Любое государство имеет свои истоки, свое начало и каждый раз пусть даже неосознанно оно обращается к ним. Культура, своеобразие речи и язык именно это связанно с религией и тоже в свою очередь строиться на базисе православия, которое было навеяно нам с Византии. История Руси на протяжении длительного времени была крепко связана с Византийской империей.
Страны-соседи считались с Византией, видев в ней мощного противника и выгодного союзника. Константинополь ее «бриллиант», по своим размерам был очень выдающимся, и по исследованиям историков к началу XI в. его население подсчитывало более миллиона человек. Архитектурные сооружения и богатое убранство города привлекало внимание заграничных торговцев, путешественников, а также подогревало любопытство восточных славян.
В Древнерусских летописях содержится большое количество информации о русско-византийских отношениях, в свою очередь она очень противоречива. Еще в IX веке славяне совершали набеги со стороны Кавказа, Крыма, разоряя окраины Константинополя. Но так продолжалось не долго, переломным моментом стало решение славян объединиться в государство. На процесс развития Руси как государства повлияло ее географическое положение, а так как через равнины проходила торговая дорога, которая связывала Скандинавию с Царьградом, «путь из варяг в греки». Когда Русское княжество стало входить в систему международно-торговых отношении, это стало хорошим фундаментом для возникновения русской государственности. Чуть позже восточные славяне благодаря своему новому выгодному положению, начали взаимодействовать с разными народами, перенимая друг у друга культуру, быт и нравы.На данный момент примером развитой державы являлась Византия, поэтому восточные славяне стремились наладить с ней тесное сотрудничество. Но больше всего восточные славяне старались перенять у Византии, потому что на данный период времени она являлась ярким примером развитой державы. Именно контакты с Царьградом помогли Руси узнать как должно выглядеть достойное государство.
После того как Русь приобрела статус государства ее правящие органы захотели установить крепкие торгово-политические связи с Ромейской империей. Русские князья стремились доказать грекам, что государство имеет достойный статус на международной арене. Князь Олег в 911г. собрав военный отряд отправляется в Константинополь решает показать то, что Русь может являться серьезным военным соперником. В результате похода был подписан торговый договор который разрешал Русским купцам свободно селиться на окраинах Царьграда и торговать в нем.
Вдохновившись победой Олега, князь Игорь в 941 г. решил повторить поход на Константинополь, но его попытка потерпела неудачу. Игорь решил не останавливаться на достигнутом, и предпринял новую попытку. В 944 г., добившись желаемого, он подписывает с императором Романом новый договор. Византийский князь вносит пункт о взаимной военной помощи, который призывает показать «другим странам, какую любовь имеют между собой греки и русские»[4, с. 34].
Следующей была княгиня Ольга, которая в свою очередь внесла огромный вклад в продвижение христианской веры на Руси. Совершив поездку в город Царьград и приняв православную веру. Вернувшись на родину, Ольга сделала все необходимое, чтобы православие распространилось на Руси.
Святослав, сын Ольги пусть продолжил тесное сотрудничество с Византией. Константинополь, обращаясь к мирному договору о сотрудничестве попросил у Святослава помощи при борьбе с Болгарами, но те предложили ему более выгодные условия, и князь остался у них сделав свою столицу Переяславец на Дунае. Басилевс, увидев нарушение договора, решил отправить Святославу предупреждение в виде письма. Рассерженный Святослав незамедлительно отправляет в Константинополь ответ, в котором главной фразой было «Зря император Ромеев принимает россов за изнеженных баб и тщиться запугать нас угрозами»[2, c. 57]. Эта фраза не понравилась Царьграду, и против Святослава было выдвинуто войско Басилевса. Входе военных действий, сын Игоря потерпел поражение и Византия предложила восстановить мирный договор на что Святослав дает свое согласие.
Дипломатический союз Византии и Руси рассматривал не только военно-территориальные вопросы, но и на культурно-религиозные. Большим толчком и прорывом того времени стало изобретение Кириллом и Мефодием славянской письменности. Братья усовершенствовали и дополнили славянский алфавит, вследствие чего он нашел быстрое распространение у болгар, сербов, македонцев и спустя некоторое время дошел до Киевской Руси.
С возникновением письменности на Руси стали появляться книги, написанные кириллицей, что способствовало прогрессу и плавному переходу от невежественного язычества к православному христианству.Князь Владимир принимает решение крестить невежественную Русь. В акции присутствовала и политическая подоплека. Чтобы связать Русь с Византией еще более тесными и крепкими связями Владимир решает сам принять православие и взять в жены сестру Василия II Анну. В 988 г. Владимир объявляет христианство официальной религией Киевской Руси.
Введение христианской религии имела огромное международное значение. Она сплотила народ в единую общность и задала вектор дальнейшего движения. После принятия православия позиция Руси на международной арене как государства в разы повысилась. Византия стала считать Русь не темной и закрытой страной, а государством практически равным себе. Киев начал просвещаться и создавать собственную неповторимую культуру на своем родном языке, в следствие чего появились такие громкие имена как Нестор-летописец со своей первой летописью «Повесть временных лет», Илларион, Климент и др.
Византия была очень рада, что такое большое славянское государство признало ее могущество в религиозной сфере и просило покровительства над собою. В Киев из Царьграда был отправлен патриарх и вплоть до падения Византии митрополиты совершали поездки из Константинополя. Оба государства четко разделяли политику и религию, стараясь не разрушить баланса. Иоанн Цимисхий говорил: «Я признаю две власти: священство и царство… Если не одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности»[1, с. 551].
Несмотря на существующую разницу между политикой двух государств Рюриковичи не воспринимали Византию как чужую страну. Большую роль играл факт женитьбы Владимира на Анне. Чувство родственности не покинуло Русь даже после падения Византии. Чтобы подчеркнуть нерушимый союз, Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского императора. Становление Российской государственности формировалось на основе исторических корней Византии. Для устранения внутренних неурядиц, подобных Византийские монархи придерживались строгого принципа престолонаследия. К.Н. Леонтьев писал: «Царизм наш окреп под влиянием православия, византийских идей, византийской культуры»[3, с. 306].
Византия уже канула в лета, а ее образы все еще незримо присутствовали в русских канонах. Влияние Византии просматривалось и в русской философии. К.Н. Леонтьев создал течение под названием «византивизм», тем самым подчеркивая влияние византийского наследия, он писал «Византивизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше…»[3, с. 309].