Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Gostyukhina V.I. 1
1

На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проживает коренное население, относящееся к малочисленным народностям Севера – ханты и манси.

В последние годы возрос интерес к системам природопользования традиционных обществ, произошло развитие этноэкологического направления в науке. Актуальным является выявление и изучение специфических черт, своеобразия этноэкосистем, адаптивная стратегия этносов в конкретной среде обитания [1]. В связи с этим мы решили подробнее изучить традиции и обычаи этих народов, узнать, как они взаимодействовали с природой, какие экологические традиции передавали своим потомкам.

Цель настоящих исследований: изучить экологическую культуру и традиции коренных малочисленных народов ХМАО-Югры ханты и манси.

В задачи исследований входило:

1. Ознакомиться систорией происхождения народов ханты и манси, изучить культуру, традиции и быт коренных народов Севера и определить главные сферы взаимодействия их с природой.

2. Выявить, как традиции народов ханты и манси способствовали развитию экологического мышления молодого поколения, какие идеи лежат в основе этих традиций.

3. Выявить основополагающие принципы взаимоотношения хантов и манси с природой.

Первые сведения о народах ханты и манси относятся к XI веку. Какова была численность остяков и вогулов (так их называли русские до начала 20 века) к моменту присоединения Сибири к Российскому государству, неизвестно. Население Тобольского Севера в начале ХХ века составляло 38 693 человек, в том числе 26 тыс. «инородцев» [2].

По данным переписи населения 2010 года численность хантов в округе составила 19068 человек, манси – 10977 человек.

Эти два народа отличаются друг от друга прежде всего образом жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, которые населяют тундру. Собственно, и быт их соответствует этому занятию. Охота для них также не чужда, однако она никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) проживают по берегам Оби, Иртыша, в тайге. Охота и рыбалка имеют для них важное значение. Раньше эти люди жили лишь промыслом, а также занимались собирательством. Поэтому среди хантов очень развито культовое поклонение деревьям, а также почитание тотемных животных. Начиная с XIX века ханты занялись оленеводством. Имеются также данные о том, что ханты и манси занялись оленеводством с XIII-ХV вв, переняв у ненцев.

Олени играют важную роль в жизни этих двух народов. Они служат и средством передвижения, и материалом для пошива национальной одежды (малицы, кисы). Рога служат материалом для изготовления орудий труда, из них делают сувениры, шкурами утепляют жилище и т.д.

Жизнь ханты и манси тесно связана с водой, и поэтому важным транспортом для них всегда являлась лодка, изготовленная из осины или кедра (облас или обласок). В зимнюю пору не обходились без лыж, ходить на которых учились с раннего детства. Лыжи также изготовлялись из древесины сосны, кедра или ели. Однако основной транспорт зимой – это нарты. Бывают ручные нарты (собачьи), либо оленьи [3].

Национальная культура этих двух северных народов весьма традиционна и консервативна, но, если в европейских культурах человек – это царь природы, то у обских угров природа живая, она одухотворена, и требует особого к ней отношения, или взаимодействия. В большей степени это проявляется в культуре ханты, что в первую очередь связано с различиями в их мировоззрениях.

Несмотря на то, что оба народа придерживаются язычества, в их верованиях существует множество различий. Так, традиционные верования манси возникли на базе погребального обряда. Все обряды и обычаи направлены на почитания памяти умерших родственников или предков. Духи в основном изображаются в человеческом облике.

В мировоззрениях же ханты немаловажную роль играют культы, связанные с природой. Это почитание стихий природы, запечатлевшихся в многочисленных мифах и легендах. Объекты природы также наделяются душой, считаются живыми [5].

Взаимоотношения с природой были обусловлены бытом и родом деятельности хантов и манси. Главная характерная черта этих культур – это поклонение природе. Отношения «человек-природа» всегда имели особое значение и отражались в традициях и обычаях: «прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения», «никогда не бросать мусор в огонь» и др.

Свое отношение к природе они передают через устное народное творчество, к которому относятся с большой любовью и трепетом. Как драгоценностихантыимансихранят легенды, предания, сказки, мифы, загадки, а также обычаи и ритуалы и бережно передают их из поколения в поколение.

В хантыйских и мансийских сказках отражена жизнь народа со всеми ее радостями и горестями, мудростью и оплошностями. Они несут в себе уроки, которые были бы очень ценны и в современном мире: «будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое необходимое»; «чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед трудностями»; «не совершай дурных поступков». В воспитании детей ханты и манси широко используют силы и энергию природы – неба, солнца, земли, луны, звезд, воды, огня, воздуха, ветра, зверей, птиц. Все эти понятия закреплены в обрядах и верованиях [6].

Идея бережного отношения к природе прослеживается в пословицах и поговорках этих народов: «Не вылавливай из озера всю рыбу – оставь потомкам», «Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата!», «Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают», «Природа жива, как жив человек», «Оставь землю потомкам такой, какой увидел ее в детстве» и т.д.

Природа в традициях, обычаях и ритуалах всегда стоит на первом месте, а человек во всем ей подчинен и обязан ее почитать.

У обоих народов не существовало строгого различия между животным и человеком. Животные также почитались особо. Верования запрещали им селиться вблизи излюбленных мест обитания зверей, нельзя было охотиться на молодого зверя, на беременных самок, шуметь в лесу. Запрещалось ставить слишком узкие сети для ловли рыб, чтобы не навредить молодняку.

Особо почитались культы промысловых животных. Например, требовалось пожертвовать первую добычу или улов у одного из деревянных идолов. С этим связано множество различных племенных праздников и церемоний. Большинство из них носило религиозный характер.

Важное значение в традиции хантов занимал медведь. Согласно верованиям, первая женщина в мире родилась именно от медведицы. Огонь людям, а также многие другие важные знания подарил, Великий Медведь. Животное это высоко почиталось, считалось справедливым судьей в спорах и делителем добычи. Многие из этих поверий дошли и до наших дней.

Выдры и бобры почитались как исключительно сакральные звери, предназначение которых могли знать лишь шаманы. Лось был символом надежности и благополучия, достатка и силы. Ханты считали, что именно бобер привел их племя к реке Васюган.

Особое место в культуре ханты и манси занимают растения, а именно деревья. Считалось, что каждый вид дерева символизирует свою часть бытия. Некоторые растения считались священными. К ним было запрещено приближаться или переступать через них без разрешения. Было известно и о благоприятных свойствах некоторых растений [7].

Уже в те далекие времена были созданы первые ограничения экологического характера, такие как исключение из промысла отдельных видов флоры и фауны, а также обширных территориальных угодий.

Любовь к природе, которой учат с детства, является у этих двух народов неписаным законом. Люди радуются первому снегу, дождю, ветру и бурану, морозу и жаре, от души радуются прилёту весенних птиц, даже появлению комаров, началу ледохода, т. е. любому изменению природы и берегут её.

Основной закон взаимоотношений человека с природой звучит так: «Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того». Всё, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью. Ведь в таких нелёгких условиях проживания нельзя жить по-другому. Нужно беречь красоту, данную природой.

«Бережно относясь к природным богатствам - вы уважаете и самого себя!» На этом принципе основана духовная культура ханты и манси. Человек, нарушивший этот принцип, подвергался всеобщему презрению.

Ханты и манси во всех своих деяниях неукоснительно придерживаются правила:«Как сегодня с сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ» [7].

Таким образом, исходя из изложенного, мы пришли к следующим выводам:

1. Главными сферами взаимоотношения традиционных обществ хантов и манси с окружающей средой являются жизнеобеспечение и природопользование.

2. В основе традиций рационального природопользования хантов и манси лежит идея поддержания равновесия с окружающей средой и ее обитателями.

3. Основополагающими принципами взаимоотношений обоих народов с природной средой являются: глубокое знание среды обитания, принципы всеобщего уважения, непротивопоставления (уподобление) и всеобщей взаимосвязи.