Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему в нашей жизни отсутствие силы воли часто называют основной причиной многих проблем, а иногда и бед? Я часто слышу в школе: «Он - волевой человек». «Ты безвольный» «Вся проблема в том, что у тебя слабо развиты волевые качества» и.т.д. Меня давно интересует эта тема, и я решила узнать больше о волевых качествах человека и их развитии.
На мой взгляд, сила воли нужна нам для достижения каких-либо целей или решения важных задач в нашей жизни. Сила воли – это проявления зрелой личности - способность к самоконтролю и самообладанию в сложных жизненных ситуациях, устойчивость перед всевозможными соблазнами и вредными привычками,которые могут навредить нам и нашему здоровью.
На сегодняшний день проблема развития волевых качеств у школьников является одной из самых актуальных проблем образования и воспитания. Часто, когда сила воли дает “сбои”, большинство людей чувствуют себя неудачниками: они не владеют собой, не достигают целей. Другие, несмотря на все трудности, находят в себе силы и не сдаются. Они достигают все поставленные перед собой задачи. Это и есть проявление волевых черт характера.
Как показали различные источники информации, в нашем современном мире менее 3% людей достигают большего, чем остальные 97%. Лишь 5,14% выполняют поставленные задачи на каждый день, 15% не планируют и не собираются выполнять задачи и только 1,15% выполняют все поставленные задачи за год.
В своем исследовании нам хотелось изучить особенности проявления волевых качеств у младших школьников нашей школы. Наше исследование проводилось в МБОУ «Черлакская гимназия» в 4 классе в октябре-декабре 2021 года. В исследование приняли участие 22 человека.
Мы выдвинули гипотезу нашего исследования: мы предположили, что у детей младшего школьного возраста обучающихся 4 класса слабо развиты волевые качества.
Цель исследования: изучение особенностей сформированности волевых качеств у младших школьников.
В круг задач нашего исследования вошли:
• изучить научную литературу по предложенной проблеме;
• подобрать диагностические методики по изучению волевых качеств обучающихся 4 класса;
• провести диагностику: анкету И.Ю. Исаева «Диагностика волевых качеств ребенка»;
• проанализировать полученные результаты;
• создать электронный сборник - тренажер волевых качеств «Надо! Могу! Хочу!» для школьников, педагогов и родителей;
• Создать гид - видеоролик для сборника - тренажера волевых качеств «Надо! Могу! Хочу!» с целью сопровождения электронного пособия для школьников, учителей и родителей и разместить его на сайте в разделе «Кабинет психолога».
• провести игровую программу с ребятами 4 класса.
Тип проекта: по доминирующей деятельности- исследовательский
по содержанию-межпредметный
по продолжительности- средней продолжительности
по количеству участников- индивидуальный
Методы исследования: эмпирические методы исследования – анкетирование; теоретический метод – анализ научных источников.
Предмет исследования: волевая сфера младших школьников
Субъект: волевые качества младших школьников
Продукт: электронный альбом - тренажер для младших школьников по развитию волевых качеств с применением игровых технология "Надо! Могу! Хочу!»
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.[9]
Особенности возраста:
· дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
· совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
· неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
· нервно-психическая ранимость ребенка;
· неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
· развитие познавательных потребностей;
· развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
· изменение способности к произвольной регуляции поведения.
· Основная особенность этого периода -коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Основная особенность этого периода -коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.[9]
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников
Эмоционально-волеваая сфера— это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.
В исследовании Н.А. Степановойвыявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс. [4]
В эмоциональной сфере младшего школьника растет сдержанность, преобладает бодрое, жизнерадостное настроение ученика, ребенок проявляет интерес и доброжелательность к окружающим. В то же время эмоции младшего школьника еще очень бурные, ребенок легко теряет равновесие, выходит из себя, подвержена аффектов (Л. Славина).
В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. В одних случаях чувства способствуют развитию воли, в других — тормозят. Так, например, бурное развитие нравственных чувств под влиянием школьного коллектива (чувства долга, товарищества и др.)
[ Н. Ю. Завьялова «Особенности воли младших школьников»/ Н. Ю. Завьялова. Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 19-21. ]
Воля -это способность человека сознательно управлять своимповедением и деятельностью, мобилизовать все свои силы на достижение поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия.
Воля как характеристикасознания и деятельностивозникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она неразрывно связана с мотивами иэмоциональными процессами. Воля проявляется какуверенностьчеловека в своих силах, как решимость совершать тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.[6]
2.2. Психологические особенности волевых качеств
По мнению Альберта Крылова волевые качества–это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.
Волевые качества, характеризующие самообладание. П. А. Рудик определяет самообладание как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. По другому определению самообладание— это власть человека над самим собой. С нашей точки зрения, самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя ряд самостоятельных волевых качеств, связанных с подавлением побуждений, обусловленных отрицательными эмоциями. [Крылов А.А. «Психология». 2-е издание. Издательство «Проспект», 2005 г./с. 120]
Таким образом, волевые действия представляют собой простой или сложныйволевой акт,который имеет свою структуру и особенности:
1.Побуждение к совершению волевого действия (потребности и мотивы человека).Важным побудителем к волевым действиям являютсячувства.Они заставляют побеждать трудности, настойчиво добиваться поставленной цели.
2.Осмысление цели действия.Не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, т.к. у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний. В результате возникаетборьба мотивов(процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия). Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярные. Например, студент хочет сходить на дискотеку, но у него ещё не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех.
Таким образом, борьбу мотивов можно рассматривать как ядро волевого акта, в ходе которой оформляетсяцельдеятельности, осмысливается её основная специфика.
3.Осмысление средств и способов достижения цели (мысленное планирование), от правильного использования которых зависит достижение конкретного результата. При выборе средств неизбежно приходиться считаться с действующими в обществе нормами поведения. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства».
4.Принятие решения –заключительный момент борьбы мотивов. Появляется чувство ответственности за действие. Но недостаточно создатьидеальный образ цели(чего хочу достичь), необходимо также и мобилизовать себя на её достижение. Для этого требуетсяволевое усилие –это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.) и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели.
5.Исполнение принятого решения.Человек строит своё поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке.
В книге Альберта Крылова «Психология» к волевым качествам, характеризующим самообладание, относятся выдержка, решительность, смелость.
Выдержка–это устойчивое проявление способности человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, сильные влечения, желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта. [с. 120]
Решительность— это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации.Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к не желаемому результату («Быть или не быть— вот в чем вопрос»).
В большинстве случаев решительность связана с временем принятия решения в альтернативной ситуации, когда есть выбор. Однако она может проявляться и в безальтернативной ситуации, когда человек уже точно знает, что необходимо
Смелость (храбрость)— это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе, и эффективно управлять своими действиями и поведением. [c. 120]
В бытовом сознании Альберт Крылов возникновением страха отмечает трусливость. На самом деле страх— это защитная биологическая реакция, появляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не поддаваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.
Практическая часть
Наше исследование проводилось в МБОУ «Черлакская гимназия» с октября по декабрь 2021 года. В исследование приняли участие 22 обучающихся 4 класса. Мы выбрали методику И.Ю. Исаевой в сборнике «Досуговая педагогика: учебное пособие» [8]. Методика представляет собой анкету, состоящую из 15 вопросов, на которые, школьники дают ответы «да», «нет» или «не знаю».
Автор выделил 3 уровня развития волевых качеств у школьников. При сумме баллов от 1 до 12 речь идет о низком уровне развития волевых качеств. В 4 классе из 22 человек мы нашли только одного обучающегося, что составило 4,6%.
Отличительной чертой характера исследуемых этой группы, является избирательность: они делают то, что легче и интереснее, даже если это им невыгодно. К обязанностям часто относятся безответственно, что бывает причиной многих неприятностей и проблем. Личная позиция этих школьников выражается примерно так: «Мне это не нужно». Любую просьбу или требование они воспринимают без интереса или негативно с чувством протеста. Они не хотят, а иногда не могут довести начатое дело до конца, часто бросают одну деятельность и берутся за другую.
Так же автор методики выделяет другой портрет школьников, где количество баллов составляет от 13 до 21. В нашем исследовании это большая часть группы - 20 человек, что составило 90,8%. (приложение№1)
Что представляет собой психологический портрет этих школьников? Это группа ребят, у которых волевые качества развиты на среднем уровне. При встрече с трудностями или препятствием, школьники не опускают руки, а действуют, преодолевая её, однако если есть возможность обойти данные препятствия, они обходят их без особых раздумий.
Твёрдость и упорство проявляется у них не всегда, обещания не всегда сдерживают. Неприятную работу постараются выполнить, хотяи с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя никогда не возьмут.
Наконец, нам было интересно выяснить - сколько ребят обладает высоким уровнем развития волевых качеств. В нашем исследовании мы обнаружили только 1 человека с высоким уровнем развития волевых качеств. Это также составило 4,6%. Каков же психологический портрет младшего школьника с высоким уровнем проявления волевых качеств? На него можно положиться, он не подведет. Его не страшат новые поручения или дела, которых другие сторонятся. Однако, иногда их твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Стремление достигать свойственна этой категории школьников. Очень часто - это стремление достигать цель, во что бы то ни стало. Яркий пример проявления морально-волевого качества: спортсмен, которому не дается трудный элемент. Если он не пасует после первой — десятой неудачной попытки, то проявляет тем самым упорство.
Выводы:
Наше исследование показало, что уровень развития волевых качеств у младших школьников имеет средний уровень, а не низкий, как изначально предполагалось в нашей гипотезе. Таким образом:
1. наше исследование не подтвердило нашу гипотезу.
2. У большей части обучающихся 4 класса волевые качества развиты на среднем уровне.
3. Из 22 человек низким уровнем развития волевых качеств обладает только один ученик.
4. Удалось выяснить что, высоким уровнем развития волевых качеств в 4 классе из 22 человек обладает только 1.
Заключение
Продуктом нашего исследования стало электронное пособие для учителей и родителей младших школьников альбом - тренажёр «Надо! Хочу! Могу!», которое будет размещено на сайте школы в разделе «Психология». В данное пособие включены такие игры как игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Эта игра помогает развивать наблюдательность, волевую регуляцию и умения действовать по заданному правилу. В игре участие принимает группа детей. Игра «Найди и промолчи». Цель игры воспитывать организованность – умение следовать цели, рационально использовать время, установленное для выполнения задания, умение ускорить темп работы, развивать выдержку, наблюдательность, сообразительность, выдержку. Участвует группа детей. Игра «Угадай, о ком говорим». Цель игры: развитие уверенности в себе. Участвует также группа детей. Все игры, которые включены в наш сборник, помогут развить ребенку волевые качества, и в первую очередь развить уверенность в себе. Данные игры можно проводить в актовом зале нашей школы, расставив кругом стулья или в 6 кабинете на мягких и удобных пуфиках.
В завершении своей исследовательской работы отмечу, что волевые качества, воспитывающиеся в младших классах – это фундамент будущих побед и стремлений.