О проблемах дошкольного образования в нашей стране активно говорят в последнее десятилетие, однако эффективных способов их решения на государственном уровне пока не предлагается. Сегодня первоклассник должен первого сентября принести в школу не только букет цветов для первой учительницы, но и изрядный багаж знаний. Первоклашке, идущему в обычную общеобразовательную школу, полагается уметь читать по слогам, писать печатными буквами и считать до двадцати. Надо ли говорить, что для лицеев и гимназий эти требования повышаются в разы.
Ответственность за подготовку к школе ребенка как в интеллектуальном, так и в моральном плане, полностью ложится на плечи родителей. Процесс подготовки включает в себя две взаимосвязанные цели: воспитание разносторонне развитой личности и формирование психологической готовности к школьному обучению. Именно поэтому географии отводится ведущая роль в системе дошкольного образования.
Цель: выделить основы познания многообразия жизни на планете Земля у дошкольников.
Методы:
1. изучить литературу
2. определить основные направления по изучению географии
3. формирование кругозора дошкольника при подготовке к школе.
География - одна из древнейших наук. С незапамятных времен люди пытались изучить землю: сначала свое ближайшее окружение, потом стали отправляться в путь, чтобы узнать, что находится за лесами, за морями.
Маленький ребенок, сначала изучает свою комнату и квартиру, потом отправляется исследовать двор и ближайшие улицы. Став постарше, начинает изучать город, в котором живет. В некоторых подростках так сильно желание узнать, как выглядит море, горы, другие города, что они отправляются в самостоятельное путешествие.
Первое чему начинают учить ребенка - это смена дня и ночи затем времена года и т.д.
География это взаимосвязь всех наук воедино, нет такой науки, которая хоть краешком не затрагивала бы географию в какой либо мере. Поэтому начинать надо с самого раннего детства, хотя непроизвольно знакомство само собой начинается и родителями и в детских дошкольных учреждениях.
Изучение географии должно идти в четырех направлениях:
1. Мы должны показать детям, что любое пространство, даже очень большое, можно зарисовать на небольшом листке бумаги – познакомить ее с принципами создания плана местности и географической карты.
2. Познакомить с географической картой мира, материков, нашей страны, научить различать изображение гор, морей, рек, городов и т.д. Научить детей находить на карте наиболее значимые географические объекты. Познакомить с животными, растениями и людьми разных народностей, проживающих на Земле и с местами их обитания и расселения на карте. Показать детям, где находятся (на карте) и как выглядят основные природные и рукотворные достопримечательности Земли.
3. Рассказать об основных типах рельефа, о строении рек (устье, приток и т.д.), побережий (залив, бухта, полуостров и пр.) и других географических единиц. Дать представление о внутреннем строении Земли.
4. Совершите вылазку в соседний двор с помощью компаса! Малыш будет в восторге от такого «путешествия», а вы сможете попутно рассказать ему не только об ориентировании с помощью компаса, но и других важных приметах, по которым можно найти нужную дорогу или определить стороны света.
Особенно важно, при изучении географии не выделять эту науку из других занятий малыша. Читаете книжку про приключения Чипполино? Тут же покажите на карте, где находится Италии, чем она примечательна, какой там климат, жители, пища. И наоборот, показывая на карте ребенку какую-либо страну, добавьте к описанию знакомые малышу сведение. Например, указав на Китай, напомните, что именно отсюда были завезены к нам столь любимые малышом апельсины.
Увлекательным пособием для малыша, изучающего географию, могут стать спутниковые карты. С их помощью можно не только переместиться в любой уголок мира и подробно рассмотреть его, но и наглядно разъяснить ребенку, что такое сложное понятие – масштаб, ведь спутниковые карты позволяют постепенно увеличивать изображение, от страны и города, до улицы и отдельного дома.
Естественно все занятия должны проходить правильно с точки зрения возрастных особенностей дошкольника. Ряд психолого-педагогических экспериментов убедительно доказывает наличие новой, возникающей и интенсивно развивающейся в конце дошкольного возраста формы общения ребенка со взрослым - произвольно-контекстного общения, овладение которым - необходимое условие принятия учебных задач и залог успешности последующего обучения детей в школе. Деятельностью, которая обеспечивает возникновение и развитие этой формы общения, является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольника, а также игра с правилами, достигающая пика своего развития в самом конце дошкольного возраста.
Таким образом подготовка старших дошкольников к школьному обучению должна вестись в системе развивающих игр и строиться на необходимости формирования у них произвольно-контекстной формы общения и предпосылок учебной деятельности.
Анализ развития игровой и учебной деятельности применительно к проблеме готовности к школьному обучению, приводит к выводу об особом значении учебной задачи и характерного для нее обращения на усвоение способов действий, с одной стороны; а с другой - о важной роли игр по правилам для введения детей в деятельность учебного типа и развития способности принятия учебной задачи. Следовательно, принятие учебной задачи и адекватное действование в ситуации такой задачи может служить критерием, диагностирующим психологическую готовность к школьному обучению.
В описании методики организации процесса подготовки рассматриваются различные виды игр, их роль в формировании психологической готовности к школьному обучению, способы эффективного обучения дошкольников игре, а также роль взрослого в этом обучении. Взрослый выступает перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, это представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит и которого надо слушаться, то есть это взрослый, который противостоит ребенку. Другая же роль - взрослый как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником: его совсем не обязательно беспрекословно слушаться, с ним можно спорить, играть во все детские игры и забавы. Игре можно научить, находясь только во второй роли, то есть взрослого как равного партнера. В режиссерской игре взрослый участвует не в качестве равного партнера, а становится ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы, которые стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами.
География - это одна из дисциплин в которой можно применить все виды игр исходя их психолого-педагогических особенностей как группы дошкольников, так и индивидуального обучения.
Именно этот предмет формирует мировоззрение ребенка, расширяет кругозор, тренирует память и внимание, развивает любознательность. На фоне географии можно изучать и совершенствовать занятия по математике, развитию речи. На музыкальных занятиях география находит место как изучения фольклора и традиции различных народов мира.