ВВЕДЕНИЕ
«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям: можно, надо, нельзя»,- утверждал В.А. Сухомлинский [16,3].
Каждый ребёнок должен быть настоящим гражданином своей Родины, уметь жить в обществе, уважать законы государства и соблюдать их. Но это невозможно без знания, прежде всего, своих, детских прав и обязанностей.
Взрослые всего мира позаботились о наличии множества нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение прав и интересов детей, однако «сухой язык» закона сложен для восприятия ребёнка. В современной России эту проблему предлагают разрешить с помощью методичек, буклетов, небольших пособий. При этом нет издания, аккумулирующего все (или хотя бы основные) нормы прав о детях.
Было выдвинуто предположение, что дети недостаточно знают о своих правах, обязанностях и ответственности вследствие отсутствия единого кодифицированного сборника законов разных уровней на доступном для них языке.
Цель работы - издать понятный для детского восприятия «Кодекс прав, обязанностей и ответственности детей».
В ходе исследования решены следующие задачи: выявлен уровень знаний школьников в области ювенального права, изучена теоретическую литературу и действующее законодательство разных уровней от международного до местного, составлен в бумажном варианте и отпечатан Кодекс прав, обязанностей и ответственности детей, проведено сравнение показателей правовых знаний после обучения школьников с помощью Кодекса.
При этом были использованы следующие методы: сбор информации через Интернет, печатные издания, правовую базу Консультант Плюс, изучение, обработка и систематизация полученных данных, анкетирование и анализ.
Структура нашей работы определена целью и задачами и состоит из двух частей, содержащих правоведческий и практический материал, графических и фотоматериалов, списка литературы.
Теоретическим обоснованием нашей работы являются монографии Болотовой Е.Л. [11], Магомедовой Э.М. [15], где рассматриваютсяпроблемы защиты прав и свобод ребёнка,содержание отдельных прави попытка их адаптации к современному образованию.
Практическая часть работы состоит из двух этапов: создание кодекса, где были собраны нормы о правах, обязанностях и ответственности детей во всех сферах законодательства, экспериментальная часть по проверке гипотезы.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученного кодифицированного материала при проведении классных часов.
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, в том числе и за детьми. Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью [2, ст17].
Права -это установленные и охраняемые государством нормы и правила.
Обязанности -это определённый круг действий, обязательных для выполнения.
Ответственность– необходимость отвечать за свои действия, поступки.
Ребёнком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее 18 лет.
В Российской Федерации действуют множество нормативных правовых актов, устанавливающих как права и обязанности детей, так и их ответственность. Эти акты приняты на разных уровнях: международном (Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 г.), федеральном (Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»), региональном (Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», «О правах ребёнка») и многие другие.
Основные права детей (право на жизнь, имя, свободу, неприкосновенность, охрану здоровья и т.п.) содержатся в международных актах, Конституции РФ.
Отдельным блоком можно выделить нормы семейного законодательства РФ и её субъектов. Вопросы воспитания, защиты семьи и детства находятся в совместном ведении РФ и её субъектов [1, 72], в связи с чем авторами учитывались федеральное законодательство, а также законы Республики Саха (Якутия). Здесь особому вниманию уделяется права ребёнка на получение содержания от родителей, право ребёнка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и родственниками, обязанность уважить их. Мнение ребёнка должно учитываться при различных вопросах, касающихся его интересов (выбор школы, дополнительных и спортивных занятий, места проживания при разводе родителей и т.д.) [3, ст57].
В век развития рыночной экономики особенно важен комплекс имущественных прав детей. Так, ребёнок имеет право собственности на заработанные доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования. Детям разрешается самостоятельно заключать ряд сделок, в частности, относящимся к мелким, самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и осуществлять права автора произведений науки, литературы и искусства.
Вместе с тем каждый ребёнок должен помнить, что он несёт самостоятельную ответственность по совершенным им сделкам, а также отвечает за причинённый другим лицам вред.
Каждый ребёнок обязан получить основное общее образование. Обучающийся ребёнок обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, посещать учебные занятия. В данной области у него также имеются специфичные права выбор школы, каникулы, бесплатное пользование учебной литературой.
За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарной ответственности - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность [6, ст.43].
В области трудового законодательства у детей имеется комплекс прав, позволяющий им свободно трудится, выбирать работу или занятие, которые не вредны для здоровья и образования. Это и медицинские осмотры, и сокращённый рабочий день, и предоставление отпуска в удобное время и много другое.
Следует учитывать, что у детей – работников театров, цирка, спортсменов имеются дополнительные особенности регулирования их труда.
Обязанность детей соблюдать трудовой распорядок, бережно относиться к имуществу приводит к отсутствию необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности.
Отдельные категории детей (дети-сироты, беспризорные, дети, совершившие правонарушения и преступления) обладают специфическими правами и обязанностями. Несовершеннолетним не назначается смертная казнь, они имеют право на бесплатную юридическую помощь, детям, оставшимся без попечения родителей гарантируется помощь государства , в том числе в виде трудоустройства и обеспечения жильём.
Права и интересы детей и каждого ребёнка в отдельности нуждаются в защите. Эту функцию выполняют родители, а также различные государственные органы (комиссии по делам несовершеннолетних, суды, прокуратура, уполномоченный по правам ребёнка и т.д.)
Действующее законодательство гарантирует ребёнку комплекс прав, способствующих формирование человека как свободной, нравственной и просвещённой личности.
СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В процессе исследования изучались нормативно-правовые акты, из них выделялись основные положения, касающиеся темы исследования, а затем обобщались в группы: основные права, права, обязанности и ответственность в сфере семейного, гражданско-правового, трудового, административного, уголовного законодательства, в области образования и т.д.
Приведены нормы законодательных актов разных уровней от международного до местного в редакции, действующей на момент издания кодекса, сделаны краткие выводы, оформленные постатейно.
Кодекс ориентирован для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Каждая статья снабжена авторскими комментариями на доступном для детей языке. Кодекс украшен авторскими яркими иллюстрациями. Имеет два приложения: Памятка безопасности (правила безопасного поведения на улице, в подъезде, лифте и т.д.) и Список телефонов помощи, содержащий необходимые сведения об организациях, осуществляющих защиту детей.
Кодекс учитывает и специфику семейного законодательства, которое отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её регионов. В нем есть ряд норм, принятых и действующих в Республике Саха (Якутия).
Кодекс имеет вступительную статью, обращённую к руководителю, учителям, друзьям, одноклассникам, юристам-профессионалам, помогавшим разбираться в непростых вопросах права.
Кодексом удобно пользоваться, он имеет оглавление, напечатан разным шрифтом для выделения главного.
Готовый проект был отпечатан в профессиональной типографии (рис. 1).
1. 2.
Рис. 1 Обложка и пример страниц созданного при исследовании Кодекса прав и обязанностей детей для детей (1,2)
Для создания Кодекса в бумажном варианте потребовалось:
1.Бумага А4 - 250 листов, 250 руб. (приобретена на собственные средства автора);
2. Компьютер для набора текста - предоставлен в пользование родителями бесплатно;
3. Услуги типографии - 2000 руб. (оплачены собственными средствами автора).
Итого себестоимость книги составила 2250 руб.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
В процессе работы было проведено анкетирование на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» (рис.2). Вопросы анкеты: какие права детей вам известны? Есть ли у детей обязанности и какие? Несут ли дети ответственность и какую?
Было опрошено 200 детей в возрасте от 10 до 16 лет.
Оценивали учитель истории и обществознания высшей категории, стаж 36 лет, и юрист-практик, Советник юстиции, стаж 20 лет.
В ходе исследования было выяснено, что дети недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях, имеют слабое представление о своей ответственности и не владеют информацией о применяемых в отношении несовершеннолетних наказаниях.
Рис. 2 Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» до эксперимента
92% опрошенных заявили, что у детей есть право выражать своё мнение, а также право на свободу и семью.
Однозначным было мнение 99,9 % опрошенных, что основные их обязанности - это учёба и помощь по дому.
Также категорично высказались школьники относительно методов наказания: запрещено бить детей и кричать на них.
Единицам учеников 5-х классов известны такие права, как право на жизнь, имя, бесплатное образование.
Ребята 7-х и 8-х классов дополняют этот перечень правом на жилье, бесплатное лечение и защиту.
Девятиклассники указывают на право личной жизни, получения содержания от родителей, право на имущество, личную неприкосновенности и свободу вероисповедания.
Если 5-й класс своими обязанностями в основном считает учёбу, уроки и помощь родителям, то дети постарше считают себя обязанными уважать и слушаться родителей, соблюдать законы государства, нормы морали и школьный устав.
Относительно ответственности знания самые слабые.
Из нарушений, за которые может последовать наказание, самыми распространёнными ответами были указание на плохие отметки и поведение.
В качестве наказаний дети предлагают рассмотреть лишение гаджетов и сладкого.
Несколько опрошенных высказали мнение, что наказание может последовать за нецензурную брань, насилие, убийство и кражи. Какое наказание, ответить не смогли.
И только три подростка ответили, что за совершенные преступления могут оштрафовать и лишить свободы, поместив в колонию для несовершеннолетних.
Около 7 % опрошенных не смогли ответить ни на один из поставленных вопросов, заявив, что у детей нет прав и обязанностей или они их не знают.
Анализируя ответы школьников, можно сделать вывод, что с возрастом их знания в области права становятся более глубокими, но они все же недостаточны.
ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
С помощью созданного кодифицированного сборника прав автором проводилось обучение ребят, прошедших анкетирование.
Вначале беседы презентовался Кодекс, доносилась цель и идея его создания.
После презентации дети читали данный сборник, обсуждали его и задавали автору интересующие вопросы. После обучения (3 урока) ребятам предлагалось заполнить контрольные анкеты, содержащие те же вопросы, что и в первоначальной. Оценивали результаты анкетирования те же эксперты.
Контрольное анкетирование показало более высокий уровень знаний учащихся всех возрастных групп в области ювенального права (рис. 3).
Рис. 3 Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» после эксперимента
Расширился перечень называемых прав: на имя, на семью, бесплатное образование, медицинскую помощь, на труд, отдых, имущество и т.д.
Дети стали правильно понимать свои обязанности, установленные законом, именно законом, а не нормами морали, принятыми в обществе.
Они стали различать уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность, сумев назвать виды наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних.
При этом во всех возрастных группах увеличилось количество детей, рассуждающих о правовых вопросах и верно использующих юридические термины, чем при экспериментальном анкетировании.
100% учащихся смогли ответить на поставленные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы подтвердилась гипотеза автора о низкой правовой культуре детей в силу отсутствия кодифицированного сборника законов на доступном для них языке. Эксперимент показал, что возможно повысить правовую культуру детей посредством изучения созданной при настоящем исследовании работы – Кодекса прав, обязанностей и ответственности детей.