Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Kalindeeva E.M. 1
1

Введение

По телевидению часто можно увидеть и услышать о том, как подростки избивают, унижают, идут на кражу, вымогательство, совершают мошеннические действия, компьютерные преступления, осуществляют торговлю оружием, наркотиками. Но почему? Причин много: ради популярности в различных социальных сетях, видеосообществах, сделать что-либо на «слабо», дивиантное поведение, желание выглядеть взрослее и так далее.

Мы, подростки, слышим от взрослых: «Ведите себя достойно!». Но что это значит – вести себя достойно? Это значит не нарушать этические и правовые нормы. Знание юридических норм необходимо для школьников, поскольку часто из-за правовой безграмотности они становятся как правонарушителями, так и жертвами преступлений.

Цель проекта: изучить состояние правонарушений среди подростков 13-14 лет в МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей» и предложить мероприятие, повышающее уровень правовых знаний.

Объект исследования: уровень юридических знаний учащихся МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей».

Предмет исследования: влияние мер профилактики на подростковую преступность в МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы;

2. Выяснение обстановки с правонарушением подростков 13-14 лет в МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей».

3. Проведение мониторингового исследования по знанию юридических норм среди учащихся школ;

4. Анализ полученных данных.

Методы исследования:

- Изучение литературы.

- Проведение анкетирования учащихся 7 классов.

Результаты исследования

В результате анализа информационных данных, опубликованных учеными, социологами, психологами, криминалистами, были выявлены причины совершения правонарушений подростками [1,2,3]. В настоящее время выделяют 4 причины:

В первую очередь во внимание берется семья – либо неблагополучная, либо семьи с чрезмерной опекой и контролем за своим ребенком, лишением всякой возможности принимать решения. Оттого несовершеннолетние нередко назло совершают преступления, чтобы хоть как-то отстоять свою позицию перед родителями.

Вторым звеном идут социально-экономические причины: зачастую преступления совершаются детьми-беспризорниками, занимающихся бродяжничеством, из-за отсутствия нормальных условий жизни в семье. У подростков, имеющих подобные проблемы, появляется потребность в добывании средств существования.

Третьим звеном выступают психологические причины. Характеризует их клептомания

Завершающей причиной, можно назвать отсутствие систематичного досуга

Важно отметить, что правонарушения совершаются подростками не только из неблагополучных семей, но и теми детьми, живущих в благополучных семьях.

В ходе исследования были проанализированы данные Управления полиции по г. Керчь Республики Крым за период 2018-2020 г.г. [7,8,9] Из открытых источников мы узнали, что за 2019 год от общего числа всех зарегистрированных в Республике Крым преступлений на подростков приходится 2,9%.[8] За 2020 год от общего числа всех зарегистрированных в Республике Крым преступлений на подростков приходится 3,1%.[9] Рост составил 0,2%. При этом подростки стали все чаще совершать именно тяжкие и особо тяжкие преступления – это, например, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи. Также идут несовершеннолетние против закона в составе групп и в алкогольном опьянении. Даже после назначения им наказания они снова идут на преступления. Что касается последнего, то это стало происходить все чаще.

Также было выявлено, что значительная часть нарушителей – учащиеся средних технических заведений, 19% нигде не учатся и не работают, 18% - школьники. Кроме того, отметили в управлении образования, есть определенное количество детей, не попавших в статистику – это учащиеся школ, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Наибольшее количество преступлений (8 фактов) совершили учащиеся Керченского морского технического колледжа, пять преступлений – несовершеннолетние студенты Керченского политехнического колледжа, три – судомеханического техникума. Что касается школ, наибольшее количество преступлений (пять фактов) совершили учащиеся школы №17, четыре преступления - учащиеся школы №5, три преступления – учащиеся школы №15, по два преступления – школ №26 и №4, по одному – учащиеся школ №19, 12, 10, 13, а также специализированной школы-интерната. Наибольшее количество правонарушений несовершеннолетние совершают в возрасте 14-17 лет, 80% таких детей воспитываются в неполных семьях. [7,8,9]

В настоящее время на профилактическом учете в отделении по делам несовершеннолетних УМВД по городу Керчи состоит 101 несовершеннолетний и 50 родителей, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности по воспитанию и содержанию детей [9]. Таким образом, за один 2020 год наблюдается рост числа несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учете на 36%.

В рамках проекта среди учащихся седьмых классов было проведено анкетирование с целью исследования и анализа правовой культуры несовершеннолетних 13-14 лет. Исследование проводилось в МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей». В анкетировании приняло участие 32 человека. Ребятам было предложено ответить на 22 вопроса.

По данным анкетирования 89% опрошенных занимаются в различных кружках или секциях, из них у 50 % - занятия связаны с физической нагрузкой, у 33% - занятия связаны с умственной нагрузкой, а оставшиеся 6 % посещают оба вида внешкольных занятий. 11% ничем не занимаются после школы.

На вопрос, «Какие профилактические меры следует проводить среди малолетних и несовершеннолетних подростков для предупреждения преступности?», учащиеся ответили однозначно: проводить беседы с подростками, объяснять, на примерах показывая последствия правонарушения, причем беседы должны проводить не только учителя. Родители обязаны разговаривать со своими детьми о преступности и наказаниях, а еще почаще … обнимать. По мнению респондентов, самую важную роль играют родители и семья. Были высказаны мнения, что необходимо вводить системы наказаний и отправки в колонию детей, неподдающихся перевоспитанию 94% учащихся считают, забота о детях является естественным правом родителей, 6% считают, что заботиться о детях должно государство.

76% респондентов уверены, что уголовная ответственность начинается с 14 лет, 18% - полагают, что с 18 лет, и только 6% считают, что ответственность наступает с 16 лет.

Большая часть ребят – 78% - думают, что за совершение особо тяжкого преступления несовершеннолетнему не грозит пожизненное заключение и смертная казнь, однако 22% уверены в обратном.

На вопрос, кому запрещено нахождение в развлекательном заведении после 22.00 часов, респонденты ответили следующим образом: 56% считают, лицам до 18 лет без сопровождения родителей; 39% - лицам до 16 лет без взрослых, 5% - лицам в состоянии алкогольного опьянения.

Несовершеннолетний считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в день рождения ответили 44% опрошенных, по истечении суток, на которые приходится день рождения – 56% респондентов.

На учет в полицию ставятся несовершеннолетние, по мнению подростков, совершивших одно административное правонарушение – 18%; совершивших два и более административных правонарушений – 50%; склонных к совершению административных правонарушений – 32%.

За выражение нецензурной бранью в общественном месте несовершеннолетний привлекается, по мнению опрошенных, к уголовной ответственности – 11%; к административной ответственности – 89%.

За курение в общественных местах несовершеннолетний привлекается к административной ответственности, считают 44% респондентов, кадминистративному аресту – 28%, к уголовной ответственности – 28%.

Кто является несовершеннолетним? 78% опрошенных ребят ответили, что лицо до 18 лет; 16% - лицо до 16 лет; 6% - лицо до 20 лет.

Мнения разделились и при ответе на вопрос, Как ты оцениваешь свой уровень правовых знаний? Хороший – считают 50% ребят, слабый – 22%, недостаточный – 28%.

Куда необходимо обратиться при нарушении прав? к родителям - Ответили 33% подростков, в полицию – 67%.

Как часто родители с тобой беседуют на тему правовой грамотности и твоей ответственности? Этот вопрос, на мой взгляд, важен при воспитании нас, подростков. Оказалось, что только в 22% семьях родители ЧАСТО беседуют со своими детьми, ИНОГДА беседуют со своими детьми на темы, касающиеся правовой грамотности 72%, и в 6% семей НИКОГДА этого не делают!

Чего мы, подростки боимся в жизни? Многого. Насекомых, змей и пауков боятся 12%, одиночества боятся также 12% респондентов, уголовной ответственности – 6%, ничего не боятся 6% опрошенных, опозориться перед великими людьми боятся также 6% человек, но подавляющее большинство – 58% - боится смерти близких людей.

На вопрос, если с тобой что-то случается, кто придет на помощь? – 70% ответили, что родители и 6% уверены, что им поможет первый прохожий, 18% респондентов затрудняются ответить, 6% опрошенных считают, что им никто не поможет.

Вопрос, что нужно сделать, чтобы подростки не встали на путь преступления? был очень важен. И здесь мнения разделились. Проводить беседы - думают 28%, родителям больше времени проводить с детьми, понимать своих детей – предложили 12%; 22% считают, что детей надо жестко наказывать за провинности; 6% уверены, что достаточно соблюдать законы; 6% предположили, что хороший пример взрослых предотвратит правонарушение подростков; 36% опрошенных не знают, что нужно делать, чтобы подростки не встали на путь преступления.

6% опрошенных ребят гуляют на улице с теми, кто младше по возрасту; 72% - со сверстниками, 22% - с теми, кто старше.

61% респондентов играют в компьютерные игры, при этом у 72% об этом знают родители, 39% ребят вовсе не видят в компьютерных играх достойного времяпрепровождения.

Поскольку 21 век – век internet, то на вопрос Что вызывает наибольший интерес в интернете? Мы получили от ребят разнообразные ответы: смотрят фильмы – 39%, общаются - 22%, получают новую информацию -19%, играют – 10%, читают книги – 10%.

Было выяснено, какие интернет-сайты являются самыми посещаемыми: Вконтакте – 31%; Youtube - 23%; Instagram – 15%; TikTok – 3%; Википедия -7% ; Jutsu – 21%.

После данного социального опроса были выявлены следующие проблемы: некоторые из респондентов не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность все правонарушения, за что ставятся на учет в ОПДН; подростки сами признаются, что имеют минимальные сведения в вопросе об уровне своих правовых знаний, ни один из респондентов не предложил принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних. Возможно, такие результаты опроса связаны с тем, что ребята воспитываются в благополучных семьях. Однако, как сказал знаменитый философ Станислав Ежи Лец «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знания – нередко освобождает».

С целью повышения правой грамотности учащихся 7-х классов, в рамках проектах была разработана викторина «Наши права и обязанности».

Вопросы для викторины

«Наши права и обязанности»

Класс делится на две команды.

Выбираются судья, подсчитывающий баллы команд и ведущий.

За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.

Задание 1 Распределите, что является правами, а что является обязанностями учеников.

Каждой команде дается конверт с заданиями. На обсуждение 2 минуты.

По истечении отведенного времени, ведущий задает вопросы командам.

Уважать учителей (обязанность).

Бесплатное образование (права)

Удобное рабочее место (права)

Отдыхать во время перемен (права)

Охрана здоровья (права)

Соблюдать расписание занятий в школе (обязанность)

Выбирать кружки с секции по своему интересу (права)

Примерное поведение на уроках и переменах (обязанность)

Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения (обязанность).

Бережное отношение к школьному имуществу (обязанность)

Задание 2 «Виды юридической ответственности»

Необходимо правильно ответить: к какому виду ответственности относится нарушение:

1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

3. Избил одноклассника (Уголовная)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

5. Совершил прогул, опоздал (Дисциплинарная)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

9. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

10. Подростки писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

Задание 3 «Определить проступок, правонарушение или преступление».

Ситуация 1.Димаприезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории, близлежащей к школе. Как можно расценить поведение Димы: как проступок, правонарушение или преступление?

Ситуация 2.Старшеклассники поджидали детей за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровиться.

Как можно классифицировать действия старшеклассников: как проступок, правонарушение или преступление?

Задание 4 «Вопрос - ответ»

Вопрос №1 С какого возраста наступает административная ответственность?

Вопрос №2 С какого возраста наступает уголовная ответственность?

Вопрос №3 Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

Вопрос № 4 Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

Подсчитываются баллы команд. Выбирается команда – самая юридически грамотная.

Выводы

В результате проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:

1. причинами преступлений несовершеннолетних на территории города Керчи являются:

- семейное неблагополучие;

- алкоголизация и наркотизация;

2. преобладающими являются преступления небольшой и средней тяжести, направленные против собственности, здоровья человека и против нравственности населения (незаконный оборот наркотических средств).

Вследствие анализа результатов анкетирования было выявлено следующее:

- некоторые из респондентов не знают, с какого возраста наступает уголовная ответственность все правонарушения,

- за что ставятся на учет в ОПДН;

- подростки сами признаются, что имеют минимальные сведения в вопросе об уровне своих правовых знаний.

При всем при этом, ни один из респондентов не предложил принудительные меры воспитательного характера для несовершеннолетних. Возможно, такие результаты опроса связаны с тем, что ребята воспитываются в благополучных семьях.

Однако, как сказал знаменитый философ Станислав Ежи Лец «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знания – нередко освобождает».

Поэтому с целью повышения правой грамотности учащихся 7-х классов, в рамках проектах была разработана викторина «Наши права и обязанности» (Приложение 4).

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что результаты проекта можно будет использовать для дальнейшего изучения проблемы правонарушений подростков 13-14 лет, планировании профилактической работы на уровне МБОУ г. Керчи РК «Школа – морской технический лицей».

Наше исследование не исчерпывает проблему несовершеннолетних, но дальнейшее исследование можно направить по теме: влияние профилактических мер на уровень правонарушений среди подростков 13-14 лет.