Введение
Искусство плетения предметов домашнего обихода известно с древних времен. Наибольшего распространения это ремесло достигло в XVIII – XIX веках в Центрально-Европейской части и на Севере России. Жители лесных мест собирали корни кедра, сосны, ели, березы, тополя, черемухи, бересту, а затем плели корзины, короба, детские люльки, хлебницы, чаши, шкатулки и другие изделия.
Сейчас мы научились обходиться и без корзин – ведь есть сумки, мешки, вёдра, тазы. А раньше ни одна семья не могла в своём быту обойтись без плетеной корзинки. И мне стало интересно узнать: «Как изготавливали корзинки? И какой материал использовали? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы.
Объект исследования: традиционные материалы коренных ремёсел народов Севера – береста и кедровый корень.
Предмет исследования: технология плетения предметов быта из корней кедра и бересты у народа манси.
Цель: сравнение традиционных корзин народа манси.
Задачи:
1. Собрать и изучить информацию из различных источнков: музейные экспозиции, носители культуры, литература и интернет.
2. Сравнить два вида корзин.
3. Изготовить сувенир «Корзиночку».
Методы исследования: поиск информации, анализ и сравнение, наблюдение, изучение свойств материала, изготовление модели.
Гипотеза исследования: Различные виды корзин отличаются технологией изготовления и заготовкой материала.
Новизна исследования в составлении сравнительной таблицы, где отражены описания двух видов корзин.
Практическая польза исследования: получение первоначальных навыков исследовательской деятельности, обобщение знаний для использования на занятиях по технологии, сохранение семейных традиций.
Описание исследования
В ходе исследования была собрана доступная информация из надёжных источников: экспозиции районного Учинского историко-этнографического музея имени А.Н. Хомякова, описания корзин и технологии их изготовления основателя музея – Хомякова Анатолия Николаевича, альбома этнографических рисунков творческого объединения «Культура», сайтов государственных учреждений и средств массовой информации нашего округа.
В Учинском историко-этнографическом музее меня заинтересовали две плетеные корзины – из бересты и кедрового корня. Обе корзинки изготовлены по мансийским традициям. Внешний вид этих корзин заметно отличаются друг от друга и технологии изготовления тоже. Полученные в процессе осмотра наблюдения я внесла в сравнительную таблицу.
Эти корзинки изготовил для музея носитель традиционной культуры – Анатолий Николаевич Хомяков, основатель музея, от которого я узнала, как мастер выбирает и заготавливает бересту и кедровый корень для корзин.
Способ заготовки бересты.
Береста, пожалуй, самый распространенный материал в быту у коренных малочисленных народов Севера.
– Если нужна береста на зимнее время, тогда ее снимают осенью до заморозков, а если на лето, то весной – во время сокодвижения. Как сок прекращает бежать – кора прилипает к стволу. Сначала нужно присмотреться к самому дереву, ствол которого должен быть прямым. Чем меньше черных пятен на коре, тем лучше. Сборщик в первую очередь делает небольшой надрез, несильно нажимая на нож. После руками нужно снять по кругу бересту.
При этом надо соблюдать следующие основные правила: Не повреждай коры и самого ствола дерева и не сдирать с одного дерева чересчур больших кусков бересты. И то и другое вредит дереву.
– Летнюю, светлую бересту, тоже используют, но по ней не выскабливается узор. Она тонкая и мягкая. Узоры прорисовываются на той бересте, которую снимают осенью и весной, – она темная. Тем не менее, с летней берестой тоже работают.
Первый этап обработки бересты – снятие верхнего тонкого белого слоя (ветродуя) сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычного ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия. Поэтому расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала.
Третий этап – нарезка лент бересты. Нарезать материал можно ножом. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента, пролежавшая не скрученная несколько часов, становится непригодной для работы. Снятую пластами бересту, укладывают один на другой и укладывают под пресс. В клубках и пластами береста может храниться много лет.
Технология изготовления берестяной корзины.
Поместите бересту втеплую воду примерно начас. Подвесьтеее, чтобы стекла лишняя вода.
Когда наповерхности бересты неостанется видимой влаги, нарежьте полоски одинаковой длины. Длина полосок иихколичество будут зависеть отразмеров корзинки.
Важно: количество горизонтальных ивертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.
Мыиспользовали схему 7×7полос. Длина полосок бересты зависит отвысоты бортиков корзины.
Возьмите половину заготовленных полосок иразложите ихнастоле, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата.
Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы еекрая загибались квам.
Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней).
Вплетя все горизонтальные полоски бересты, вцентральной части увас должен получиться квадрат.
Проверьте, вкакую сторону лучше загибать бересту. Водну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, апри загибе вдругую сторону, береста может слоиться.
Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста неслоилась. Загните все полоски пограням плетеного квадрата, используя металлическую линейку.
Выровняйте полоски вдоль одной изсторон квадрата ивплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило навсе четыре стенки нашей корзинки. Незабывайте оклассической схеме плетения, иудостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается ввашу сторону.
Такимже образом вплетите еще две полоски бересты.
Загните все три полоски полинии пересечения споследней извертикальных полос, вкоторые они вплетены.
Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению поуглам.
Повторите теже операции сполосками вдоль третьей ичетвертой сторон квадрата.
Обрежьте остатки полос, вплетенных встенки корзины избересты, оставив запас примерно в5см. Вплетите оставленные части полос встенку, которую плели первой.
Корзинка избересты обретает форму. Наэтом этапе можно вплести еще несколько полосок встенки, чтобы добиться желаемой ихвысоты.
Важно: после плетения стенок должно остаться приблизительно по7см полосок, изкоторых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть ивплести внутрь корзинки.
Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите ихпод третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать донужной длины.
Проделайте эту операцию совсеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся невплетенными. Внутри корзинки, попериметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить спомощью прищепок.
Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика ивплетите ихпод вторую сверху горизонтальную полосу бересты.
Обрежьте вертикальные полоски донужной длины, чтоб они неторчали изпод горизонтальных. И наша корзинка готова.
Способ заготовки кедрового корня.
Корень кедра, по сравнению с корнями других деревьев, эластичный и прочный. Из корня делали предметы домашней утвари разной формы и объема в зависимости от назначения. Работа с корнем в традиционной среде считалась мужской работой – требовалась большая физическая сила. Корень брали летом, в определенное время, заготавливали его впрок, скручивая ленты в мотки. Корень извлекали из земли с помощью тупого топора, такой топор меньше повреждает корневище. Земля прорубалась в 2-2,5 метрах от ствола. Полученный материал обрабатывали: расщепляли ножом на 4-6 кусков треугольного сечения, от полученных кусков отделялась сердцевина, которую не выбрасывали, а использовали в качестве вязального материала. Ленты кедрового корня необходимо было размягчить, для этого его замачивали в кипятке на несколько минут, затем прижимая корень обухом ножа, сгоняли с него лишнюю влагу. Корень слегка плющился, с него снимались остатки коры и неровности. В результате получали ленточку приблизительно 6-8 мм шириной и 2-3 мм толщиной. Длина зависела от того, как вырвался корень из земли (1,5- 1,7 метра), совсем короткие куски, менее метра, в дело не шли. Лицевая поверхность из-под коры правильно обработанного корня должна быть гладкой и глянцевой.
Технология изготовления корзины.
Изделия из корня имели названия: коренушки, корешатки, корневатки, кореноватики.Изготавливается корзина путём оплетения черёмухового прута лентами из кедрового корня. Техника плетения состоит в продёргивании рабочей ленты в щель, сделанную шилом на оплётке предыдущего витка. После требуется туго затянуть плетение, чтобы сосуд оставался плотным при высыхании. Традиционные формы корневатиков (круглая, овальная и прямоугольная), что определяется основой из прута. Отдельно плетётся крышка, которая привязываетсясыромятнымиремешками. Из таких же ремешков делается ручка для переноски изделия.
Корневатики широко использовали для хранения различных мелких предметов обихода: боеприпасов, наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов.
Благодаря высокойгигроскопичностиматериала, плотному плетению и хорошо подогнанной крышке, корневатики защищали содержимое от порчи и отсыревания. Их было удобно переносить и брать в поездки.
В XX веке корневатики утратили своё хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на бо?льшей части прежнего ареала. И, хотя корневатики хранятся в фондах большинства музеевХанты-Мансийского округа, современных мастеров осталось очень мало. В 2010 году корневатик номинировался на одно из чудес финно-угорского мира.
Таким образом, мне удалось собрать довольно полную информацию о двух видах традиционных корзин. Полученные данные отражены в сравнительно таблице.
№
|
Характеристика сравнения |
Береста |
Корень кедра |
1 |
Экологичность |
Береста является экологически чистым материалом |
Корень является экологически чистым материалом |
2 |
Сроки и места заготовки |
Проводить заготовку бересты лучше всего в лесах, где намечаются плановые лесозаготовки, вырубка дорог, просеки. Время заготовки: весна и осень. |
Проводили в сосновых лесах, часто в лесах где растет мох. Время заготовки: летом |
3 |
Рабочие свойства: - гибкость - прочность
-влагоустойчивость
|
- в обработанном виде очень гибкая; - обладает средней прочностью;
- недостаточно влагоустойчива: хранясь во влажном помещении может покрыться грибком (плесенью); |
- во влажном состоянии очень гибкая; - изделия из корня очень прочные, сам по себе корень в сухом виде достаточно хрупкий; -обладает хорошей влагоустойчивостью и мало подвержен гниению; |
4 |
Форма |
Большинство изделий имеют квадратную или прямоугольную формы дна. |
Донышки изделий обычно круглой или овальной формы. Встречаются особые формы корзинок – полусферические, с одной ручкой, которая «замыкает» эту сферу, или широкие, овальные, с двумя отверстиями – ручками на острых концах. |
5 |
Долгосрочность использования изделия |
Имеют гораздо меньший срок пользования и хранения. Они становятся достаточно хрупкими со временем и быстро трескаются и ломаются. |
Очень долговечны, они могут храниться и служить в течении несколько столетий, при этом их внешний вид практически не изменяется. |
6 |
Виды плетения |
Два вида: прямое и косое. |
Три вида: плотное, редкое и очень редкое. Техника плетения: спиральная и кольцевая. |
7 |
Хранение |
Более капризный материал в отношении хранения. Её необходимо хранить в сухом, помещении, избегая попадания прямых солнечных лучей. Поскольку в сыром помещении береста покрывается плесенью и жёлтыми пятнами, а от солнечных лучей меняется цвет. Очень долго хранить нельзя, со временем она пересыхает и становится непригодной к использованию. |
Достаточно покладистый материал в отношении хранения. Его можно хранить в сухом, прохладном помещении, но также он и не боится тепла и света. Он не пересыхает и его можно использовать в работе даже после длительного хранения. |
Проведя сравнительную характеристику двух материалов, мы пришли к следующим выводам:
- Оба материала – экологически чистые продукты;
- Оба материала гибкие, но она обладают разными характеристиками в сравнении по прочности, влагостойкости;
- Изделия из бересты и корня кедра имеют разные формы дна;
- Изделия из корня кедра хранятся гораздо дольше и лучше, чем изделия из бересты;
- В обоих ремёслах существует несколько видов плетения;
- Корень кедра хранится дольше и полностью сохраняет свои рабочие качества, в отличие от бересты, которая их теряет из – за продолжительного и/или неправильного хранения.
- Мне захотелось закрепить полученные знания на практике, но я не мастер и пока не умею пользоваться настоящими инструментами. Зато у меня получилось сделать корзину из газетных трубочек. Тогда я подумал, что можно предложить всем желающим сделать сувенир «Корзинку». Такой сувенир можно дарить всем желающим для хранения различной мелочи.
Заключение
В процессе исследования традиционных материалов коренных ремёсел народов Севера – береста и кедровый корень было проведено сравнение двух видов корзин, которые изготовил Анатолий Николаевич Хомяков для Учинского историко-этнографического музея.
В работе описаны способы заготовки материала и технология изготовления корзин и составлена сравнительная таблица, которая показывает сходства и различия их внешнего вида.
Все поставленные перед исследованием задачи были решены, цель достигнута. Выдвинутая гипотеза о том, что различные виды корзин отличаются заготовкой материала и технологией изготовления подтвердилась.
В Учинском музее много экспонатов сделанных руками Анатолия Николаевича Хомяковым и другими людьми. Я постараюсь узнать все секреты мастеров.