Введение:
«…Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.»[1 c.46]
Как много для человека значат воспоминания. Александр Сергеевич Пушкин трепетно вспоминал моменты своей жизни. Особенно часто он вспоминал своих лицейских друзей. Цель данной работы изучить, как пушкинское окружение повлияло на его творчество, как Пушкин общается с друзьями после окончания лицея?
Личность Кюхельбекера, его воспоминания о лицейском времени.
Вильгельм Кюхельбекер родился 21 июня (10 июня по старому стилю) 1797 года, в Петербурге. Родом из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817), где началась его дружба с поэтами Александром Пушкиным и Антоном Антоновичем Дельвигом. Служил в Коллегии иностранных дел; преподавал русский и латинский языки. В 1820-1821 годах был в заграничном путешествии; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, в которых обосновывал необходимость политических преобразований в России (лекции были прерваны по приказу русского посольства).
В 1822 году Вильгельм Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале Алексее Петровиче Ермолове. В ноябре 1825 был принят Кондратием Федоровичем Рылеевым в Северное общество декабристов. Во время восстания декабристов 14 декабря 1825 в Петербурге Вильгельм Карлович стрелял в великого князя Михаила Павловича, пытался построить солдат для контратаки. После подавления восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве, приговорён к смертной казни, замененной каторгой, которую отбывал в Динабургской, Свеаборгской и других крепостях. С 1836 года был на поселении в Сибири.
Ранние стихи Кюхельбекера (он начал печататься в 1815 году) следовали традиции элегической поэзии Василия Андреевича Жуковского. В начале 20-х гг. он активно выступил против сентиментализма с позиций возглавленного Павлом Александровичем Катениным одного из течений декабристского романтизма: программная статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликовал в 1824 в альманахе «Мнемозина», который В.К. Кюхельбекер издавал вместе с Владимиром Федоровичем Одоевским), Тираноборческая трагедия «Аргивяне» (1822 — 1825), стихотворение «К Ахатесу» (1821), «К друзьям на Рейне» (1821) и другие, противостоявшие камерной лирике своей открытой гражданственностью. Творчество Вильгельма Карловича периода заточения и ссылки свидетельствует о его верности прежним идеалам (стихотворение «Элегия», 1832, «На смерть Якубовича», 1846, и др.) Большая заслуга в собирании и издании сочинений Кюхельбекера принадлежит Юрию Николаевичу Тынянову (автору романа «Кюхля», 1925) и др. советским литературоведам.
Вильгельм Кюхельбекер скончался 23 августа (11 августа по старому стилю) 1846 года, в Тобольске.
Вспыльчивость, обидчивость и "бреттерство" Кюхельбекера были анекдотическими.
Дуэль по недостаточным причинам, "из вздора" прочно ассоциировалась в период до ссылки Пушкина с именем Кюхельбекера. По рассказу Ольги Сергеевны Павлищевой, Корф, вызванный Пушкиным за то, что побил его камердинера, ответил ему: "Я не принимаю вашего вызова из-за подобного пустяка не потому, что вы Пушкин, а потому, что я не Кюхельбекер" Есть еще более показательное свидетельство того же Павлищева: "Обидчивость Кюхельбекера порой, в самом деле, была невыносима... Так, например, рассердился он на мою мать за то, что она на танцевальном вечере у Трубецких выбрала в котильон не его, а Дельвига; в другой же раз на приятельской пирушке у П. А. Катенина, Кюхельбекер тоже вломился в амбицию против хозяина, когда Катенин, без всякой задней мысли, налил ему бокал не первому, а четвертому или пятому из гостей".
Кюхельбекер навсегда сохранил о лицее воспоминания. Культ «дружбы», возникает у него в лицее; он объединяет в «Союз» Пушкина, Дельвига и себя, а затем Баратынского и Грибоедова; это сказывается в ряде лирических пьес Кюхельбекера и является главной его темой его лирики.
В крепости и ссылке он часто вспоминает о лицейском быте, причем он особенно останавливается мыслью на Пушкине. Он пишет своей племяннице А.Г.Глинке: «…в наше время бывали в лицее балы, и представь, твой старый дядя тут же подплясывал, иногда не в такт, что весьма бесило любезного друга его Пушкина, который, впрочем, ничуть не лучше его танцевал…»
«…Как я часто думаю о тех, с которыми ранее был дружен..»[2 c.85]
Ссора Пушкина и Кюхельбекера, ее отражение в стихотворениях Кюхельбекера.
Ко времени 1817-1818 гг. относится не совсем выясненный эпизод с ссорой Пушкина и Кюхельбекера, вызвавшей дуэль. По Бертеневу, дуэль произошла около 1818 года из-за известной эпиграммы:
«За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно,
Так было мне, мои друзья,
И Кюхельбекерно, и тошно.»[3c.132]
Кюхельбекер стрелял первый и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: «стреляй, стреляй!» Пушкин насилу его убелил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен и вскоре они помирились.[4c.53]
Ссора не могла не отразиться на творчестве поэтов. Кюхельбекер в 1821 году пишет стихотворение «Разуверение». Так же, о произошедшей ссоре свидетельствует еще одно стихотворение, которое не имеет точной даты создания «К N». Известно, что данное стихотворение имело несколько вариантов названия.
Можно сказать, что Кюхельбекер, не смотря на ссору, очень нежно и трепетно относится к Пушкину, любит своего друга и заботится о нем. Это искренняя и преданная дружба, которая постижима не каждому.
К периоду 1817--1819 гг. относится еще одно стихотворное послание Кюхельбекера к Пушкину « К Пушкину (из его нетопленой комнаты)».
Таким образом, личность Пушкина, его дружба, любовь не забыта Кюхельбекером. Как Пушкина волнует каждый момент, каждое воспоминание, связанное с лицейскими годами, с его верными друзьями, так Кюхельбекера волнует каждое воспоминание о Пушкине.
Последний год личного общения Пушкина и Кюхельбекера. Их дальнейшая связь.
1820 год - последний год личного общения Пушкина и Кюхельбекера. Пушкин 6 мая высылается из Петербурга в Екатеринослав.
Отъезд Кюхельбекера за границу состоялся 8 сентября. Дальнейшие пути их больше не скрещиваются. Но зато в области литературной никогда не возбуждал у Пушкина такого интереса Кюхельбекер, как именно в период 1820-1825 гг., и никогда их общение не было более близким. Именно в 1820- 1823 гг. в письмах Пушкина с юга к Гнедичу и Дельвигу неизменно встречаются вопросы о судьбе Кюхельбекера. Переписка между обоими опальными друзьями была затруднена. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что они прибегают к посредникам, чтобы осведомляться друг о друге.
Так, Владимир Андреевич Глинка, поддерживающий дружеские отношения с Кюхельбекером, является его осведомителем о Пушкине в 1822 г., когда Кюхельбекер живет в селе Закупе Смоленской губернии, у своей сестры Ю. К. Глинки. Осенью 1822 г., по-видимому, распространились слухи о смерти Пушкина. В. А. Глинка пишет 20 сентября 1822 г. из Могилева: "...и я вам, любезнейший Вильгельм Карлович, свидетельствую мое усерднейшее почтение и спешу известить о несправедливых слухах касательно смерти вашего приятеля г. Пушкина. 29 ноября 1822 г. В. Глинка писал: "К г. Пушкину адресуйте наши письма: Бессарабской области в город Кишинев; где его теперешнее пребывание". 6 декабря (из Могилева) он посылает книги Кюхельбекеру, причем письмо его интересно для характеристики читательских отношений к "Кавказскому пленнику" и для истории русского байронизма:
"Покорнейше благодарю вас за дружеское письмо от 26-го ноября, по которому спешу переслать к вам обещанные книги. - Пушкин вас восхитит прекрасными стихами, но к концу пьесы всякой будет называть хладнокровного пленника неблагодарным в любви к прекрасной Черкешенки; но Шилионский узник - какая разница, - с начала и до конца и восхитит и растрогает вас. Каков перевод? Я имею многие повести соч. лорда Бейрона (Джяур, Мазепа, Калмир и Орла, Осада Коринфа и Абидосская невеста). Переведены чудесно прозою господином Каченовским; ежели вы не читали их, то с первою почтою к вам перешлю. К г. Пушкину можете писать через меня, только поторопитесь. Я наверное увижу его в Киеве во время контрактов или оттуда перешлю где находится".
Посланный Глинкой "Кавказский пленник" вызвал в начале 1823 г. послание Кюхельбекера к Пушкину "Мой образ, друг минувших лет", где Кюхельбекер между прочим говорит:
« Но се- в душе моей унылой
Твой чудный Пленник повторил
Всю жизнь мою волшебной силой
И скорбь немую пробудил»!
Можно сказать, что Пушкин и Кюхельбекер поддерживают связь даже после разлуки. Это говорит о дружбе поэтов, об их интересе друг к другу. Пушкина интересовало мнение Кюхельбекера о «Кавказском пленнике», ему важно было это мнение. Не часто, люди, которые расстаются, поддерживают длительные связи, однако, это не относиться к Пушкину и Кюхельбекеру. Это именно те люди, которые горячо любят, помнят друг друга.
Кюхельбекер в творчестве Пушкина.
В Ленском "Поэте" по- пушкинскому плану-оглавлению "Онегина", была воплощена трактовка поэта, которую проповедовал Кюхельбекер, - высокого поэта; выяснено отношение к ней; сюда вошли некоторые реальные черты Кюхельбекера и, наконец, - реальные отношения Пушкина и Кюхельбекера, особенно ясно и остро во время писания 2-й главы поставившие вопрос о дружбе, помогли развитию сюжета "свободного романа", еще неясного для самого Пушкина:
«Крикун, мятежник и поэт.
Он из Германии свободной
Дух пылкий, прямо благородный
Дух пылкий u немного странный
Ученость, вид немного странный»
«...Он верил, что друзья готовы
За честь его принять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника…»[5c.67]
Тема дружбы поэтов - основная, как мы видели, в творчестве Кюхельбекера. Тема "враги и клеветники" -ясно определилась в его творчестве в 1820 г. Таково стихотворение "Поэты" -послание Пушкину, Дельвигу и Баратынскому.
Таким образом, характеристика Ленского: «Дух пылкий и довольно странный» ,его обидчивость в начале III главы оказались недостаточно сильными мотивировками внезапной дуэли. По-видимому, ее мотивировали портретные черты прототипа, оставшиеся вне поэмы.
Первым, указавшим на портретность дуэли Онегина и Ленского, был Л. Поливанов: "Вспыльчивость Кюхельбекера, который и в лицее порою выходил из себя от товарищеских шуток над ним, не чужда и Ленскому... К довершению сходства - самому Пушкину суждено было драться на дуэли с этим другом своего детства - и первый вызвал Кюхельбекер".
Таким образом, характер Ленского имеет множество сходных черт с характером Кюхельбекера. Сцену, где происходит дуэль, можно назвать автобиографичной. Пушкин не забывает своего Кюхельбекера, запечатлевает, увековечивает его образ в романе «Евгений Онегин».