Введение.
У нас дома есть коробочка с пуговицами, которые срезала моя бабушка с одежды, мама делала так же, добавляя их туда. Я люблю играть с содержимым этой коробочки. Пуговки все разные: цветные и перламутровые с ножками и дырочками, граненые и узорчатые.
Пуговица небольшой декоративный элемент одежды, раньше она украшала камзолы, пряталась за планками пальто, выражала мастерство кутюрье. Но в жизни современного обывателя она встречается не часто. Поэтому я хочу узнать историю этого предмета и рассказать ее вам.
Гипотеза: имея в наличии несколько пуговиц, и креативную идею, предположу, что можно изготовить оригинальный декор для одежды и подарка.
Цель: изучить историю предмета одежды – пуговица, изготовить декоративное украшение.
Задачи: собрать материал по теме и систематизировать его, подготовить презентацию для одноклассников, развивать навыки публичных выступлений, провести мастер класс.
Объект исследования: пуговица
Предмет исследования: история пуговицы
Методы исследования: изучение литературы, сбор материала в сети интернет, систематизация материала, практическая работа над темой мастер класса, изготовление декоративного украшения.
Основная часть.
Выделяются четыре основные функции пуговиц:
- утилитарная (застежка);
- декоративная (украшение);
- магическая (оберег, талисман);
- информационная (пуговица как опознавательный знак статуса или должности)
В современном мире основными функциями пуговицы как швейной фурнитуры, являются утилитарная и декоративная. Термин – «пуговка», «пугва» означает «выпуклость», «горбок». Даже загадка такая есть. Маленький, горбатенький в переулке завяз. Ответ-Пуговица. В переводе с английского слово «пуговица» (button) означает нераспустившийся бутон цветка. Древние, наиболее известные пуговицы действительно напоминают цветы, плоды или стилизованных животных
Родиной пуговиц считается Древний Египет. Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся примерно к 2800—2600 до н. э. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н. э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.
Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити.
Ил. 1. Пуговицы Древней Греции
«Пуговица» в русском языке близко соотносится со словами «пугать», «пугало», «пугач». Возможно, это связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей. Также существует название «пугалка», которое, по данным словаря Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах (так назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке). На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. По представлениям наших предков, ворот одежды – очень важная деталь в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми для нечистой силы оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отпугивать от владельцев одежды злых духов Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречаются символы солнца — спираль или круг с точкой посередине Солнечный свет отгоняет силы мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля. Вера в мистические способности пуговицы была жива в народе еще в относительно недавнее время
В России в каждом министерстве, губернской или городской управе, армейских и флотских частях, учебных заведениях были свои, особенные пуговицы. А потому, изучая пуговки, можно, по сути, изучать историю (особенно это относится к периоду XIX – начала XX веков). По ним можно ознакомиться даже с геральдикой и эмблематикой. До конца XVIII – начала XIX веков пуговицы на мундирах были гладкими и различались порой лишь цветом. Так, к примеру, в Полоцком и Могилевском наместничествах были красные кафтаны с белыми пуговицами. А с 1 декабря 1831 года для губернских мундиров ввели желтые пуговицы с губернским гербом.
Ил.2. Форменные пуговицы
Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды. Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе. Та пуговица, которую мы знаем, появилась после изобретения петли в 13 веке. Сами пуговицы были заимствованы крестоносцами у тюркских и монгольских народов и заменили использовавшиеся до этого застежки – пряжки. В этот период материалом служили кость, дерево, металл, медь. Позднее, в 17 веке во Франции появляются первые пуговицы из перламутра. Фаворитами были обтянутые тканями пуговицы. Для укрепления позиций шелкового производства французский закон обязывал использовать для обтяжки шелк. Во времена, когда пуговицы были штучным товаром, цены на них были не маленькими. Пуговицы перешивались со старого платья на новое, передавались по наследству. Богатая шуба соболиная стоила к примеру 3 тысячи, а пуговицы на ней — 7 тысяч.
В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определённое число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигиле (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). В дальнейшем обозначающая роль пуговиц весьма развилась – и в царские, и в советские, и в наши времена форменные пуговицы профессиональных, военных, образовательных учреждений рассказывают о принадлежности носителя.
Но, как и все в мире, в моде, когда изобретение достигает определенного уровня совершенства, его присваивают себе женщины. Так случилось и с пуговицами – только в 18 столетии, когда пуговицы стали настоящим предметом искусства, женщины обратили на них свой взор. Пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря. На пуговицы было легче, чем на шпильки, крепить драгоценные камни, жемчужины и создавать целые композиции. На одну такую пуговицу можно было приобрести дом, а набор пуговиц «тянул» на небольшое княжество.
Цены на пуговицы в те времена мне хочется охарактеризовать как «бешеные». Прежде всего дорогими были материалы. И конечно же работа. В разное время в разных местах появлялись школы мастеров, вносящих все новые инновации или очередной фурор в изготовлении пуговок.
Ил. 3. Пуговица с бубенчиком
Очень любопытная технология cracleglass — это когда стеклянная раскалённая пуговица опускается в холодную воду, и образовавшиеся при этом трещины снова заливаются стеклом. Получается эффект драгоценных камней. Японские мастера расписывали пуговицы цветочными композициями и пейзажами. Изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри. В 17 веке в Европе стали делать мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Под стекло подкладывали цветную фольгу для красоты. В 18 веке появились эмалевые застёжки в виде миниатюр работ художников. Михаил Ломоносов носил на костюме стеклянные пуговицы. Так он пытался популяризировать свое заводское производство стеклянных пуговиц. Пуговицы выполняются из самых разнообразных материалов. С середины ХХ века наибольшее распространение получают пуговицы из различных пластмасс. Когда появилось массовое производство пуговиц, они стали доступны и обесценились.
Однако есть люди, у которых не пропал интерес к пуговицам прошлых столетий. Коллекционеров этого предмета называют филобутонистами. Простые пуговицы XIX-XX веков, которые встречаются в их коллекциях, можно купить по цене от 1 до 60 долларов. А вот цена редких пуговиц доходит и до 50 тысяч! Пристальное внимание филобутонистов вызывают не все пуговицы, а только самые редкие и наиболее ценные. Особым шиком считается владение одной или несколькими оловянными пуговками, например, с мундиров офицеров какой-либо европейской армии восемнадцатого, девятнадцатого веков. Именно в это время оловянные пуговицы получили широкое распространение, но, как ни странно, отыскать и пополнить ими свою коллекцию не так-то и просто. Например, на местах сражений Русской армии с армией Наполеона подобные пуговицы практически не встречаются, хотя иных раритетных находок предостаточно. Всё дело в том, что миллионы повсеместно отлитых из олова пуговиц бесследно исчезли поражённые так называемой оловянной чумой, о которой стало известно только во второй половине девятнадцатого столетия. Европейским пуговичных дел мастерам и в голову не приходило, что чистое олово способно разлагаться до состояния порошка при отрицательных температурах ниже пятнадцати градусов Цельсия. Поэтому на территории современной России оловянную пуговицу найти практически невозможно, их находят в европейских государствах с более мягким климатом.
После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручный материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок. А в 50-60-х годах ХХ века во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Впоследствии появились джинсовые пуговицы на заклепках, пуговицы-кнопки, магнитные пуговицы. Десять лет назад они напрочь исчезли из вида, спрятались за планками пальто и жакетов, моя мама в 90-е застегивала пальто на потайные пуговицы.
Ил. 4. Современные пластиковые пуговицы
В начале 2000-х или нулевых, в эпоху господства джинсов и футболок, пуговицы оставались на заднем плане, а окончательно их разжаловали, когда Альбер Эльбаз в качестве украшения выставил на всеобщее обозрение застежку-молнию. Потом они стали вновь появляться — как тайные, робкие, едва заметные знаки грядущих перемен в мире моды. Сначала огромные пластиковые диски, затем, в 2005 году, началось победное шествие жакетов в военном стиле и джинсовых юбок со сквозной застежкой на пуговицах. Ну а в наши дни даже кожаные куртки усеяны пуговицами в стиле милитари — золотыми и латунными. Сегодня пуговицы серийно выпускают на фабриках, кутюрье создают их на заказ, современные дизайнеры создают авторские коллекции. И даже такому крохотному предмету устанавливают памятники.
Ил. 5-6. Памятник пуговице в Вентспилсе (Латвия) и Памятник иголке в пуговице в Нью-Йорке (США)
Вывод: В современном ритме нашей жизни мы используем пуговицы по нескольку раз в день, причем, даже не видя их – просто «пробежались» пальцами и готово. Обращаем же внимание на пуговицу только в случае ее отсутствия, ведь оторванная мелкая деталь может испортить самый дорогой и изысканный наряд или причинять неудобство. Пуговица – это соприкосновение внешнего мира с внутренним, закрытости и открытости, единства и разъединенности, сдержанности и раскрепощенности. Хорошая пуговица несет в себе загадку. Пуговицы застегиваются медленнее, чем молния, или липучка и эта медленность дает нам возможность поразмыслить, пока мы одеваемся. Они созданы, чтобы прикасаться к ним, чтобы нащупать, придумать историю и иногда разочароваться или любоваться.
Пуговицы можно использовать:
-для украшения одежды и аксессуаров, вязанных изделий;
-для вышивания;
-для отделки аксессуаров для животных;
-для оформления альбомов и открыток;
-для изготовления новогодних украшений и карнавальных костюмов;
-для детских и других рукоделий.
Я создала мастер класс для одноклассников, на котором мы, используя пуговки, придумали декор для джинсовых карманов. Так на нашей современной одежде появились дизайнерские кармашки с пуговками. А ребят младшей группы я научила пришивать пуговицы, а еще мы сделали поделку «Черепашка», на которой панцирь был из пуговок.
Ил. 7. Результат мастер-класса «Черепашка»