Введение
"Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу..."[1].
Каждый из нас может сказать, что играл в детстве в разные игры. Ведь игра – это основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. Игра готовит ребенка к взрослой жизни. Для ребёнка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы детского мира и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться в школе, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство. И именно поэтому я считаю, чтоучеба и игра вполне совместимы. Я вспоминаю уроки, где педагоги применяли игры, это было незабываемо, интересно и увлекательно. Игровая деятельность не только увлекательна, но и полезна. Я очень хорошо вспоминаю эти уроки и игры. Мне очень нравиться посещать такие занятия. Современные дети увлечены компьютерными играми, и большую часть времени проводят за компьютерами и гаджетами, что может отрицательно повлиять на здоровье и на успеваемость в школе. К сожалению, Всё меньше в последнее время можно увидеть детей, играющих в «Прятки», «Казаки- разбойники», «Классики». Ред А между теко можно увидеть ребят за интеллектуальной игрой. Между тем игра, является простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, она мотивирует естественным и доступным путём к овладению знаниями, умениями, навыками. Игра требует рационального построения, организации и применения её в процессе обучения и воспитания.
Мы решили создать для проверки социологическое исследование среди обучающихся класса и выяснить отношение к игровой деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: обучающиеся 3-4 классов положительно настроены к игровой деятельности.
Цель исследования: изучение эмоционального отношения к игровой деятельности обучающихся 3-4 классов.
Задачи исследования:
1. изучить разные научные в теории игровой деятельности;
2. изучить теоретические подходы об особенностях младшего школьного возраста 7- 8 лет;
3. провести социологический опрос среди обучающихся –класса и выяснить их отношение к игровой деятельности;
4. разработать программу интеллектуальных игр «пятью пять двадцать пять» для 3-4 класса.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера младших школьников.
Предмет исследования: эмоциональное отношение к игровой деятельности.
Методы исследования: эмпирические методы опрос, сбор информации, изучение и обобщение, анализ результатов.
Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность (7- 11 лет).
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка [2].
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни.
Поступление в школу— переломный момент в жизни ребенка,переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениямс взрослыми и сверстниками.
Отличительнаяособенность положения школьникасостоит в том, что егоучебаявляетсяобязательной, общественно значимой деятельностью.За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих,одинаковых для всех школьников правил.
Главное,что изменяется во взаимоотношениях ребенка — этоновая система требований,предъявляемых к ребенку в связи с егоновыми обязанностями,важными не только для него самого и его семьи. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает иновые права.
Эмоциональные особенности младшего школьника
В исследовании Н.А. Степановой выявлено, что в целом позитивное эмоциональное состояние на протяжении обучения в начальных классах обеспечивает положительное отношение к учебной деятельности учащихся с 1-го по 4-й класс.[3]
В годы обучения ребенка в начальной школе происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности.
Первой особенностью эмоциональной сферы младшего школьника является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его элементы.
Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко выраженный эмоциональный отклик. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике.
Второй особенностью эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.
Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько в словесной форме ругается, дразнит, грубит; Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка.
Третья особенность - это развитие выразительности эмоций младшегошкольника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).
Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых.
Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.
Интеллектуальные особенности школьного возраста
Развитие памяти в младшем школьном возрасте
Процессы памяти считаются важным условием научения человека различным знаниям и навыкам[4]
Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти:запоминание, сохранение, воспроизведениеинформации. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Важным становится не только то,чтозапомнить, но икакзапомнить.
Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.
Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания: давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить; обсуждать содержание и объем материала;
распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.); учить контролировать процесс запоминания; фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания; учить ребенка понимать то, что он должен запомнить; задавать мотивацию.
Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте
Л.С. Выготский отмечая, что «младший школьный возраст имеет большое значение для развития основныхмыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин.»[5]
В младшем школьном возрасте основной вид мышления —наглядно-образное.Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.
Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие признаки.
Как считают Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский, младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией [6].
Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через способ деятельности: изучают существенные признаки предметов и явлений.
Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.
Л.С. Выготский писал, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте [9].
Внимание младшего школьника
В младшем школьном возрасте преобладаетнепроизвольноевнимание.
Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Объем вниманиямладшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8),распределение внимания—слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Внимание младшего школьника отличаетсянеустойчивостью,легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.
Результаты исследования
Для того, чтобы изучить эмоциональное отношение младших школьников к игры, мы провели анкетирование среди учащихся в нашей школе 3-4 классов. В нем приняли участие 29 человек, мы задали им следующие вопросы с целью определения эмоционального отношения к играм: нравится ли им играть, назвать 1-3 любимые игры, так же вопрос о том, понравилось бы им, если бы на уроках проводились игры и играют ли они дома с родителями.
В результате нашего социологического исследования мы выяснили следующее: На первый вопрос: нравиться ли им играть? 95 % обучающихся ответили положительно, за исключением одного человека это составило 5%. (рис. 1).
Рис. 1. Результат ответов на вопрос «Тебе нравятся игры?»
На второй вопрос: назовите свои любимые игры? большинство обучающихся ответили, что играют в настольные и спортивные игры, это составило 60%, компьютерные игры предпочитают 40% обучающихся (рис. 2).
Рис. 2. Результат ответов на вопрос «Назови 1-3 свои любимые игры»
Что касается третьего вопроса - понравилось бы им, если бы на уроках проводились игры? 90% учащихся ответили, что им понравилось, если бы на уроках проводились игры. Нас это очень порадовало и убедило в актуальности создания сборника интеллектуальных игр «пятью пять двадцать пять». Всего 10% обучающихся написали, что не хотелось бы (рис. 3).
Рис. 3. Результат ответов на вопрос «Тебе бы понравилось, если бы на уроках проводились игры?»
К сожалению, на последний вопрос – играют ли они дома с родителями ? 45% обучающихся не играют дома с родителями и 55% играют (рис. 4).
Рис. 4. Результат ответов на вопрос «Играешь ли ты дома с родителями?»
Итак, с помощью анкетирования мы выяснили, что учащимся нравятся уроки-игры, они помогут лучше понять и запомнить школьный материал, но лучше их проводить в виде повторения или закрепления учебного материала. Так же многих детей интересуют больше настольные игры, нежели компьютерные и, я думаю, родителям стоит больше играть с детьми, ведь многие игры помогают развить память и мышление.
Разработка интеллектуальных игр для обучающихся 3-4 классов
Проанализировав результаты социологического опроса, мы приступили к созданию сборника интеллектуальных игр «пятью пять двадцать пять». В него вошли пять игр и в каждой игре по 25 вопросов, относящихся к заданной теме, все они направлены на повторение пройденного материала . Мы попытались найти самые интересные ребусы, загадки, чтобы обучающиеся развивали логику, смекалку, память, творческое мышление.
Первая игра, которая вошла в сборник называется «в мире литературных произведений». В ней представлены различные загадки про героев рассказов и сказок; задания, где нужно назвать друзей сказочных героев. Так же для красочности слайдов мы сделали фон из картинок различных сказок.
Следующее направление и игру назвали «в мире математике», куда мы и включили различные задачи, примеры и вопросы на логику, над которыми ученикам нужно будет хорошо подумать.
Третья игра называется «В мире природы» подразумевает задания на основе знаний животных и растений, но они не такие легкие, как могут показаться. Мы уверены, что многие ребята узнают для себя новые виды растений, а может даже и животных.
Так же всем знакомая тема «Времена года». Мы попытались сделать ее интересной не только на основе загадок и вопросов по временам года, но и животных, которые любят ту или иную погоду.
Пятая игра называется «В мире русского языка». Одно из интересных, на наш взгляд, заданий - угадать фразеологизм по картинкам, а сами ответы это часть картинки.
В каждой презентации мы использовали различные анимации картинок, текста, например, вылет, появление, панорама, вращение или качение. Они сделают ее более яркой и эффектной. Сам сборник мы создавали в Microsoft PowerPoint , который показался нам более удобным для использования.
Выводы:
Наше анкетирование подтвердило нашу гипотезу- обучающиеся 3-4 классов положительно настроены к игровой деятельности;
1. Из 29 человек большинство обучающихся предпочитают настольные и спортивные игры;
2. Большинство учащихся хотели, чтобы на уроке проводились игры;
3. Из 29 обучающихся, 16 играют дома с родителями, 13 не играют.
Заключение
Таким образом, подводя итоги проделанной нами работы, мы можем сказать, что игра выступает на уроках в виде контроля и закрепления учебного материала школьниками. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, мышление, восприятие. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин « эмоциональный ускоритель » обучения.
На основе проведенного анкетирования у учеников 2 класса школы гимназии мы выяснили, что многим учащимся понравились бы уроки-игры, они вызывают у детей положительные эмоции, что подтверждает поставленную гипотезу. Ведь посредством игры гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку нравится играть. Продуктом моего проекта является созданный сборник интеллектуальных игр для 3-4 классов, игры можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности.