос задачи?
-Сколько чашек выпила 1 букашка?
-Сколько букашек пили чай?
-Какое слагаемое повторяется?
-Сколько раз?
-Как записать решение задачи?
-Что вы можете сказать про слагаемые?
-Что мы умеем делать с одинаковыми слагаемыми?
-как записать решение задачи умножением?
-После решения задачи что мы должны записать?
-Что означает первое число в умножении?
-Что означает второе число?
4.Первичное усвоение новых знаний. (На доске рисунок сапожек)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки золотые.
-Вот какие сапожки. Красивые?
-Сколько у Мухи ножек?
-Значит и сапожек тоже 6.
-На каждом сапожке по 2 застежки. Сколько застежек на 6 сапожках?
- Сколько застежек на 1 ножке?
-Сколько ножек у Мухи?
-Какое слагаемое повторяется?
-Сколько раз оно повторяется?
-Как записать решение задачи сложением?
-Как записать решение задачи умножением?
-Молодцы.
5.Физкультминутка.Выполняют движения под музыку
6.Первичная проверка понимания.
Самостоятельная работа.
А сейчас проверим как вы поняли решение задач на умножение.
Откройте учебники на стр. 51 № 2.
Прочитайте задание самостоятельно.
-Прочитайте вслух.
-О чем в задаче говорится?
Сколько парт в 1 ряду?
-Сколько рядов в классе?
Сделаем схематический чертеж вместе (рис. 2). Обозначим 1 парту квадратиком. Сколько у нас рядов?
1р.
2р.
3р.
Рис. 2 Схематический чертёж
-Запишите решение задачи самостоятельно, сначала сложением, а потом умножением. Молодцы.
-Гости пустились в пляс. Посчитаем сколько было пар. Что значит пара?
Пляшет Муха с Комаром,
Козявочка с Мотыльком.
А Жук рогатый-
Мужик богатый
Шапочкой машет.
С Бабочкой пляшет.
7. Обобщение и систематизация знаний. (рисунок баночек с медом на доске)
Приходила к Мухе
Бабушка-Пчела.
Мухе-Цокотухе
Меду принесла.
-А мед Пчела принесла в двух баночках. В одной банке 50 грамм меда, а в другой 25 грамм.
-Поставьте вопрос задачи так, чтобы задача решалась вычитанием.
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье.
Или вам не нравится наше угощенье?
Бабочка съела 12 ложек вишневого варенья, а яблочного на 4 ложки больше. Сколько всего ложек варенья съела бабочка?
-Какое варенье ела бабочка?
-Значит, чтобы составить краткую запись к задаче, какие опорные слова нам нужны?
-Решим эту задачу у доски.
-Чем питается бабочка?
Вдруг какой-то старичок-паучок
Нашу Муху в уголок поволок.
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить.
- Гости разбежались, спрятались.
И никто даже с места не сдвинется,
Пропадай, погибай, именинница.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек.
Скок, скок, скок, скок,
За кусток, под мосток
И молчок.
-Найдите карточку, на которой изображена линия. Что это за линия?
-Что такое ломаная? Что такое ломаная?
-Посмотрите, какими прыжками скакал Кузнечик.
Работа в парах. Измерьте длины его прыжков. Найдите длину ломаной.
- А Паук зубы острые
В самое сердце Мухе вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха криком кричит, надрывается,
А злодей молчит, ухмыляется.
- Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик. Рисунок 3 на доске.
-Найдите у себя рисунок фонарика.
Рис. 3 Фонарик
-Из каких геометрических фигур состоит фонарик?
-Сколько треугольников7
-Сколько квадратов?
-Сколько прямоугольников?
-А сколько четырехугольников?
-Что мы знаем о квадрате?
-Что мы знаем о прямоугольнике?
-Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 2 см.
-Что такое периметр?
-Решите самостоятельно.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли нашел периметр ваш сосед.
- Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей.
- Комарик подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает.
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил.
И теперь душа-девица
На тебе хочу жениться».
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали:
Бом, бом, бом.
Пляшет Муха с Комаром.
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница.
8.Итог урока.
Вот и закончилась сказка. Урок подошел к концу. Чему мы учились на уроке?
-Что повторили?
9.Рефлексия.
- У вас на столах лежат смайлики. Поднимите смайлик, который улыбается, если вам понравился урок и вы все поняли на уроке?
-Если вам не понравился урок и вы что-то не усвоили, то поднимите другой смайлик.
10.Домашнее задание.
-Насекомые приготовили вам карточки с домашним заданием. Решить задачу сначала сложением. А потом умножением.